Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №12/2010

Специальный выпуск

В быту

Татьяна Полякова ,
заслуженный учитель школы РФ, г. Ульяновск

Зеленая история

Первый поход с классом

В лужах солнце, в лужах дети
Позабыли всё на свете,
В этих лужах из бензина
Появился замок синий,
Разноцветные пираты,
Разноцветные повесы,
Ярко-красные солдаты
И зеленые принцессы.
Андрей Меньшиков

Когда мы были молодые…

Школьные походы – это то, что остается на всю жизнь, – в фотографиях, воспоминаниях, рассказах. Смешные физиономии, нелепые наряды, молодые еще учителя и родители – и удивительная, даже какая-то пронзительная радость жизни! И что интересно, эта радость с годами не тускнеет, а, наоборот, при воспоминаниях расплывается на лице наивно-простоватой улыбкой.

Когда мы были молодые
И чушь прекрасную несли,
Деревья были голубые
И розы красные цвели…

Первый раз, когда я решилась на поход со своими шестиклассниками, даже в школе-то мало управляемыми, коллеги крутили пальцем у виска: “Это от молодости… Мало приключений в учебном году, так еще и летом такой груз на себя брать!”. Ну да, от молодости, конечно. Но тогда надо было видеть этот мой “груз”! Да и педагогика – это ведь не с 8 до 14 часов ежедневно, кроме воскресенья и методического дня. Педагогика – это надолго, может быть, навсегда.

Собака бывает кусачей…

Походом ребята бредили с прошлого года, а готовиться к нему начали, наверное, с зимы. Каких только фантастических идей и предложений я не выслушала! Но, если серьезно, мы с учениками столько всего обсудили до похода, что сам поход, к счастью, особых потрясений не принес, всё обошлось благополучно.

Но обо всём по порядку.

Дети рвались в первый поход на неделю, но ходили мы на три дня, т.е. с двумя ночевками. Из взрослых, кроме меня, участвовали трое родителей и двое учителей, один из которых был учитель физкультуры. И весь мой шестой “А” – 34 человека.

Думаю, что залогом успеха была тщательная подготовка. Зная неуемную энергию своих детей, я сознательно старалась их остепенить, т.е. добиться, чтобы у каждого было свое задание, дело, причем очень важное; чтобы каждый ребенок знал, что его роль совершенно необходима в общем процессе.

Мы выбрали штаб по подготовке к походу, человек шесть. С ними я проговорила основной перечень обязанностей. Составили примерный список ребят по группам (в зависимости от обязанностей) и вынесли этот план на обсуждение в классе. Конечно, начались шум и гам, шутки и веселое гримасничанье. Но я сразу сказала, что можно поменять и дело, и группу. Поменялись, разобрались, снова поменялись, еще покричали, погалдели, поменялись назад… Главное, у всех осталось чувство, что свои роли каждый выбрал самостоятельно. Почти так оно и было.

Это первый шаг на пути остепенения. Теперь можно делать второй – отдельный сбор каждой группы.

Например, выделились те, кто будет ставить палатки и соответственно их снимать. Сбор этой группы проводили с физруком. Прикинули, какие в наличии есть палатки, сколько их (плюс еще палатка для продуктов), что необходимо сделать на случай дождя, чем вбивать колышки, что класть под дно палатки. Мальчики (а в этой группе, естественно, были только мальчики) прониклись чрезвычайной важностью своей роли – ну что же за поход без палаток! Эта задача первостепенная, а футбол (предусмотрительный физрук знал, что говорил!) – после установки палаток.

Вторая мальчишеская группа – совсем особая. Им предстоит вырыть и потом закопать три ямы. Одну – для продуктов, поскольку стояло лето, жара, а у нас консервы, сгущенка, масло. А две другие ямы для туалета: мальчики – девочки.

Когда я объявляла это задание, в классе стоял хохот, всеобщее веселье с комментариями. Пережидаю, пока не раздается сердитый девичий голос: “Дураки, не пойдем ведь никуда!”. И тишина. И 30 с лишним пар глаз – на меня. Но заметьте, это не я сказала. Это из моего штаба кто-то – они-то уже успели отсмеяться, когда первый раз услышали об этом, успели проникнуться серьезностью вопроса – теперь это мощная поддержка для меня. И вот в наступившей тишине я говорю о том, что мы цивилизованные люди, пришли в лес отдохнуть, погулять спокойно и никому не хочется во что-то вступить и испачкаться. Кроме того, мы уйдем, а лес останется, придут другие люди, мы сами, может быть, через год. И надо сделать всё по-человечески.

“Ну да, это правильно, мы с папкой тоже так делали, когда на рыбалку ездили”, – это Сережка, такой маленький мужичок, рассудительный и серьезный. Никто не смеется – всем всё понятно.

В классе я этот вопрос больше не обсуждаю, а на сборе спецгруппы обговариваем детали. Главный мой акцент – задача очень серьезная, ведь без подвода коммуникаций дом нельзя заселять. Дети согласно кивают.

Собака бывает кусачей
Только от жизни собачьей,
Только от жизни,
От жизни собачьей
Собака бывает кусачей!

В зеленой карете

Потом, в лесу, ребята будут многое делать под моим присмотром, а иногда и с помощью родителей, но чувство ответственности у них формируется заранее, в процессе подготовки, и это – главное. Список обязанностей большой – хватит на всех, и надо обязательно расписать по дням, кто когда что делает: приготовление завтрака, обеда, ужина; сбор дров для костра, добывание воды, чистка кастрюль-котелков, уборка территории, свободное время и чем оно занято. Без такого четкого графика нельзя – дети дорвутся до свободы, и на общем фоне отдыхающих или просто бесящихся от радости и полноты чувств подростков никого ничего делать не заставишь.

В походе всегда так – большинство отдыхают, играют, а несколько человек выполняют свои обязанности. Потом, конечно, меняются, но общая картина неизменна: кто-то чистит картошку и варит суп, а рядом – веночки, цветочки и футбол плюс соответствующие эмоции. Поэтому приучить их к мысли, что всегда кто-то что-то делает, а потом отдыхает, надо до похода. Личный труд, вклад в общее дело должны вызывать уважение и всеобщее одобрение.

Особенно это важно для тех ребят, у кого с учебой не всё в порядке, – здесь, в походе, другая деятельность, и у них есть реальная возможность проявить себя. В поход мы потом ходили каждое лето, и из целого класса у нас выделились несколько пар золотых рук, которые потом спокойно в старших классах делали всю мужскую работу в кабинете: полочку прибить, ручки у мебели поменять, парты починить, даже замок в двери сменить. В такой работе мои отличники и слабоуспевающие были на равных – сделанное дело само за себя говорит.

В предпоходную подготовку входит и составление меню – с жаркими спорами, со знанием дела обсуждаются варианты супов и каш, бутербродов и компотов; и закупка соответствующих продуктов – дети занимаются этим с большим воодушевлением, всячески отвергая помощь родителей. Еще одна обязанность – сбор походной аптечки. Двух-трех девочек посылаю на консультацию к школьной медсестре. С ней составляется список необходимых лекарств и дается устное напутствие – тщательно проверять приготовление пищи и пить только кипяченую воду, если не хватит воды в бутылках.

Далее мы с ребятами составляем личные списки, определяя, что должно быть в рюкзаке, плюс всякие нагрузки: мячи, бадминтон, фонарики, спички, топорики, кухонная утварь, вода и прочее – каждый, кроме личных вещей, понесет что-то общее. Это нелегко, поэтому в рюкзаке не должно быть ни одной лишней вещи. К личному списку дети относятся почти благоговейно – значит, теперь уж точно идем, уже ничего не отменится! Особое внимание уделяется обуви. Километраж, конечно, не максимальный, но без опыта мозоли натираются быстро.

Перед самым первым походом приходится обсуждать миллион вопросов. И дело даже не в значимости ответов – просто дети “купаются” в предвкушении этого события и лишний раз задеть любимую тему в разговоре со мной – словно маслом по сердцу, как говорится. Да еще приятно параллельным классам похвастаться: “А мы в поход идем. А вы?”.

Тетушка Кетти
(В зеленом жакете),
Дядюшка Солли
(В зеленом камзоле),
А также их дети,
Одетта и Хетти
(И та и другая в зеленом берете),
Вчера на рассвете
(В зеленой карете)
Отправились…

По роще калиновой

И вот, наконец, настал час икс. С рюкзаками, котелками, с ошалевшими глазами, с изумлением от внешнего вида друг друга, галдящие и радостно визжащие, загружаемся в городской автобус. Едем до конечной, а дальше пешком. Сначала по шоссе, потом по проселочной дороге, потом по лесу. Место мы предварительно уже выбрали.

Чем дальше шли, тем тише становились ребята. А когда дошли до нашей поляны, сразу повалились на траву. Самые активные, правда, минут через пять рванули играть в футбол. Но физрук возвестил: “Отдыхаем пять минут – и за дело!”. Это значит – действовать по графику. Ставить палатки, готовить костер, идти за водой, рыть “волшебные” ямы, собирать дрова… Вот где пригодились наши “домашние заготовки”. На уроках не все учителя справлялись с дисциплиной в моем шестом “А”. Тот же физрук, кстати, не всегда с ними ладил. А тут откуда что взялось – все быстренько занялись своими (но общими!) делами. С палатками долго провозились, хотя и родители помогали, не всё сразу получилось. Первый раз ведь… Да и остальные подустали. Пока расселялись, готовились к обеду (помощников-добровольцев оказалось довольно много!), пока обедали – в общем, до футбола добрались часам к пяти дня, а там и ужин не за горами. Про обязанности свои практически никто не забывал, хотя мои штабисты всё время были начеку, мой дубликат списка-графика вынимать не приходилось.

Суеты не было, но и раздражения тоже не было. У меня даже в какой-то момент появилось ощущение отдыха – гуляем по лесу, разговариваем, сидим на полянке, а рядом идет неторопливая жизнь: кто-то подбрасывает дрова в костер, кто-то крошит салат, кто-то венки плетет, кто-то несет ведро с водой, кто-то в мяч играет… И все такие приветливые, доброжелательные, никто не обзывается, даже Андрей – уж как он всегда девчонок задирает, причем очень обидно и даже злобно. А тут притих, дровишки рубит, за костром следит, от физрука, правда, старается подальше держаться на всякий случай, а мне цветок какой-то удивительный принес, за что девочки его тут же обругали: мы ведь еще два дня здесь будем, пропадет цветок. Но он не огрызнулся, не вспылил, как обычно, а виновато почесал свою вихрастую голову. Чудеса, да и только!

А вечером – костер и, конечно, гитара. У меня никто из детей в тот год не владел этим инструментом, да и малы еще. Но что же за поход без гитары? Поэтому с нами пошла моя коллега с мужем, а муж Володя – с гитарой... Он бывший геолог, играет и поет. Вот он нам и пел часа два под летним звездным небом, среди высоченных сосен, под легкое потрескивание костра.

По роще калиновой,
По роще осиновой
На именины к щенку
В шляпе малиновой
Шел ежик резиновый
С дырочкой в правом боку.

В ночной тишине поневоле хотелось быть как можно ближе друг к другу. Мои маленькие задиры так и сидели, почти плечом к плечу.

Жила-была собака...
Но только ты не бойся,
Она была послушной
И доброю была.

Меня она любила,
И в гости приходила,
И ела хлеб с вареньем,
И сладкий чай пила.

А вот что было дальше,
Еще я не придумал.
Сначала я придумаю,
А расскажу потом.

По палаткам разбрелись почти одновременно – надышались, навпечатлялись за день, устали. Взрослые по очереди дежурили у костра, а дети спали, что называется, без задних ног.

Сладострастная отрава – Золотая Брич-Мулла

Вторая ночь, правда, была более беспокойной: ребята обжились, освоились, плюс ночь-то не просто вторая, а она последняя; после обеда третьего дня мы уйдем. Поэтому дети вспомнили напоследок про зубную пасту, про связанные шнурки (у кого они есть), про спрятанную обувь, вернее, переставленную в другие палатки и “распаренную”.

А днем все было замечательно: никто не устал от своих обязанностей, успели и поиграть, и пофотографироваться, и даже пару-тройку пальцев помазать йодом и забинтовать. Вечером – снова костер и песни. Володя, наш походный бард, целый день давал краткий курс обучения на гитаре – так он всех очаровал накануне – и к вечеру взмолился: “Сегодня концерт будет короче, сил нет”. Но кто же его отпустит, да и куда? Небольшой перерыв на кружку чая – и снова вперед.

Что это, что это, что это
В этом небе ночном?
Кто это, кто это, кто это
В небе там за окном?
Это Герда скользит
По озерам Лапландии,
И в косичках ее,
Словно бабочки, бантики.

Володя вспоминал потом наш поход, мы – тоже. Взаимопонимание возникло полное, на следующее лето мы всё повторили.

На третий день все были чрезвычайно дружелюбны и постоянно предлагали друг другу помощь: почистить кастрюли, собрать рюкзак, снять палатки, доесть сгущенку...

Утренние обиды с зубной пастой и обувью как-то быстро забылись, а вот то, что поход заканчивается, ощущали очень остро и, как могли, растягивали время. Даже уборка территории и закапывание ям прошли очень уж организованно и серьезно. В какой-то момент я даже усомнилась в своей роли: действительно ли я учительница и мои ли это дети?

Но тут Андрей напоследок подложил кому-то из девочек в рюкзак лягушку, а она не вовремя вылезла – визгу было… И сомнения мои улетучились. Бард Володя философски изрек: “Ничего, уже почти отпуск!”

Ну да, так и есть, отпуск начался неделю назад, просто погода была не подходящая для похода, ждали вот.

Сладострастная отрава – Золотая Брич-Мулла…
Про тебя жужжит над ухом вечная пчела:
“Брич-Мулла, Брич-Муллы, Брич-Мулле,
Брич-Муллу, Брич-Муллою…

Какая музыка была…

К следующему походу готовиться начали… с 1 сентября! Ну и как после этого не пойти? В действительности мы подробно обсудили первый поход, все плюсы и минусы, внесли коррективы, и новые списки-графики ученики составляли уже без меня – я только визировала.

Будущим летом и параллельный седьмой “Б” “дожал” свою “классную” – тоже ходили в поход, правда, не все, и только на два дня.

Ну а мы, как обычно, пошли на три и в том же составе. Именно в походе я и обнаружила, как быстро растут дети!

День короток, он не вечен,
День пройдет, наступит вечер.
До утра замолкнут птицы,
Только детям будут сниться
Разноцветные пираты,
Разноцветные повесы,
Ярко-красные солдаты
И зеленые принцессы.

Фото А. Козина

TopList