Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №10/2010

Класс-info

Татьяна Алексеева

На вкус и цвет

Опасности и радости мира

В материалах для классных часов и внеклассных мероприятий, представленных на фестиваль “Открытый урок” в текущем учебном году, учителя стремятся найти формы, которые помогут им соединить веселые образы и увлекательные исследования с познавательной информацией.

В первую очередь педагогов беспокоят проблемы здоровья и безопасности детей. С малышами об этом лучше беседовать, используя игровые приемы, в атмосфере сказок и легенд. Подросткам можно рассказать об опасностях окружающего мира (например, о действиях нетрадиционных религиозных объединений) со всей серьезностью.

Однако мир вокруг рождает не только тревогу, но и зачарованность красотой. Литературно-музыкальный вечер для детей и родителей, посвященный классическим жанрам романса и вальса, настроит на лирическую волну, углубит представление о музыке и поможет перенестись в мир поэзии – хотя бы ненадолго.

Чтобы красота в жизни детей не была такой редкой и ускользающей гостьей, авторы “Открытого урока” предлагают обратить внимание на самые простые вещи, окружающие ребят в школе: например, на цвет стен в кабинетах, коридорах, в столовой...

ДВА БРАТЦА

Напомнить ученикам младших классов о необходимости беречь глаза лучше в развлекательной форме: с помощью красивых легенд, преданий или шуточных стихотворений. Предлагаемые материалы для занятий и упражнения могут быть использованы не только с младшими школьниками, но и в средних классах.

“Забота о зрении” – тема мероприятия, о котором рассказывает Олеся Куимова (КГОУ Ачинская санаторная школа-интернат, г. Ачинск, Красноярский край).

Мифы и легенды

В древности глазам приписывали всевозможные мистические свойства. Считалось, что они способны жить самостоятельной жизнью и влиять на судьбы людей. Глаза часто символизировали суть и смысл жизни, их считали амулетами и оберегами. Древние греки рисовали красивые вытянутые глаза на носу у кораблей, а египтяне на пирамидах изображали всевидящее око бога Ра. Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что “глаза – более точные свидетели, чем уши”.

Слезы промывают глаза, поддерживают их чистоту. Искусство и фольклор не оставили без внимания слезы. Им во все времена придавали особый смысл.

Слезы – спутник горя, сострадания, стыда, грусти, иногда умиления и радости. В Византии, Персии, у древних славян замужние женщины собирали слезную жидкость в специальные сосуды, и при необходимости запасы слез пускались в дело: их смешивали с розовой водой и применяли для лечения ран, ведь в слезной жидкости находится антимикробный белок лизоцим.

В мифах у слез еще большая сила: словно живая вода они могут оживить погибшего героя. Неудивительно, что столь драгоценная субстанция в культурах разных народов обрела особо значимые символы. У русских слезы сравнивались с жемчугом, у ацтеков – с бирюзой, у литовцев – с янтарем.

Гимнастика для глаз

Необходимо не только защищать глаза, но и ухаживать за ними. По утрам и вечерам – умывать.

Глазам, как и нам, надо заниматься физкультурой. Вот несколько простых упражнений:

• Закрыть ладонями глаза, не нажимая на них, полностью исключая доступ света, на 1–2 минуты. Открыть глаза.

• Закрыть глаза. Массировать надбровные дуги легкими круговыми движениями указательных пальцев от носа к виску. Выполнить 2–3 раза.

• Закрыть глаза. Медленно переводить глазные яблоки в крайнее левое, затем в крайнее правое положение. Выполнить 5–6 раз.

• Ведущий дает команды: “Бабочка села на нос, бабочка перелетела в левый верхний угол класса, на плечо, на окно”, – которые сопровождаются движениями глаз в заданном направлении без поворота головы. Выполнять 3–4 минуты.

Отчего болят глаза

Глаза могут заболеть, если в них попадет грязь, с которой могут передаваться многие болезни. Грязь заносится в глаза, когда их трут пальцами, платком, грязным полотенцем или когда вытирают лицо полотенцем, которым пользовался человек с больными глазами. Грязь может попасть в глаза и с давно не стиранной подушки.

Когда глаза заболевают, они начинают гноиться, становится больно смотреть на свет. Заболевания глаз могут привести к сильному ухудшению зрения. Если глаз заболел, надо как можно скорее обратиться к врачу.

При обсуждении темы глазных болезней и опасностей для зрения можно использовать стихи:

Глаз и красный, и болит?
Видимо, конъюнктивит.
Если глаз тереть рукой,
А рука чумаза,
То микробы попадут
На поверхность глаза.
Утром глаз открыть невмочь –
Что за невезение!
Капли могут здесь помочь
И мамино терпение.
Глаз мы будем промывать,
Чтоб микробов разогнать!

Ячмень – трава, растет на поле
Ячмень в глазу – есть чувство боли.
Но только врач лекарства даст –
В три дня здоровым станет глаз.

Что полезно есть для глаз,
Расскажу я вам сейчас.
Не ищите далеко –
Черный хлеб и молоко,
Мясо, рыба и горох,
Геркулес совсем не плох,
Летом – семечки, окрошка,
Брюква и морковь, картошка,
Фрукты, ягоды подряд,
Облепиха, виноград,
И бананы, и брусника,
И особенно – черника.

Шило, ножницы, ножи
Ты в игрушках не держи,
Ведь поранить очень просто
Можно глаз предметом острым.

Помни: вреден телевизор,
Если глаз к экрану близок.
И, конечно, вредно глазу,
Если много смотришь сразу.

Оберегайте глаза от заболеваний и повреждений (памятка)

Что опасно для глаз:

– Нельзя долгое время сидеть у телевизора, за компьютером, игровой приставкой.

– Нельзя размахивать руками, а тем более бегать, прыгать с иглой в руках, с вилкой, ножиком, даже карандашом. Если школьник поскользнется, споткнется или упадет, он может нанести этими предметами тяжелое увечье себе и другим.

– Нельзя играть с рогатками, самопалами, в игры, при которых есть опасность повредить глаза.

Чтобы уберечь глаза, необходимо:

– Правильно сидеть за партой, столом.

– Пользоваться своим и обязательно чистым полотенцем.

– Спать в отдельной чистой постели.

– Не тереть глаза руками.

– Заниматься физкультурой.

– Читать сидя и при хорошем освещении.

– Осторожно обращаться с иглами, ножами и другими острыми предметами.

Как сохранить хорошее зрение (памятка)

Надо сидеть прямо, лишь слегка наклонив голову вперед. Тетрадь и книга должны находиться на расстоянии 30–35 см от глаз, не ближе. Это расстояние примерно равно длине руки от локтя до кончика пальцев. Не надо опираться грудью о край стола. Между туловищем и краем стола остается расстояние в ширину ладони. Врачи установили, что на таком расстоянии детям удобнее всего читать и писать, что при этом глаза меньше всего устают, зрение не портится.

Читать удобнее, когда книга имеет небольшой наклон в сторону читающего. Для этого лучше использовать подставку или подкладывать под верхний край читаемой книги 2–3 другие книжки. При чтении примерно через каждые 30 минут надо делать перерывы, чтобы дать глазам отдых.

Вредно читать лежа. Когда читают лежа, трудно держать книгу в удобном положении и на нужном расстоянии от глаз. Кроме того, в таком положении книга обычно плохо освещается. Из-за этого глаза больше утомляются, зрение всё больше и больше портится.

В конце занятия дети получают памятки:

• “Оберегайте глаза от заболеваний и повреждений”;

• “Как сохранить хорошее зрение”;

• “Упражнения для глаз”.

СКАЗОЧНЫЙ ЗАМОК ГНОМА

Разнообразные виды часов и история их изобретения – хороший материал для игровых занятий с младшими школьниками на прогулке, в летнем лагере или на классном часе. На основе полученных сведений о часах можно провести совместно со старшеклассниками игру и викторину, а также предложить ребятам самостоятельно сделать солнечные или водяные часы.

Забавными историями о часах и вопросами для викторины делится Наталья Сошественская (МОУ Гимназия № 7, г. Саратов).

Солнечные часы

Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Встало солнышко – пора людям подниматься, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу – надо отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы, за синее море – пришло время идти по домам на покой. И вдруг человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся и заметил, что тень не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже следом пробежала.

Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом.

Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными.

Часы – петух

Узнавали люди время и по живым часам. Такие часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку!”.

Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло...

Скоро утро! Довольно спать!

Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест. А если нет петуха? Как узнать время ночью, когда нет солнца и звезды не светят в пасмурную погоду? И придумал человек часы более надежные: они и с жердочки не свалятся, и лиса их не унесет.

Водяные часы

В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось все меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.

Водяные часы тоже оказались неудобными, потому что нужно было постоянно доливать воду в опусташающийся сосуд.

Часы-цветы

Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, третьи – только ночью, а днем они, наоборот, всегда закрыты. Каждый цветок открывается в свое собственное время. Так появились цветочные часы. Но “ходят” они только в солнечную погоду.

Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головки золотистые одуванчики, а за ними открывают лепестки гвоздика полевая, шиповник, лен и другие.

Цветы, которые рано раскрыли свои лепестки, днем начинают засыпать... В пасмурную погоду цветочные часы не “работают” совсем. Цветки у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб.

Песочные часы

После неудач с солнечными и водяными часами люди стали голову ломать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали.

У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри – песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит, прошло 3, 5, 10 минут. Тогда часы переворачивают, и счет времени продолжается.

Как устроены часы

Прошло много времени с тех пор, как человек придумал часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо: заводная головка служит только для перевода стрелок.

На улицах, башнях, в метро висят большие электрические часы. У них стрелки прыгают по команде командира – главных часов. Прошла минута – прыгнули, еще минута – снова прыгнули.

Но человек не остановился и изобрел часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры, которые очень быстро меняются, только успевай их разглядеть. Эти часы электронные: они работают, как и электрические, на батарейках.

Еще есть карманные, настольные, настенные часы, часы-кулон и много других вариантов часов.

Часы-сказка

Часы-сказка висят на стене Центрального театра кукол в Москве. Как только стрелки замирают на цифре 12, золотой петух, сидящий на высоком шесте, важно поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кричит: “Ку-ка-ре-ку-у!”, приглашая людей на представление. Раздается звон колокольчиков, следует 12 размеренных ударов. Все ждут чуда. И чудо происходит.

Одна за другой раскрываются двери волшебных домиков, и появляются музыканты во главе с медведем и начинают играть веселую музыку. Осел лихо ударяет по струнам балалайки, баран растягивает меха гармоники, в лапах у медведя звенят тарелки. “Во саду ли, в огороде”, – весело поют музыканты. Отыграют свою музыку и снова спрячутся в домики.

Кремлевские куранты

Кремлевские часы установлены на Спасской башне в Москве. Каждый новый день начинается и заканчивается боем часов на Спасской башне. Торжественный бой курантов разносится над Красной площадью и с помощью радиосигналов проникает во все уголки нашей необъятной Родины.

И в столице,
И в станице,
И в ауле слышат нас.
В облаках –
На самолетах,
И в морях –
На пароходах,
В рудниках
И на заводах,
Всюду, всюду
Слышат нас.

С. Погореловский.

Игра “Выставка часов”

Учитель предлагает детям пойти в сказочный замок – Волшебный дворец часов. Хозяин этого замка – добрый гном. Чтобы встретиться с ним, нужно закрыть на минуту глаза, а когда они откроются, ребята окажутся перед воротами Волшебного дворца.

Дети закрывают глаза. В это время входит старшеклассник в костюме гнома, с накладной бородой, в шапке.

Открыв глаза, ребята видят перед собой гнома. Он представляется им как Главный часовщик замка и говорит, что они смогут попасть в замок, если отгадают его загадки. Затем предлагает им загадки про часы, которые желательно подобрать заранее:

Кто ходит ночь,
Кто ходит день,
Не зная, что такое лень?

Стучат, стучат, не велят скучать.
Идут, идут, а всё тут да тут.

Когда дети отгадывают загадки, гном приглашает их пройти в ворота замка. В качестве таких ворот может выступать красочно оформленная дверь в другую комнату.

Главный часовщик начинает свой рассказ, сопровождая его иллюстрациями:

– В этом замке хранятся самые разнообразные часы. Здесь вы найдете настенные и напольные часы. О чём вам говорит их название?

– Настенные – потому, что их надо вешать на стену, а напольные стоят на полу.

– Верно. Может быть, вы догадаетесь, как называются часы на башне?

– Башенные.

Затем гном обращает внимание детей на часы, похожие на дворец.

– Это старинные часы, – поясняет гном, – они обычно стояли на камине.

А здесь стоят будильники. Они бывают с колокольчиками, с трещотками, звоночками.

Гном заводит будильник, и он звенит.

– Когда за ним хорошо ухаживают, не забывают заводить, он всегда показывает точное время и будит вовремя.

Затем гном привлекает внимание детей к другим часам.

– Эти часы носят на руке. Они называются...

– Наручными!

– А вы видели часы круглые с крышечкой? Они висят на цепочке. Только их не надевают на руку, а прячут в кармане. Дайте им название.

– Карманные.

– В старину делали карманные часы с музыкой. Крышка открывалась, и звучала мелодия.

Вы видели много разных часов. Все они чем-то похожи. Чем же?

– У всех часов есть стрелки, цифры.

– Совершенно верно. Стрелки и циферблат есть почти у всех часов. Посмотрите вокруг и найдите часы без стрелок.

Дети показывают электронные и песочные часы. Дают им названия.

– Самые современные – электронные часы. Точное время на этих часах показывают светящиеся цифры.

Художники-дизайнеры придумали разные виды часов: часы-кулон, часы-перстень, часы-браслет и т. д.

Дети благодарят Главного часовщика и уходят из замка.

Викторина “Кто больше знает о часах”

Викторина строится на вопросах и проводится в виде соревнования двух команд. Для каждой команды приготовлен циферблат. За каждый правильный ответ стрелка на циферблате перемещается на одно деление.

Возможные варианты вопросов:

• Всегда ли были часы?

• Как люди измеряли время до появления часов?

• Какую пользу человеку приносят часы?

• Каких часов нет в Волшебном замке у гнома? (Солнечных, водяных.)

• Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?

• Что означает поговорка “Работает как часы”?

• Почему о часах можно сказать “недремлющие часовые”?

• Можно ли остановить время или его увидеть?

• Что главное в часах?

• Какая стрелка важнее?

• Пользуются ли теперь песочными часами? Кто? (Врачи и медсестры в поликлиниках, больные по этим часам получают процедуры. Даже повара пользуются ими, чтобы сварить яйца всмятку или вкрутую.)

• Что можно сделать за одну минуту, полчаса, час?

• Как назывались часы, которые всегда стояли на камине? (Каминные.)

• Иногда в водяные часы вместо воды наливалось молоко. Какую шутку молочные часы могли сыграть с человеком? (Молоко может скиснуть, створожиться).

• Почему солнечными часами невозможно было пользоваться постоянно?

• Из слогов ПО, РЯ, ДОК, ВРЕ, МЯ, БЕ, РЕ, ЖЕТ (карточки со слогами в беспорядке закреплены на доске) собрать пословицу.

Занятие заканчивается подведением итогов викторины.

ВЛАСТИТЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ

Разнообразную историческую информацию для проведения литературно-музыкального вечера желательно дополнить музыкальными иллюстрациями, используя записи известных романсов и вальсов. Вечер получится еще интереснее для ребят, если организовать его совместно с родителями или учениками параллельного класса. Кабинет можно оформить цветами, драпировочной тканью, репродукциями, чтобы у участников вечера была возможность погрузиться в лирическую атмосферу, отрешиться от обыденности.

Материалы для проведения вечера представляет Светлана Смотрова (Детский дом г. Балашова, Саратовская обл.).

ерцающие в полумраке свечи, звуки “Лунной сонаты”... В такой обстановке можно начать литературно-музыкальный вечер, посвященный двум наиболее популярным классическим жанрам – вальсу и романсу.

Что же обычно понимают под классикой? Классикой мы называем всё то, что построено на четких законах музыки, живописи, скульптуры, театра. Классическая музыка должна соответствовать тем требованиям, которые выработаны многовековым человеческим опытом. Композитор, работая над любым простым для восприятия слушателями произведением – песней, романсом, танцем или более сложным – оперой, балетом, симфонией, – должен строго соблюдать принятые в музыке правила сочинения. Вот почему классическая музыка не имеет временных границ.

История романса

Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII–XIV веках странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр – романс. Слово “романс” происходит от испанского романсе, что значит “романский” т.е. исполняемый на испанском языке.

Романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, обязательно в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего – гитары. В Испании выходили сборники романсов, которые назывались романсеро.

В XIX веке романсы были очень популярны. Их исполняли в музыкальных салонах, музыкальных гостиных известных аристократов. Стихи многих поэтов становились романсами. Вот уже два с половиной века романсы покоряют слушателей лиричностью, задушевностью, непосредственностью передаваемых чувств.

В романсах красивые, плавные мелодии, лирические, проникновенные слова, которые легко запоминаются. В них рассказывается о дружбе, любви, неразделенном чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине – словом, о том, что близко и понятно каждому человеку.

Создатели романсов

Один из самых знаменитых русских романсов называется “Только раз бывает в жизни встреча”. Автор этого и многих других романсов – Борис Иванович Фомин. Он родился в семье врача. Из-за того, что годы его молодости выпали на сложный период в истории нашей страны (первая мировая и гражданская войны), Фомин не получил музыкального образования, но ему помогли талант и упорное самообразование. Возвратившись после окончания гражданской войны в 1921 году с фронта в Москву, Борис Фомин увлекся театром, сочинял детские балеты, ему сопутствовал успех. Но критики ставят на него клеймо дилетанта, певца мещанства. Он начинает заниматься жанром романса. Огромную известность принес ему сочиненный в 1924 году романс, сейчас прослушанный вами, – “Только раз бывает в жизни встреча”. А несколько позднее были изданы большими тиражами и мгновенно раскуплены его романсы: “Дорогой длинною”, “Твои глаза зеленые”. Но к концу 20-х годов в нашей стране старинный романс был запрещен, что Б.И. Фомин болезненно переживал. Композитор много сделал для развития романса. В годы Великой Отечественной войны песни Б.И. Фомина вновь стали очень популярны.

Композитор верил, что критика, которой подверглось его творчество, и гонения на него – это лишь временное заблуждение, что его романсы всё равно будут звучать, будут жить, и он оказался прав.

П.И. Чайковский свои романсы, а их более ста, писал на протяжении всей жизни. Они очень разнообразны по настроению и по характеру героев. Для романсов Чайковского характерны искренность лирического чувства, душевная открытость и простота выражения. Трудно найти человека, который не слышал романса П.И. Чайковского “Средь шумного бала…” на слова А.К. Толстого. Этот романс был посвящен Софье Андреевне Миллер, будущей жене поэта, с которой он познакомился на маскараде в 1851 году.

Знаменитые романсы

Интересна история романса “Белой акации гроздья душистые…”. До революции это был известный салонный романс. А затем, взяв его мелодию и сочинив новый текст, создали революционную песню “Смело мы в бой пойдем”. И только в настоящее время старинный романс вновь вернулся к нам.

Судьба многих романсов необычна. Они были созданы в светлые мгновения поэтов и композиторов. Вспомним знаменитый романс “Я помню чудное мгновенье…”. Осенью 1825 года А.С. Пушкин находился в своем селе Михайловском Псковской губернии в ссылке. Здесь он испытал незабываемые минуты счастья и творческого вдохновения. Когда-то, еще в 1819 году, в Петербурге поэт встретил на балу у Олениных 19-летнюю красавицу Анну Керн. Когда бал окончился и гости разъезжались, влюбленный Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз, чтобы проводить Керн, и стоял на крыльце, пока она не уехала. С тех пор Пушкин и Керн больше не виделись. И велика была радость поэта, когда у своих друзей Осиповых, соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн, такую же обаятельную и красивую. Он вспомнил Петербург, юношеские годы. На следующий день Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Пушкин приехал проводить Керн и передал ей недавно напечатанную главу романа “Евгений Онегин”. Между страницами был вложен небольшой листок со стихами “Я помню чудное мгновенье…”, посвященными Керн.

Прошло почти 15 лет. В марте 1839 года композитор М.И. Глинка часто навещает свою сестру в Смольном монастыре. Там композитор встретил молодую девушку. Это была дочь А.П. Керн – Екатерина Ермолаева. Глинку поразила ее печальная задумчивость, созвучная его настроению. С этой встречи началось его увлечение Екатериной Ермолаевой. Однажды композитор обратился к А.П. Керн и попросил текст стихотворения Пушкина, посвященного ей. Он написал романс “Я помню чудное мгновенье…”, в котором выразил чувства, овладевшие поэтом.

Викторина "Что вы знаете о романсе?"

1. Как называли в Испании певца, исполняющего песни и романсы? (Трубадур.)

2. Назовите родину романса. (Испания.)

3. Как называется музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись романсы в придворных кругах Испании? (Виуэла.)

4. Как назывались сборники романсов, выходившие в Испании? (Романсеро.)

5. Где произошла встреча А.С. Пушкина с А.П. Керн, будущей героиней его стихотворения “Я помню чудное мгновенье…”? (В селе Михайловском Псковской губернии.)

6. Кому посвящены пушкинские строки:

“…В душе настало пробужденье,

И вот опять явилась ты…”? (А.П. Керн)

7. Композитор, написавший музыку к романсу “Я помню чудное мгновенье…”. (М.И. Глинка.)

8. В каком веке появилась русская гитара? (В XVII веке, а в XIX веке стала одним из самых распространенных инструментов.)

Расцвет вальса

Трудно поверить, что было время, когда на балах существовали счетчики, регистрирующие количество туров вальса, и за чрезмерное его исполнение могли даже сослать в Сибирь. Это было при Павле I.

Слово вальс происходит от немецких веллер, вальцен – крутить, раскручивать. Не случайно, наверное, ритм вальса на три четверти близок к ритму нашего сердца. Можно сказать, что наше сердце неустанно, всю жизнь “поет” свою песню, близкую к мелодии вальса.

Плавные танцы, похожие на вальс, существовали очень давно у разных народов. У французов таким танцем была вольта, у поляков – куявяк, у немцев – медленный дреер, у австрийцев – лендлер. Чаще всего предком вальса называют “лендлер”, потому что именно от него произошел знаменитый венский вальс.

Развитие вальса особенно интенсивно происходило в Вене. Расцвет венского вальса связан с творчеством Иоганна Штрауса-отца, а позднее его сыновей – Иосифа и в особенности Иоганна, прозванного “королем вальса”. Наиболее известные его вальсы: “Прекрасный голубой Дунай”, “Сказки венского леса”, “Венские голоса”.

Вальсы И.Штрауса-отца звучали в австрийской столице повсюду, а вальсы И.Штрауса-сына покорили не только Европу, но и весь мир. Они звучали в опереттах “Летучая мышь”, “Цыганский барон”.

Вальс – один из наиболее выразительных поэтических танцев. Не случайно многие выдающиеся композиторы: Шопен, Брамс, Чайковский, Глинка – создали именно такую музыку.

Вальсы П.И. Чайковского одухотворенны, возвышенны, чарующе прекрасны. Всемирно известны вальсы из опер “Евгений Онегин”, “Пиковая дама”, из балетов “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Щелкунчик”.

Фредерик Шопен – гениальный польский композитор. Многочисленные великолепные вальсы Шопена, то блестящие и бравурные, то нежные и мечтательные, звучали в концертах.

Выдающиеся образы вальсов создали композиторы разных стран: Шуман, Брамс, Шуберт. Франц Шуберт – великий австрийский композитор, жизнь которого, к сожалению, оборвалась рано. Он умер в возрасте тридцати одного года в расцвете творческих сил, но успел написать довольно много.

В России тоже очень популярны вальсы. Эта традиция идет с давних времен, когда играли духовые оркестры и звучали старинные вальсы. Много чудесных песен-вальсов было написано в годы Великой Отечественной войны: “Случайный вальс”, “В лесу прифронтовом”, “Синий платочек”. Они помогали бойцам верить и побеждать.

Великолепные вальсы звучали в старых кинофильмах. Многие романсы и прекрасные песни написаны в ритме вальса.

Интересные факты о музыке

1. Самым древним музыкальным инструментом считается костяная флейта. Она была обнаружена палеонтологами в 1998 году, и ее возраст составляет 82 тысячи лет.

2. Самый большой в мире оркестр насчитывает 3503 музыканта.

3. Самая длинная симфония, сочиненная американским композитором, длилась 13 часов.

4. Самые продолжительные аплодисменты, в течение 1 часа 20 минут, раздавались в адрес Пласидо Доминго. Занавес поднимался 101 раз.

5. У композиторов Римского-Корсакова, Скрябина, Чюрлёниса зрение было неразрывно связано со слухом. Они видели ноты, окрашенные в разные цвета.

6. Когда огромный океанский лайнер “Титаник” терпел катастрофу, спасательных шлюпок едва хватало на женщин и детей. Музыканты судового оркестра знали, что им не суждено спастись. Они вышли на палубу, не сговариваясь, достали свои инструменты и заиграли бетховенскую симфонию. Под ее бессмертные звуки музыканты уходили из жизни с удивительно высоким спокойствием, не переставая играть, пока не затонула палуба.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Стихи к вечеру

* * *

В минуты музыки печальной
Я представляю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берез,

И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей...

Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю.

Но все равно в жилищах зыбких –
Попробуй их останови! –
Перекликаясь, плачут скрипки
О желтом плесе, о любви.

И всё равно под небом низким
Я вижу явственно, до слез,
И желтый плес, и голос близкий,
И шум порывистых берез.

Как будто вечен час прощальный,
Как будто время ни при чём...
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чём.

Николай Рубцов

* * *

Они уносят дух – властительные звуки
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей.
Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен умолить.
Душа безумная томится и желает
И петь, и плакать, и любить.

Василий Красов. “Звуки”. 1835

* * *

Еще звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл,
В сплетенье нежных строк.
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.

Лев Озеров

* * *

Словно легкие капельки или снежинки
Начинают волшебно владеть тишиной.
Не спеша, нарастает мелодия Глинки,
И яснеет бездонная высь надо мной.
Оттесняется зло, забывается косность,
И в сердцах воцаряется скрипки печаль,
Увлекает весь мир, согревает Чайковский,
И, как луч, доброта простирается вдаль.

Утеген Кумисбаев

* * *

Без музыки не проживу и дня.
Она во мне, она вокруг меня,
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей.
Она везде и вечно спутник мой.
Ей всё подвластно: радость и тоска,
В ней просто миг и долгие века,
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить,
Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, полдня, хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и не смешных,
Мы ей за всё “спасибо” говорим
И, веря в торжество ее, – творим.

Онегин Гаджикасимов

ЗАМАСКИРОВАННАЯ ОПАСНОСТЬ

Современные секты для воздействия на человека используют новейшие технологии контроля сознания, достижения психологической науки, умеют виртуозно манипулировать информацией. Важно не только рассказать о них подросткам, но и научить ребят распознавать истинные цели и устройство сектантских организаций. Об опасности нетрадиционных религиозных объединений предлагает поговорить на классном часе со старшеклассниками Елена Шиванова, социальный педагог (МОУ СОШ № 5, г. Киренск, Иркутская обл.).

Новые проповедники

Термином “новые религиозные движения” обозначаются религиозные движения и группы, получившие широкое распространение в 1960–70-х годах в США, странах Западной Европы, некоторых государствах Азии, а с середины 1980-х годов – в России. От традиционных верований ряд новых религиозных движений отличается нововведениями, существенно расходящимися с вероучительными установками исторических религий. При этом новые религиозные движения используют отдельные элементы доктрин традиционных религий – буддизма, христианства, индуизма, – отличаясь от них вероучительным синкретизмом, организационным строением и высокой активностью по привлечению новых членов.

Последователи новых религиозных движений – верующие первого поколения, хотя у некоторых новых религий есть приверженцы уже в нескольких поколениях. Их верования не только не укоренены в традиции народов страны, нации, региона, но и подчас вступают с ними в конфликт. Исключение составляют приверженцы языческих верований, настаивающие на исторической изначальности их религиозной традиции, а также такие, например, направления, как Вера Бахай, приверженцы которой постоянно подчеркивают свою миролюбивую позицию.

Распространению в России неорелигиозных движений в значительной мере способствовал глубокий кризис, а затем и распад существовавшей экономической, политической и идеологической систем. Популярность многих новых религиозных движений объясняется и тем, что они в условиях падения тоталитарного строя достаточно быстро адаптировались к социальным ожиданиям российского населения. Наибольший интерес к религиозным экспериментам был проявлен в молодежной контркультурной среде.

Появлению и росту новых религиозных движений благоприятствовало также оформление новой модели церковно-государственных отношений, признание права на существование религиозных объединений различного типа. Закон СССР “О свободе совести и религиозных организациях”, принятый в 1990 году, позволил новым религиозным движениям распространяться открыто. Наибольший успех сопутствовал тем из них, которые имели хорошую организационную структуру на Западе (Церковь объединения Муна, Церковь сайентологии, Международное общество сознания Кришны). Большинство новых религиозных движений возникло в России в результате усилий иностранных миссионеров. По разным оценкам, в начале XXI века в России было от 250 тыс. до 600 тыс. последователей новых религиозных движений.

По мере своего распространения в России новые религиозные движения столкнулись с оппозицией в лице антикультового движения, выступившего против них как “тоталитарных сект и деструктивных культов”. В число сторонников антикультового движения, как правило, входили родственники лиц, пострадавших от асоциальной деятельности некоторых новых религиозных движений, и те, к кому они обратились за помощью, – психиатры, юристы, духовенство исторических религий. Российское антикультовое движение было поддержано большинством российских традиционных конфессий, а позднее нашло понимание и у ряда государственных структур, что проявилось в принятии в 1997 году “Закона о свободе совести и религиозных объединениях”, несколько ограничивающего деятельность новых религиозных движений в России.

Признаки сектантских организаций

Секты характеризуются следующими отличительными особенностями:

1. Активная вербовка. Секта всегда занята распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, а к страстям, к подсознанию человека через навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление.

2. Несоответствие показных и реальных целей. В сектах наличествует двойное учение: одно – для рекламы своей секты, для придания ей “человеческого лица”, а другое – для внутреннего пользования. Так, в “Духовном центре им. Сергия Радонежского” не веруют ни в Троицу, ни в Воскресение Христово, а почитают сатану и практикуют идолослужение. Религиозные учения, навязываемые сегодня российским гражданам, в конечном счете, направлены на разрушение традиционной российской культуры, но всегда маскируются под общепризнанные ценности.

3. Наличие строгой иерархии. Для ознакомления со скрываемым учением человеку нужно быть посвященным на определенную ступень иерархии в секте. Организация всех сект строго иерархична. Например, в секте преподобного Муна существует лестница из многих семинаров – вводный, однодневный, двухдневный, трехдневный, семидневный, двадцатидневный, а также сложная система членства и участия в деятельности секты.

В секте сайентологии Рона Хаббарда человек, оплатив и пройдя начальный курс, узнаёт в самом конце, что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная, и т.д.

Иерархичность позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам. В секту легко попасть, но из нее трудно выйти. Для удержания в секте используется определенный компрометирующий человека материал, собираемый при его вступлении в секту на особых процедурах “исповеди” или анкетировании. Кроме того, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих предков, отказаться от принадлежащего ему личного имущества, признать всю свою предшествующую жизнь ошибкой. Желающие покинуть секту подвергаются запугиванию, давлению и преследованию со стороны своих бывших собратьев.

4. Программирование сознания. Членами сект становятся преимущественно люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев, духовных и культурных знаний. Такие люди, которые ищут, но не могут найти твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек как бы избавляется от ответственности за собственную жизнь. В результате он оказывается в полной зависимости от сектантского вероучения, участия в собраниях секты и указаний “учителя” или лидеров секты. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

5. Претензия на исключительность. Членам секты внушается мысль о том, что только они – единственно праведные “избранники Божии”, что все окружающие люди – существа “второго сорта”, обреченные на погибель потому, что не разделяют учений секты. Особенно это характерно для сект оккультного направления, где особый упор делается на “самосовершенствование”, то есть развитие в себе “паранормальных” способностей, отличающих членов секты от обычных людей.

6. Тоталитаризм, то есть контроль над многими, а в идеале – над всеми сферами жизни человека. Для этого используются особые поселения сектантов в домах или квартирах, переоборудованных под “монастыри”, вовлечение членов секты в непрерывную напряженную деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслить сектантское вероучение и личности лидеров. Власть над членами секты является важнейшей целью сектантской верхушки, ведь результатом такой власти является контроль над имуществом сектантов, их временем и силами, членами их семей.

Секты на территории России

Под влияние различных сект фактически попало значительное число граждан нашей страны. Например “муниты” и “сайентологи” объединяют десятки тысяч людей, “иеговисты” – сотни тысяч. Религиозные экстремисты продолжают усиливать свою деятельность, меняя формы и методы работы, подстраиваясь под существующее законодательство. Так, например, существуют данные о планах возобновления деятельности секты “Аум Синрикё” на Дальнем Востоке. По мнению японских экспертов, это связано с тем, что на территории данного региона России сконцентрирована значительная часть принадлежащих секте денежных средств и расположено несколько замаскированных баз. По данным японских правоохранительных органов, именно на территории России скрываются находящиеся в розыске члены экстремистской организации, причастные к взрыву в Токийском метро.

В Иркутске недавно закончился судебный процесс над общественной организацией “Женщины за мир во всем Мире”. Истцом выступал сам прокурор области. По его словам, правоохранительные структуры обратили внимание на невинное на первый взгляд объединение после того, как прокуратуру стали атаковать отчаявшиеся родители: “Спасите наших детей! После того как они записались в эту организацию, их словно накачали наркотиками”. Подростки стали утверждать, что их настоящий отец – кореец Мун. Ради него они готовы умереть сами или убить любого, кто посмеет его опорочить. Судебный процесс тянулся не один месяц. Как оказалось, организация “Женщины за мир во всем Мире” – только филиал международной организации, которая напрямую связана с религиозным движением “Церковь объединения”, основанным корейцем Сан Мэн Муном. По решению суда это религиозное движение прекратило свою работу.

Вербовка в секты

Как правило, люди, в том числе и школьники, не ищут секту, чтобы в нее попасть. Секта сама ищет своих будущих последователей, чтобы завербовать их. Можно выделить несколько причин, по которым люди обычно попадают в деструктивную религиозную организацию:

• человеку не предоставляется достоверная информация о том, чем эта группа является на самом деле;

• адепты-вербовщики не сообщают обо всех требованиях, которые будут предъявляться к члену группы;

• вербовщик выглядит искренне дружелюбным и откровенным;

• иногда вербовщик является другом или даже членом семьи, поэтому вызывает доверие.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Выдержки из Закона РФ “О свободе совести и о религиозных объединениях”

Глава 1. Общие положения

Ст. 3 п. 2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина.

Ст. 3 п. 5. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и согласию их родителей или лиц, их заменяющих.

Ст. 4 п. 1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства.

Ст. 4 п. 4. Должностные лица государственных органов не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

Глава 2. Религиозные объединения

Ст. 6 п. 3. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.

Ст. 7 п. 2. Граждане, образовавшие религиозные группы, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.

Ст. 8 п. 1. Религиозные организации должны быть зарегистрированы в качестве юридического лица.

Ст. 8 п. 9. Религиозная организация обязана ежегодно информировать зарегистрировавший ее орган о продолжении своей деятельности с указанием сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Ст. 9 п. 1. Местные религиозные организации должны иметь подтверждение своей деятельности на данной территории, выданное органами местного самоуправления.

Ст. 14 п. 2. Основаниями для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность являются:

• нарушение общественной безопасности, порядка – разжигание социальной, национальной или религиозной розни;

• принуждение к разрушению семьи;

• посягательство на личность, права и свободы граждан;

• нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использование наркотических и психотропных средств, гипноза, совершения развратных и иных противоправных действий;

• склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

• воспрепятствование получению обязательного образования;

• принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения.

Ст. 18 п. 3. Государство оказывает содействие и поддержку реализации общественно значимых культурно-просветительных программ и мероприятий, проводимых религиозными организациями.

ЭНЕРГИЯ ЦВЕТА

Влияние визуальной среды на здоровье – чрезвычайно важная тема, которой редко уделяется внимание. В большинстве школ стены классов и кабинетов по-прежнему окрашены в тусклые, невыразительные и безрадостные тона. Однако психологические исследования убедительно доказывают: окружающие нас цвета влияют на эмоциональное состояние и душевное здоровье.

Полезную информацию на эту тему предлагает Алла Яковлева (МОУ СОШ № 13, г. Новотроицк, Оренбургская обл.).

Цвет и возраст

Наши органы чувств не только анализируют окружающую среду, но и являются приемниками информации, которая, как правило, оказывает влияние на организм. Цвет способен придать бодрость, увеличить жизненные силы. Он устраняет нарушение баланса в работе внутренних органов, удлиняет жизнь.

Современное общество отличается повышенным уровнем визуального восприятия. Подрастающее поколение можно назвать поколением “бегущей картинки”, причем ярко раскрашенной на экране. В школе были проведены исследования с целью выяснить, каким цветам школьники отдают наибольшее предпочтение и как именно оформление школьных помещений влияет на эмоциональное состояние учеников.

На первом этапе основными методами стали диагностика и анкетирование. Были использованы методики “ Эмоциональные сферы” Ю.Башкировой, “Цветовой тест” Люшера, а также метод прямого наблюдения. Анкетирование проводилось по разработанной анкете “Эмоциональная стабильность”. Использовался набор семи основных цветов по Люшеру, который наглядно помогал учащимся с выбором цвета.

Цветопсихологические исследования среди детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста и эмоционального состояния.

Возраст Предпочитаемые
цвета
Отрицательное восприятие Психологическое
состояние
4–10 Красный, пурпурный, розовый,

бирюзовый

Черный, темно-коричневый, серый Пребывание в мире сказок
11–12 Зеленый,

желтый,

красный

Оливковый, пастельно-зеленый, лиловый Преобладание чувственного восприятия мира
13–16 Ультрамарин,

оранжевый,

зеленый

Фиолетовый, лиловый Рациональный подход к восприятию мира, развитие самосознания
17–19 Красно-оранжевый Пурпурный, розовый Инстинктивно целенаправленное восприятие мира

Влияние цвета на физическое здоровье

Цвет Возможное влияние
Желтый Лечит депрессию, способствует укреплению нервов
Синий Подавляет аппетит, помогает расслабиться, благотворно воздействует на дыхательную систему, снижает остроту зрения
Зеленый Способствует регенерации клеток, укрепляет иммунную систему, стабилизирует давление и сердечную деятельность
Оранжевый Способствует пищеварению, активной работе почек, мочевого пузыря, ускоряет кровообращение, благотворно влияет на состояние костных тканей, зубов, волос

Влияние цвета на психическое здоровье

Цвет Возможное влияние
Желтый Помогает сосредоточиться;
повышает творческую активность
Синий Вызывает чувство покоя;
снижает эмоциональное напряжение;
располагает к серьезности и строгости в поведении
Зеленый Снимает напряжение;
успокаивает
Оранжевый Бодрит;
снимает усталость;
помогает бороться с депрессией
Фиолетовый Способствует возникновению угнетенного состояния
Красный Повышает раздражительность и агрессивность
Голубой Снимает напряжение;
успокаивает

Рекомендуемый дизайн школы

Предмет дизайна Цвет Особенности личности
Стены классов и библиотеки Оттенки желтого (бежевый, кремовый, светло-охристый) Дисциплинирует;
активизирует умственную деятельность;
способствует концентрации внимания
Доска Темно-зеленый (желтые и оранжевые мелки) Снимает напряжение;
успокаивает;
привлекает внимание
Спортзал Оттенки оранжевого Тонизирует;
стимулирует активность;
согревает
Лестничные проемы Зеленый Стабилизирует дыхание и сердцебиение
Столовая Оттенки бежевого и светло-желтого; красно-оранжевые витражи или декоративные панно Улучшает аппетит;
стимулирует работу желудка
Актовый зал Оттенки голубого и синего Снимает напряжение;
успокаивает;
помогает сосредоточиться;
повышает творческую активность

Выводы

• Показатель успеваемости зависит в том числе от параметров благоприятности визуальной среды.

• Неблагоприятная визуальная среда школьных кабинетов является одним из основных факторов нарушения зрения и дискомфортного психического состояния учащихся.

Фото с сайта www.shutterstock.com

По материалам фестиваля “Открытый урок”

TopList