Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №12/2010

Специальный выпуск

В пути

Нина Алексеева ,
МОУ Гимназия № 36, г. Иваново

Волшебная монетка

Путешествие в автобусе

Чтобы поход или поездка не были испорчены, не принесли огорчений больше, чем удовольствий, к ним лучше готовиться заранее. И чем дольше дети будут одни, без родителей, в непривычной обстановке, тем раньше должна начинаться подготовка и тем дольше продолжаться.

Схема рассадки

Путешествие в автобусе – для детей очень значимое и волнующее событие, от которого часто зависит общее впечатление от самой поездки. Ребята стараются так занять места, чтобы оказаться рядом с друзьями и подальше от тех, общение с кем не доставляет им особой радости. Подростки обычно принимают решение о поездке, исходя из того, едут ли те одноклассники, которые входят в их ближний круг общения, и есть ли человек, с которым они в дороге будут с удовольствием сидеть рядом.

Никакие рассказы о красоте места, планируемого для посещения, скорее всего, не заставят ребенка изменить решение, если нет хорошего компаньона на время дороги. Особенно если путь будет дальним, а именно такие поездки любят подростки. Дорога создает возможность тесного общения с товарищами, которое эмоционально более значимо для большинства школьников, чем сама экскурсия. И поскольку рассадка в автобусе так важна для детей, она должна иметь не меньшее значение и для учителя.

Отправляясь с детьми на автобусную экскурсию, стоит прежде всего продумать план рассадки учеников в автобусе. Нужно выяснить у родителей, как дети переносят дорогу, чтобы “забронировать” передние места для тех, кого укачивает, и посадку в автобус начинать надо именно с них.

С точки зрения воспитания культуры поведения очень неприятна ситуация, когда ребята толпой устремляются в автобус и в давке занимают места. Кроме того, велик риск того, что робкие, малообщительные и застенчивые будут при этом обижены, да и места им достанутся не самые лучшие и сидеть они будут не с теми, с кем хотелось бы. Многие дети со слабой нервной системой и подремали бы в дороге, но шумные соседи не дадут им отдохнуть. Пересаживать же школьников, уже с боем занявших для себя и друзей места, – не самое приятное занятие и для нас, и для них.

Что же может спасти класс от такой ситуации? Только порядок, причем заранее установленный. Все дети должны быть заранее уверены, что им будет хорошо в автобусе, что их потребности будут удовлетворены; что их не обидят, не испортят им удовольствие от поездки.

Любое взаимодействие ребенка со взрослым может стать поводом для воспитания. Даже в такой простой, бытовой ситуации, как распределение мест в экскурсионном автобусе, можно учить ребят быть добрыми и справедливыми, уметь не только отстаивать свои интересы, но и учитывать чужие, уступать и договариваться. Принципы взаимного уважения не сразу усваиваются детьми на практическом уровне, эти навыки тоже необходимо тренировать. Ситуация поездки предоставляет для этого прекрасные возможности.

Обсуждение плана

Лучше заранее договориться с ребятами о том, кто какие места займет в автобусе. Это позволит успокоить робких и болезненных детей (и их родителей), поможет ненавязчиво произвести рассадку таким образом, чтобы вместе не оказались самые шумные и конфликтные ученики. Сделать это можно так: сначала на схеме салона автобуса отводятся места для тех, кого укачивает и детей с ослабленным здоровьем; затем обозначается рассадка всех остальных школьников. При создании плана важно заранее продумать, как обеспечить эмоциональный комфорт робким и малообщительным ребятам, и постараться так разместить самых активных, чтобы легче было контролировать дисциплину во время движения автобуса, желательно поближе к тому месту, где будет находиться сопровождающий. Не ладящих друг с другом, конфликтных подростков стоит развести в разные концы автобуса. Если есть данные социометрических исследований в коллективе, то они могут очень помочь.

Затем учителю стоит познакомить детей со своей схемой рассадки. Наверняка найдутся недовольные. Тогда он может предложить им составить свою схему рассадки, но при этом соблюдать ряд условий: не пересаживать с первых рядов детей, плохо переносящих транспорт, не разлучать друзей и учитывать вопросы сохранения дисциплины и порядка.

Когда альтернативная схема будет составлена, авторам потребуется получить согласие всех остальных участников экскурсии, чтобы всем было удобно и все остались довольны. Иногда на то, чтобы договориться, у ребят уходит довольно много времени. Но с каждым следующим разом они делают это всё быстрее и проще. Такой подход к проблеме учит школьников считаться с чужими интересами и договариваться. Размещение в автобусе они теперь не станут воспринимать как “казачью вольницу” и легче примут те требования дисциплины, которые будут к ним предъявляться.

Этот же принцип можно потом использовать при организации рассадки учеников в классе. Пересадки могут создавать конфликтные ситуации, а если регулярно привлекать к обсуждению детей, то скоро они научатся решать эти вопросы быстро и безболезненно и, что самое главное, учитывать при этом интересы каждого и интересы дела.

Еще одна проблема, над которой можно работать во время поездки, – это улучшение положения “изолированных” и “отверженных” в классном коллективе. Даже у опытных классных руководителей, которые уделяют много внимания вопросам формирования коллектива и создания благоприятного психологического климата в нем, скорее всего, в классе окажутся несколько учеников с низким статусом. Это могут быть просто новенькие или “особенные” дети. В поездке, просто посадив их вместе, можно добиться улучшения отношений между учениками, имеющими проблемы межличностного общения. Погруженные в свои проблемы, такие ребята часто как бы не видят друг друга и не пытаются сблизиться в школе. А здесь сама дорога, необычность обстановки дают им шанс лучше узнать друг друга и подружиться. Главное – правильно найти каждому из них пару. Часто после удачной поездки положение таких детей в коллективе значительно улучшается.

Вопросы дисциплины

В поездке возникают и бытовые проблемы, например с поддержанием чистоты в автобусе. Чтобы не тратить время и нервы на организацию уборки, лучше сразу договориться с детьми о главном правиле поддержания чистоты – каждый убирает за собой. Нужно заранее закупить мешки для мусора и раздать в автобусе каждой паре учеников, а на стоянках обычно стоят специальные баки. Во время дальнего пути лучше выносить мусор несколько раз во избежание его случайного рассыпания. Если поездка недалекая, то можно пройти с пакетом для мусора по автобусу перед стоянкой. Дети быстро привыкают к такому порядку и уже сами заранее просят дать им пакеты.

Еще одно наблюдение касается покупки детьми сувениров. Всем известна картина: в начале экскурсии ученики не слушают экскурсовода, а делают попытки познакомиться с ассортиментом сувенирных ларьков. Обычно экскурсовод дает школьникам время для приобретения сувениров по окончании экскурсии, но деньги “жгут карман”, и ребят ужасно манят яркие прилавки. Кроме того, они устали от сидения на одном месте, однообразия, и сейчас им нужна разрядка и новые яркие впечатления. Борьба с разбредающимися детьми может испортить настроение всем, и есть риск потерять кого-то из самых активных покупателей. Если в группе много таких нетерпеливых созданий, имеет смысл, предупредив детей о том, что у них еще будет время для покупок и впереди их ждут более дешевые киоски, до начала экскурсии дать им всё же 10–15 минут для отдыха и удовлетворения любопытства. Обычно после такой кратковременной пробежки по прилавкам, потратив часть денег, подростки успокаиваются и уже спокойно и с интересом слушают экскурсовода.

Время сбора в указанном месте должно соблюдаться неукоснительно. В любой группе всегда есть дети увлекающиеся, плохо умеющие себя организовывать, их нужно “мобилизовать” чем-то ярким, запоминающимся. Хорошо действует обычная “присказка” экскурсовода: “Я хочу вас предупредить, что в туризме существует правило: опоздавший на 5 минут, извиняясь перед группой, которая ждала его, поет песню. Опоздавший на 10 минут танцует. Опоздавший на 15 минут танцует, поет песни, но уже вслед уходящему автобусу! Итак, во сколько мы встречаемся на этом месте?” Ребята смеются и запоминают правило, стараются не опаздывать.

Особые дети

Трудности в поездке создают гиперактивные дети. Обычно они к тому же плохо переносят автобус. Если такой ребенок плохо управляем, то будет лучше, если в дальнюю поездку он отправится в сопровождении родителя. Если дорога занимает час – полтора, то обычно педагогу удается контролировать ребенка, посадив его с более спокойными детьми недалеко от себя. Проблемы могут возникнуть во время экскурсии. Эти дети, возбуждаясь от обилия людей, незнакомой обстановки, плохо себя контролируют и нуждаются в повышенном внимании и помощи. Слов, к ним обращенных, они просто не слышат, лучше реагируют на тактильный контакт. Делать им замечания практически бессмысленно, их стоит призывать к порядку прикосновениями к руке и взглядами. Ученика младших классов можно просто под благовидным предлогом взять за руку.

Даже мимика таких детей отличается от мимики здорового ребенка. Окружающим людям часто кажется, что гиперактивный подросток кривляется и хулиганит умышленно. Не все окружающие понимают проблемы таких детей и выведенные из себя их малоадекватным поведением и якобы невоспитанностью часто делают им грубые и даже оскорбительные замечания. Это могут быть участники других групп, приехавших на ту же экскурсию, родители других учеников и даже экскурсоводы. Поэтому, если в группе есть такой ребенок (или даже несколько детей с аналогичными проблемами), лучше заранее предупредить экскурсовода и родителей о его особенностях и защитить ребенка от грубых замечаний взрослых.

Некоторые дети всегда плохо переносят транспорт, но часто на обратном пути к ним присоединяются и вполне здоровые ребята, которые испытывают тошноту и даже рвоту как следствие неправильного питания в дороге. Чтобы этого избежать, лучше заранее обговорить с родителями и самими детьми наиболее здоровый рацион и получить согласие родителей на контроль питания учеников в поездке. Лучше не разрешить ребенку купить и съесть пищу, которая может принести ему вред, чем потом иметь проблемы в дороге. Обычно родители с пониманием относятся к таким правилам и ограничениям. Тем более что они имеют смысл только тогда, когда выполняются всеми членами группы. Стоит обговорить с родителями и детьми список запрещенных в дороге продуктов и право учителя на их временную конфискацию.

Некоторые дети так страдают от укачивания, что останавливать автобус приходится чуть ли не у каждого столба. Это заставляет нервничать водителя, срывает график движения. Тут ребенку, особенно младшему школьнику, может помочь прием, подсмотренный у одного старого опытного водителя, хорошо понимающего детей. Однажды, после очередной остановки по требованию, он подошел к измученному дорогой ребенку, протянул ему мелкую монетку и тихо сказал: “У нас, водителей, есть свой секрет от укачивания – волшебная монетка, заговоренная. Я с ней давно езжу, и меня не укачивает. Вот она, держи, я тебе ее подарю. Зажми в кулачке, смотри только вперед, думай о хорошем, и всё будет хорошо. Быстро заснешь и проснешься уже на месте. Береги ее, водительскую монетку, она тебя всегда выручит”. Успокоенный мальчик, зажав в руке монетку, скоро заснул, и поездка закончилась благополучно.

Фото с сайта www.Shutterstock.com

TopList