Специальный выпуск
В кругу
Ирина Демакова ,
д.п.н., проф., г.Москва
д.п.н., проф., г.Москва
Поющий учитель
Личные открытия
Педагоги, увлеченные авторской песней, обнаружили в ней тонкое средство воздействия на подростка, а кое-кто увидел в песне настоящее педагогическое чудо. Сегодня, так же как тридцать, двадцать, десять лет назад, творчество российских бардов продолжает привлекать всё новых ребят, открывая им мир задушевного общения.
Нить Ариадны
Если бы я была художником, то нарисовала бы свой портрет на фоне гитары, книг, кастрюль и детей. Пожалуй, именно этот набор наиболее точно отражает суть моего существования.
Первый этап моего романа с бардовской песней пришелся на 1955–1960 годы. В 1955 году я после окончания школы поступила на филологический факультет МГПИ им. В.И. Ленина и попала в необыкновенную песенную атмосферу. Аббревиатура МГПИ тогда именно так и расшифровывалась – Московский государственный поющий (или песенный) институт.
В те годы повсюду звучали официозные песни о стране, о государственном строе, о партии. А в МГПИ храбро и легко, на одном дыхании пели о человеческих чувствах и переживаниях: о любви, о дружбе, о разлуках и встречах. Олицетворением этой атмосферы для меня была и остается навсегда Ада Якушева, в ансамбль которой я попала в первый же день своего пребывания в институте. Песни Ады – искренние, красивые, мелодичные – рождались у нас на глазах. Сначала их пела сама Ада. Манера ее пения была незабываемой: она пела негромко, каждое слово выпевалось как бы отдельно и именно ему в каждую единицу времени придавалось особенно важное значение. “Слушай! На время время позабудь…”. Вскоре новую песню уже пели мы, ее ансамбль, а потом все девчонки нашего факультета. Каждая из нас исполняла песни Ады так, как будто это была песня про ее собственные переживания, словно каждая из нас тоже была автором этой песни.
Ада была необыкновенно музыкальна. Много лет спустя я узнала, что ее полное имя Ариадна, и поразилась гармонии ее облика и имени. Тогда в моем сознании и возник образ молодой женщины, давшей нам в руки нить, которая выведет на свет из лабиринта, когда, казалось бы, дороги нет и не будет никогда…
Через год Ада окончила институт и ушла. Но, уходя, она повторяла, чтобы мы не бросали пение, чтобы и дальше звучали на институтских вечерах бардовские песни, песни наших ребят: Юры Визбора, Володи Красновского, Светы Богдасаровой, Юлия Кима, Бори Вахнюка и других. В последние дни июня 1956 года Ада научила меня аккомпанировать на гитаре основные песни из нашего репертуара, остальное я позже освоила сама.
После ухода Ады определился состав оставшихся исполнителей. Нас оказалось восемь. Так возник знаменитый октет МГПИ. В этом составе мы пели до окончания института. Мы четыре раза становились победителями конкурса бардовской песни, который проводился в МЭИ, выступали бесчисленное количество раз перед студентами разных вузов Москвы, перед строителями метрополитена, в колхозах, совхозах.
Позже пришло осознание: бардовская песня, при всей своей негромкости, камерности, стала своеобразной песней протеста. Неслучайно критики пишут сегодня, что молодую интеллигенцию 50-х – начала 60-х годов сформировали именно песни Булата Окуджавы, Михаила Анчарова, Юрия Визбора, Ады Якушевой, Юлия Кима, Новеллы Матвеевой. В их песнях сконцентрировалась надежда, которую принес с собой 1966 год – год оттепели. По мнению известного литературного критика Л.Аннинского, авторская песня этого периода пробудила невостребованные до поры творческие силы, дала мощный толчок творчеству целого поколения молодых поэтов, музыкантов, режиссеров, художников, бардов. И учителей – хочется добавить мне.
Гитара в учительской
Вот с этим багажом в сентябре 1960 года я пришла в школу № 630 г. Москвы – первую в СССР школу продленного дня, организованную для детей рабочих двух ткацких фабрик – имени М.И. Калинина и имени М.Фрунзе. Семьи наших учеников жили очень бедно, в общежитиях, перегороженных простынями. В этой школе на окраине Москвы с 1960 по 1978 год я проработала учителем литературы, классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе в старших классах. Все 18 лет я параллельно с другими делами с удовольствием руководила всем, что было связано с бардовской песней.
Песня прошла со мной через всю мою жизнь и определила мою роль в школе: меня называли “училка, которая поет”. Что особенно запомнилось в эти годы? Бардовские песни ребята учили на уроках музыки, гимн МГПИ “Мирно засыпает родная страна” с небольшими изменениями стал гимном нашей школы… С каждым годом мы всё более соответствовали имени, которое дали нам те, кто нас любил, – “поющая школа”.
Я рассказывала ученикам о своих друзьях – известных бардах, об истории популярнейших песен, многие из которых писались буквально на наших глазах. Рассказывала об истории нашего замечательного ансамбля – октета МГПИ, который в течение многих лет был победителем конкурсов самодеятельной песни. В те годы мы, молодые, распевали наши песни, радуясь тому, что были рядом друг с другом, что так весело жить на свете.
Моя семиструнная гитара 18 лет провисела на стене нашей учительской. Все наши педагоги обожали бардовскую песню, прекрасно знали ее и хорошо пели. Опыт МГПИ мы использовали в школе по максимуму. Уже в 1962 году в классе, классным руководителем которого я стала, мы организовали девчачий октет, который назвали “Радуга”, а чтобы мальчикам тоже было чем заняться, организовали комсомольский эстрадный театр, который работал по образцу литфаковских обозрений. Бардовские песни звучали на школьных и классных вечерах, во время туристических походов, экскурсий, геологических летних экспедиций.
Когда “Радуга” окончила школу, ребята продолжали репетировать и выступать. В течение многих лет они пели для слушателей радиопередачи “Ровесники”, которой бессменно руководил Игорь Васильевич Дубровицкий. Работали с замечательными редакторами, великолепными звукооператорами и т.д. Этот класс и этот ансамбль не расстается вот уже более 40 лет, находя для себя поддержку в дружбе и теплоте, в пении, которое для каждого из них – истинное счастье.
Прививка от пошлости
Что происходит с ребенком, когда он слышит или поет бардовскую песню?
Я замечала, как исподволь, незаметно для себя дети погружаются в особую литературно-поэтическую атмосферу. Постепенно они запоминают множество поэтических текстов, положенных на музыку, многие начинают их петь, аккомпанируя себе на гитаре. Некоторые ребята поют эти песни в унисон, а некоторые пытаются разложить мелодию на голоса – так рождается многоголосие, культура пения.
Есть ребята, которые сами пишут стихи и придумывают к ним музыку. Опыт показывает, что часто, начиная с бардовской поэзии и музыки, дети начинают всерьез интересоваться классической поэзией и музыкой. Так бардовская песня формирует художественный вкус, развивает его. Я не раз замечала, что именно в такие моменты у многих детей рождается потребность всерьез изучать поэзию серебряного века, подбирать мелодии для того, чтобы под нехитрый аккомпанемент читать стихи Ахматовой и Цветаевой… Думаю, что увлечение бардовской песней похоже на прививку от пошлости, от “низкого” стиля попсы и т.п.
Когда звучит бардовская песня, создается мягкая, теплая атмосфера дружбы, взаимопонимания, взаимопритяжения. Бардовская песня учит храбро говорить о любви, учит бесстрашию в выражении глубины и искренности своих чувств.
Бардовские песни разные. И каждый ребенок может найти автора, созвучного себе. В разные годы мои ребята предпочитали песни Визбора, Кима, Егорова... Но для большинства моих учеников, и прежде всего девочек, самое большое место всегда занимали песни Ады Якушевой: “Слушай! На время время позабудь…”
Мне очень дороги и песни Юры Визбора, которого я знала долгие годы. Недавно слушала его песню “Одинокий гитарист” – одну из последних в его жизни, написанную о гитаристе, которого он встретил в маленьком трактире южного города. Я слушала и понимала, что песню эту он написал о себе. Это он был одиноким гитаристом, верящим, что “кому-то повезет, если вдруг не повезло”:
Он играет и поет,
Всё надеясь и надеясь,
Что когда-нибудь добро
Победит в борьбе со злом.
Уверена, что и сегодня, в сложное, кризисное, какое-то горькое время, нашим детям нужны песни, как они были нужны нам. Быть может, они спасут нас от “позорного безверья”, дадут надежду, возродят оптимизм.