Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №12/2010

Специальный выпуск

В игре

Ольга Кострюкова ,
заместитель директора по учебно-методической работе, Пензенская областная станция юных туристов, г.Пенза

Большой остров Дружбы

Психологическая игра

Есть игры, сближающие людей. Особенно актуальны они при создании постоянного или временного коллектива. Авторы данной игры, педагоги Пензенской областной станции юных туристов, имеют большой опыт работы с детьми в палаточных лагерях, где создание доброжелательной атмосферы, располагающей к взаимодействию и взаимопомощи, необходимо уже в первый день работы лагеря.

Задачи:

• открыть новые формы сотрудничества друг с другом при помощи создания необычной метафорической ситуации;

• способствовать познанию своего внутреннего “Я”, развитию эмпатии, решению проблем адаптации.

Введение в игру

Участники стоят в общем кругу. Ведущий начинает рассказ.

Ведущий. Представьте себе Вселенную, огромную и бездонную. Но все во Вселенной имеет свое начало. Появляется вода, чистая, прозрачная, необыкновенно красивого завораживающего цвета. Появляются непонятные хаотичные маленькие частички. Долго-долго без сути и без назначения хаотичные частички движутся в пространстве. Представьте, что вы – эти частички. Можете закрыть глаза, чтобы легче было представить себя частичками. Так вы начнете быстрое спонтанное движение по поляне.

Ребята свободно ходят по игровому пространству и выполняют действия, которые называет ведущий.

Ведущий. Частички сталкиваются, рассматривают, приветствуют друг друга, здороваются, улыбаются. Но ничего не бывает вечно, всё меняется, и в итоге частички, похожие друг на друга, встречаются и образуют острова.

Ведущий предлагает ребятам распределиться на группы-острова в соответствии с тем или иным критерием. Например, по цвету волос, по цвету глаз, по цвету маек, по одинаковым отчествам, по одинаковой букве, с которой начинается имя. После объявления каждого критерия ведущий дает участникам время (считает до десяти) на формирование групп. Представив несколько вариантов распределения, ведущий объявляет об окончании этого задания, и участники остаются в тех группах, в которых оказались на данный момент.

Работа в группах

Участники игры в группах выполняют ряд заданий.

Самопрезентация частичек

Члены группы вписывают в бейджики имена, которыми хотели бы называться во время игры, и составляют свою характеристику из наиболее выдающихся личностных качеств. По сигналу ведущего каждый участник представляется и рассказывает о себе.

Цель: обратить внимание участников группы друг на друга, на непохожесть и неповторимость каждого; способствовать осознанию собственной уникальности и значимости.

Название островов

Участники групп придумывают название своим островам.

Цель: способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы; создать ситуацию совместного переживания, связанного с выполнением общей задачи.

Истории островов

Каждая группа придумывает историю зарождения и развития своего острова.

Цель: сплотить группы за счет совместной деятельности; дать возможность членам команды испытать чувство взаимной ответственности.

Карта островов

Участникам предлагается в художественной форме передать свое представление об острове, жителями которого они являются. Рисунок создается совместно всеми участниками группы на листе ватмана.

Цель: закрепить позитивный эмоциональный настрой, объединить участников для решения совместной задачи в условиях взаимопомощи и партнерства.

Метеоритный дождь

Несколько участников из разных групп отходят в сторону и отворачиваются. Оставшиеся образуют плотный круг, взявшись за руки. Отошедших вызывают по одному. Им по очереди предлагается войти в круг. При этом у ребят, стоящих в кругу, существует договоренность о том, каким образом должен вести себя человек, чтобы его впустили (вежливо об этом попросить, выполнить какое-либо условие и т.д.). Участник, пытающийся войти в круг, пробует различные формы общения, стараясь угадать неизвестную ему договоренность членов группы.

Цель: совершенствовать коммуникативные навыки путем активного игрового взаимодействия; развивать отношения партнерства; способствовать устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения.

Скалы

Участники выстраиваются в шеренгу вдоль линии “обрыва скалы” (эта линия выкладывается шишками, ветками, веревкой) в различных позах, обозначающих каменные изваяния – скалы. Задача каждого из играющих – пройти по краю “обрыва”, не сорвавшись в “пропасть”. Разрешается держаться за “скалы”.

Цель: снять напряжение участников путем тактильного взаимодействия; объединить их для решения задачи на основе партнерства; создать в группе атмосферу взаимной ответственности, эмоциональной свободы, радости от коллективного успеха.

Образ моего острова

Участникам предлагается после недолгого обсуждения построить скульптурный образ своего острова (горы, овраги, вулканы, деревья и т.д.).

Цель: способствовать интеграции группы за счет участия в совместной деятельности; создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.

Совместная работа

Построение архипелага и Большого острова Дружбы

Участникам предлагается объединить свои острова, скульптуры и создать единую фигуру: сначала архипелага (островов, близко расположенных друг к другу), а затем нового, пока еще не существующего в природе Большого острова Дружбы.

Цель: развить у участников умение выстраивать совместную стратегию и тактику успеха.

Завершение игры

Участники обсуждают игру, делятся впечатлениями, подводят итоги.

Фото автора

TopList