Специальный выпуск
В кругу
Наталья Гришина ,
к.п.н., СГУ им. Н.Г.Чернышевского, г. Саратов
к.п.н., СГУ им. Н.Г.Чернышевского, г. Саратов
Знакомый незнакомец
Педагогика Орлятского круга
О нем рассказывают легенды и поют песни, его название уже звучит как нарицательное, а суть и смысл порой теряются за кажущейся простой и известностью формы. В этот круг встают люди, которым просто хочется побыть вместе. Часто они даже не подозревают, сколько всего нужно сделать, чтобы это желание возникло!
Согревая единства теплом,
Всё теснее Орлятский круг.
Если надо помочь, если вдруг тяжело –
Помни: каждый – твой верный друг.
С. Иванова-Гончарук
За многолетнюю историю коммунарского движения накоплено множество интереснейших форм воспитательной работы, способствующих объединению, которые особенно актуальны в наши времена чрезмерного обособления людей друг от друга. Одной из таких форм является известная коммунарская традиция Орлятского круга, существующая во многих детских лагерях и в некоторых образовательных учреждениях, в частности в школе В.А. Караковского.
Суть Орлятского круга состоит в том, что все ребята одного коллектива встают в круг, положив правую ладонь на плечо своего соседа, а левой рукой обнимают соседа слева за пояс и начинают петь песни. В этом заключен глубокий смысл: ладонь, лежащая на плече человека справа, означает, что у тебя есть друг, на которого можно опереться; ладонь, которая обхватывает человека слева за пояс, означает готовность в любой момент поддержать друга. В целом Орлятский круг символизирует дружбу и единение находящихся в нем людей.
Знакомить ребят с классической формой Орлятского круга, на наш взгляд, следует постепенно – по мере развития детского коллектива. Основой такой градации могут послужить стадии развития коллектива, предложенные А.Н. Лутошкиным: песчаная россыпь, мягкая глина, мерцающий маяк, алый парус и горящий факел.
Песчаная россыпь
Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в то же время каждый человек сам по себе. Нет “сцепления” между людьми.
На данной стадии развития коллектива знакомство с формой Орлятского круга является вопросом особенной важности: ведь именно благодаря кругу может произойти сплочение ребят. С другой стороны, это также является вопросом мастерства педагога. Не стоит спешить с внедрением традиции Орлятского круга. Вначале следует подготовить почву – заинтересовать детей. Можно пригласить в гости уже сложившийся коллектив, в котором поддерживается данная традиция, для проведения совместного творческого дела и предварить его Орлятским кругом, в котором участвовают все желающие (нежелающие просто наблюдают со стороны). Другой вариант – самим сходить в гости к такому коллективу для знакомства с его традициями, в том числе с Орлятским кругом.
После такого обмена опытом можно постепенно начинать разучивать песни, сидя в кругу, всё более и более расширяя репертуар и закладывая базу для следующего шага. В идеале педагог должен уметь играть на гитаре хотя бы на уровне владения несколькими основными аккордами (при желании освоить эту нехитрую премудрость не составляет особого труда), но вопрос аккомпанирования решается и другими способами: среди детей может быть кто-то владеющий каким-либо музыкальным инструментом; можно договориться о мастер-классах с ребятами или педагогами из других групп.
Мягкая глина
Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию. В руках хорошего мастера этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу. Существует множество замкнутых приятельских групп, которые мало общаются между собой.
На этом этапе по-прежнему основополагающую роль играет профессионализм педагога. По мере укрепления атмосферы доброжелательности в коллективе можно делать следующий шаг: начать петь уже разученные песни, взявшись за руки и стоя в кругу.
Кроме того, для более глубокого знакомства с традицией Орлятского круга можно выпустить интерактивную газету, в которой рассказать об истории возникновения этой традиции, отношении к ней ребят, опубликовать интервью, тексты песен, объявить конкурс на лучший юмористический коллаж, посвященный Орлятскому кругу, – идеи могут быть самые разные.
Мерцающий маяк
В штормящем море мерцающий маяк и начинающему, и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Но заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света. Теперь в группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частых вспышек. В группе уже есть на кого опереться – выделяется актив. Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы: недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел и отношений.
Главным на данной стадии является то, что у педагога появляется поддержка – актив. Опираясь на него, можно вводить полноценную форму Орлятского круга со своими правилами и законами. Они очень емко изложены в одном их орлятских стихотворений:
Слева друг и справа друг,
Чуть качнулся Орлятский круг.
Тут лишь о главном услышишь слова.
Руки в размахе крыльев орла:
Справа на плечи, а слева на пояс.
Тихо звучит о серьезном твой голос.
Круг неразрывный нельзя разорвать.
В центр, лишь прощаясь, можно ступать.
Важно не просто познакомить ребят с законами и правилами Орлятского круга, но и рассказать об их глубинном значении: о символике сложенных определенным образом рук; о том, что входить и выходить из круга можно лишь дождавшись окончания разговора или песни, и делать это нужно очень осторожно (по легенде в центре круга лежат горящие сердца, и злой ветер может ворваться в круг и затушить их), о том, что нельзя ходить по центру круга (кто же ходит по сердцам?).
Алый парус
Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, верности. Участие в делах друг друга и интерес к ним у ребят теперь сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. У большинства членов “экипажа” проявляется чувство гордости за коллектив. Кроме того, группа живо интересуется тем, как обстоят дела вокруг них – в соседних классах и отрядах. Но хотя группа сплочена, она не всегда готова идти наперекор “бурям”: ребятам не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.
Именно на этой стадии происходит полное освоение формы классического Орлятского круга и насыщение ее всё более глубоким смыслом. В момент хорошей сплоченности коллектива можно рассказать легенду об Орлятском круге. Она существует в различных вариантах. Наиболее известен следующий.
В былые времена, в старинные годы жили на берегу моря люди. Это было племя красивых и сильных людей, любящих жизнь и красоту, любящих друг друга... Но ничто не остается неизменным. Началась война. Возникла необходимость всем мужчинам уйти воевать. А как же быть с любимыми женщинами – матерями, сестрами, дочерьми? С собой их не забрать... И тогда все мужчины, чтобы не мерзли их любимые, сложили посреди пещеры свои горящие сердца и ушли... Ушли воевать, защищать свой дом, свои семьи. Сердца горели ровным и теплым огнем. Вдруг ворвался злой ветер и начал тушить мужские сердца. Тогда все оставшиеся женщины встали, собрались вокруг горящих сердец и загородили их от ветра. Долго они простояли, но защитили сердца любимых людей. С тех пор повелась традиция – вставать близким людям в круг, который впоследствии назвали Орлятским.
Можно выбрать и другой вариант легенды – он особенно сказочный, немного наивный, но очень живописный и хорошо подходит для инсценировки с ребятами.
Когда-то давным-давно, когда на свете еще не было людей, жили на соседних скалах две стаи орлов. По разным причинам они постоянно враждовали: делили то власть над своими скалами, то добычу... Подолгу длились их бои. Наконец наступил критический момент, когда все взрослые орлы погибли и остались только маленькие орлята, которым не надо было ничего делить – они хотели лишь тепла и мира. Тогда птенцы все вместе, напрягая свои последние силы, слетелись на третью, никому не принадлежащую дикую скалу и решили жить там единой стаей и помогать друг другу. Так как они были еще очень маленькими орлятами, которые только-только научились летать, перелет на далекую скалу их очень утомил. Эта скала была холодной, обдуваемой всеми ветрами, неуютной для маленьких птенцов. Чтобы не замерзнуть, уставшие орлята встали в круг, поближе друг к другу, а чтобы не упасть от усталости, они левым крылом поддерживали друг друга, а правым опирались друг на друга. Тихонько раскачиваясь, они пели песни до того момента, пока не выглянуло солнце и не согрело орлят. С тех пор Орлятский круг стал символом дружбы и взаимной поддержки.
Горящий факел
Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Теперь группу можно назвать настоящим коллективом – таким, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь и где не остаются равнодушными, если помощь нужна другим группам.
На этом кульминационном этапе коллектив становится настолько мощным, что у него возникает потребность в расширении своих границ путем взаимодействия с другими группами и коллективами, в распространении и обогащении устоявшихся традиций, в том числе и традиции Орлятского круга. Настало время выходить в другие коллективы, петь на улицах города, организовывать мастер-классы по освоению этой формы для всех желающих.
Также можно и поэкспериментировать, ввести новые формы Орлятского круга, дополнить его содержание. Отличиями от традиционного Орлятского круга могут стать акцент на добровольности участия; создание возможностей для индивидуального самовыражения (выступление с песней; аккомпанирование; чтение стихов); обсуждение опыта участия в Орлятском круге путем постановки вопросов, направленных на анализ отношений, чувств, мыслей каждого участника.
Несколько лет назад, приехав в город своего детства – Архангельск, я была в равной степени необыкновенно удивлена и порадована, увидев на набережной Северной Двины людей, поющих в Орлятском круге. Так же пели и мы, вернувшись с коммунарского сбора, со слезами на глазах – в преддверии расставания… С тех пор прошло почти пятнадцать лет, а традиция орлятского братства продолжается!.. По-прежнему Орлятский круг открыт для всех, по-прежнему так тепло и нежно звучат слова любимой орлятской песни:
Согревая единства теплом,
Всё теснее Орлятский круг.
Если надо помочь, если вдруг тяжело –
Помни: каждый – твой верный друг.
Фото автора