Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №11/2010

Идеи

Самоопределение

Александра Полякова ,
к.п.н., г. Москва

Переход через лаву

О возможностях психологических игр

“Игра как метод в работе педагога и психолога” – так звучала тема Второй всероссийской психолого-педагогической мастерской “Грани развития”. О некоторых формах игрового взаимодействия с детьми и педагогами, предложенными на этой конференции, рассказывается в данном материале.

Четыре стихии

Задачей рефлексивно-деловой игры для педагогов “Четыре стихии” ведущие обозначили создание и развитие школьного педагогического коллектива. Известно, что натянутость отношений и неумение педагогов работать совместно – распространенная проблема во многих образовательных учреждениях. Авторы и ведущие игры – сотрудники Центра психологического сопровождения образования “Точка ПСИ” Т.В. Беглова, М.Р. Битянова и Т.В. Меркулова – предлагают форму работы с учителями, основанную на определенных сюжетных элементах (в данном случае – борьбе и взаимодействии четырех стихий: Огня, Воздуха, Воды и Земли) и направленную на формирование у учителей мотивации к объединению усилий в ходе образовательного процесса и на нормализацию взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Суть игры заключается в том, что все присутствующие с помощью жребия делятся на четыре команды-стихии. Участники выполняют ряд заданий и упражнений в рамках отведенной роли: им необходимо рассмотреть с точки зрения предложенных позиций понятие “образование”. Этапы игры выстроены таким образом, что сначала задачей команд является обособление и даже конкуренция, например, создание собственной символики, доказательство приоритета их стихии над другими. В ходе следующего этапа участники оказываются в проблемной ситуации: они должны по предложенному ведущими плану описать, что станет с образованием, если оно будет основано только на одной из стихий. Найти положительные стороны подобной ситуации командам оказывается сложно, что позволяет участникам перейти к этапу взаимодействия.

Заканчивается игра упражнением “Переход через лаву”. В ходе него участники приходят к выводу, что единственный способ выполнения задания, полученного от ведущих, – это объединение усилий всех команд и совместные действия.

Игра “Четыре стихии” вызвала интерес у педагогов и психологов, присутствующих на конференции, однако у них возникли вопросы, которые прежде всего касались реальных возможностей проведения подобной формы работы с учителями в условиях школы. По замыслу авторов, игра длится четыре часа. Где найти столько времени и как уговорить (заставить?) уставших и недовольных учителей принять в ней участие – вот то, о чем моментально задумались психологи. Кроме того, одна из участниц небезосновательно заметила, что игра представляет собой не столько работу по созданию коллектива, сколько более поверхностную вещь – командообразование.

С другой стороны, учителя и психологи вполне могут взять на вооружение подобный способ регулирования взаимоотношений в группе при работе с детьми. Игра при этом, вероятно, потребует некоторой корректировки, например, уменьшения временной протяженности, замену основополагающего понятия “образование” на более близкое и актуальное для подростков.

Примечание: подробный сценарий игры опубликован в газете “Школьный психолог”, № 9/2005.

За столом

Настольные игры – это то, что знакомо с детства практически каждому своей увлекательностью и незатейливостью.

Авторы же психологических настольных игр – И.В. Вачков, Г.В. Бубнова, И.Ю. Кленицкая и А.Г. Теплицкая – убедительно доказали участникам мастерской, что проведение и тем более создание подобных игр – это настоящее искусство.

Особенность психологической настольной игры заключается в том, что, условно говоря, вместе с броском кубика и передвижением фишек запускаются различные психологические процессы играющих: в зависимости от хода и правил игры им предлагается ответить на вопросы, выполнить задания, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, отрефлексировать свои действия и взаимоотношения с людьми.

После авторских презентаций настольных игр педагогам и психологам было предложено попробовать себя в роли участников игровых действий, а затем и авторов. Все присутствующие по желанию разделились на группы и попытались создать модели таких игр для дошкольников, младших школьников, подростков и учителей.

Возник вопрос и о применении подобной формы работы с детьми в профессиональной деятельности педагогов и психологов. На самом деле сферой для использования игр могут стать как индивидуальные консультации или работа с небольшой группой ребят, так и школьное пространство – классный час, занятия психолога с классом (главный вопрос здесь будет заключаться в количестве возможных игроков).

С игрой для педагогов сложнее. Выдвинутая одной из участниц проектной группы по разработке игры для учителей идея о проведении настольной игры перед педсоветом – минут так на сорок-пятьдесят – показалась некоторым присутствующим абсурдной. Опять же все упирается в нехватку времени и нежелание педагогов участвовать в необязательных формах работы.

Угрозы и возможности ЕГЭ

Подготовка старшеклассников к ЕГЭ – сейчас одна из основных задач школ. И решить ее пытаются все: администрация, учителя-предметники, классные руководители, психологи, родители.

Не обошли вниманием данную проблему и организаторы мастерской “Грани развития”. На одной из секций была представлена программа по проектированию со школьниками индивидуальных траекторий подготовки к экзаменам (авторы и ведущие – Н.Р. Лосева и Ю.Б. Мукосеева).

Эта программа рассчитана на полтора часа и представляет собой набор заданий и игровых упражнений, помогающих создать у школьников соответствующий настрой для подготовки к ЕГЭ, развить у них умение критически мыслить и объективно анализировать свой уровень готовности, а также создать возможность для выплеска учащимися эмоций, связанных с ЕГЭ, и повышения уверенности в собственных силах.

Занятие строится по принципу тренинга с чередованием двигательных упражнений, индивидуальных заданий и работы в группах.

В отличие от большинства школьных мероприятий, посвященных подготовке к ЕГЭ, данная программа не является перечнем правил и рекомендаций о том, что и как надо делать, чтобы успешно сдать экзамен. Авторы выстраивают работу со школьниками таким образом, что ребята в ходе занятия сами для себя определяют задачи, которые им требуется решить для сдачи экзаменов на желательную для них отметку.

Занятие рекомендуется проводить осенью в 11-х и даже 10-х классах, чтобы дать учащимся возможность осознать проблемы заранее и разработать индивидуальные пути подготовки.

Примечание: подробный сценарий игры будет опубликован в газете “Классное руководство и воспитание школьников” осенью.

Фото Т.Алексеевой

TopList