Сценарии
Александра Полякова ,
к.п.н., г. Москва
к.п.н., г. Москва
Всей гурьбой
Организация общешкольной работы
Замечательно, если в школе ребята имеют возможность общаться не только со своими одноклассниками, но и учениками других классов. Вариантов ситуаций для подобного общения и взаимодействия великое множество: общешкольные спортивные и трудовые мероприятия, интеллектуальные и развлекательные игры между классами и параллелями, подготовка вечеров и концертов, ученические конкурсы и создание системы самоуправления. Они, как правило, предполагают две ступени подготовки – на уровне класса (на этом этапе помощником для школьников является классный руководитель) и на уровне школы (организацией мероприятия и объединением ребят из разных классов занимается обычно завуч по воспитательной работе).
На фестивале “Открытый урок” представлены идеи, разработки и сценарии различных общешкольных мероприятий — мы рассматриваем некоторые материалы, иллюстрирующие их жанровое своеобразие.
ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ
Интеллектуальная игра – хороший способ совместить приятное с полезным. С одной стороны, школьники готовятся к соревнованиям, а значит, присутствует азарт, командный дух, стремление показать себя, проявить свои способности; с другой, – подготовка к такой игре предполагает серьезную умственную деятельность, расширение кругозора учеников во многих областях науки и культуры.
Командное соревнование “Хочу всё знать” Татьяны Задубровской, Людмилы Мещанкиной, Натальи Циркиной (МОУ “Сергиевская СОШ” п. Сергиевский, Коломенский р-н, Московская обл.) включает в себя вопросы по литературе, истории, географии, биологии, краеведению, этике и этикету, экономике и культуре, а также различные задания на смекалку.
Первый тур. Вверх по школьной лестнице
В этом туре представлены пять тем:
• литература;
• история;
• география;
• живая природа;
• край родной.
Каждая команда вытягивает один лист с названием темы. Ей задается максимум 9 вопросов. С каждым правильным ответом команда поднимается по лестнице на одну ступеньку, с каждым неправильным – опускается на одну ступеньку. Если участники опустились на нулевую ступеньку, для них тур заканчивается с результатом 0 баллов. Максимальное количество баллов – 7. На каждый ответ дается 30 секунд.
История
• Главой какого государства был Тутанхамон? (Египта)
• Кто первым был коронован Короной Российской Империи? (Екатерина II)
• Этот корабль вез греческих героев к заветной цели – золотому руну. (Арго)
• Какие цветы стали символом массового кровопролития в Средневековой Англии? (Война Красной и Белой розы)
• Какое событие древние греки приняли за начало летоисчисления? (Первые Олимпийские игры)
• Как звали первого представителя династии Романовых? (Михаил)
• Какое из семи чудес света существует на земле и сейчас? (Египетские пирамиды)
• В честь каких павших воинов был возведен Храм Христа Спасителя? (Погибших в войне с Наполеоном)
• Что являлось первым жилищем людей? (Пещеры)
Литература
• Как звали сыновей Тараса Бульбы? (Остап и Андрий)
• Именно ее безуспешно искали и Рогдай, и Форлаф, и Ратмир. (Людмила)
• Этот князь Киевской Руси “принял смерть от коня своего”. (Вещий Олег)
• Где достал Вакула черевички своей Оксане? (В Петербурге, у царицы)
• Что связывало Пушкина с Царским Селом? (Учился в лицее)
• Эпиграф к этому произведению Н.Гоголя гласит: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”. (“Ревизор”)
• Назовите эпиграф к повести Пушкина “Капитанская дочка”. (“Береги честь смолоду”)
• Угадай по рифме стихотворение:
… одинокий
… голубом;
… далекой,
… родном.
(Лермонтов “Парус”)
• “Воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию... Будучи расточителен и честолюбив, позволял себе роскошные прихоти: играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем...” Кто это? (Владимир Дубровский)
География
• Какая горная вершина самая высокая? (г. Джомолунгма (Эверест) – 8848 м)
• Какая река самая длинная в мире? (Амазонка)
• Какая река самая длинная в России? (Волга)
• Какое море самое мелкое? (Азовское)
• На каком материке нет рек? (Антарктида)
• Какие вы знаете цветные моря? (Белое, Черное, Красное, Желтое, Мраморное)
• Какое озеро самое глубокое в мире? (Байкал)
• Где холоднее: на Северном или на Южном полюсе? (на Южном)
• Имеются ли на земном шаре самая северная, южная, западная и восточная точки? (Северный, Южный полюс, западной и восточной точек нет)
Биология
• Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)
• Почему растения не следует поливать в то время, когда на них падают солнечные лучи? (Так как оно может получить ожоги)
• Почему многие растения пустынь имеют вместо листьев колючки и шипы? (Это видоизмененные листья, которые позволяют экономно расходовать влагу)
• Что значит выражение “волка ноги кормят”? (Волк не подстерегает свою добычу в засаде, как кошка, а догоняет ее бегом)
• Мы часто употребляем выражение “где раки зимуют”, а где действительно зимуют раки? (В реке, в береговых норах)
• Какое растение, служащее сырьем для изготовления тканей, цветет только полдня? (Лен)
• Какая птица выращивает птенцов зимой? (Клест)
• Умеют ли слоны плавать? (Да)
• Чего не могут растения в отличие от животных? (Активно двигаться)
Краеведение
Для каждого региона – свой перечень вопросов.
Второй тур. Этика и этикет
В этом туре перед командами проигрываются три ситуации. Участники должны их внимательно просмотреть и найти ошибки. После каждой ситуации дается 1 минута для того, чтобы записать свои ответы на листочках.
Приход в гости
Сережа. Приходи ко мне сегодня в шесть часов. Я тебе марки покажу, конструктор новый.
Андрей. Ладно, приду.
В семь часов раздается резкий звонок. Пока Сережа идет открывать дверь, звонок продолжает звонить.
Андрей. Привет, это я.
Бросив шапку и куртку на стул, мальчик проходит в комнату.
Андрей. А у вас ничего, подходяще.
Берет многоцветную ручку, пробует ее на бумаге, лежащей на столе. Затем подходит к туалетному столику, открывает флакон духов, вытрясает его себе на голову, открывает крем и т.д.
Сережа. Проходи на кухню, чай пить будем.
Андрей разглядывает стаканы с чаем, вазочку с вареньем.
Андрей: Ты колбаски порежь! А селедка у тебя есть? Я знаешь как соленое люблю!
Напившись чаю, Андрей собирается уходить.
Андрей. Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял. Мне палку надо обстругать. Отдам как-нибудь.
Транспорт
К остановке подходит автобус. Два мальчика заходят в двери, следом за ними заходит девочка. В автобусе уже сидят пассажиры. Мальчик садится к окну, девочка с краю. Подходит бабушка.
Девочка 1. Садитесь.
Бабушка. Спасибо.
Садится на место девочки. Сзади бабушки сидит другая девочка.
Девочка 2. Передайте деньги за проезд.
Входит мальчик с мамой. Пока мама берет билет, мальчик устроился на сиденье и закричал.
Мальчик. Мама, иди скорее, я тебе место занял!
Кондуктор. Остановка “Школа”.
Два мальчика и девочка встают и выходят: сначала девочка, потом – мальчики.
Театр
Два ряда кресел (восемь стульев). Дети занимают места, оставляя во втором ряду два свободных места в середине. Звучит третий звонок. Входят два мальчика в спортивных костюмах. Долго ищут свои места. После проходят на них спиной к сидящим. Садятся, оглядываются. Начинают хлопать в ладоши. Звучит музыка, представление начинается. Один из ребят достает шоколадку, разворачивает ее. Друзья начинают громко жевать. Во время представления кладут руки на передние кресла, разваливаются на стульях, обращаются к другим ребятам с вопросами. В конце громко обмениваются громко мнениями о спектакле.
Третий тур. Экономика
Задание 1
Команды получают список терминов. Затем ведущий зачитывает им определения, а они выбирают, какой термин соответствует каждому определению. Задание выполняется письменно.
Определения
• Доля любых доходов, которую необходимо перечислить государству. (Налог)
• Ввоз в страну товара, произведенного в другой стране. (Импорт)
• Часть заработной платы, которую выплачивают до окончания всей работы. (Аванс)
Термины: прибыль, спекулянт, страхование, экспорт, налог, взятка, ссуда, импорт, валюта, аванс, банкнота, дивиденды, банкротство, биржа.
Задание 2
Командам раздаются тексты стихотворения. Школьники должны в нём найти и подчеркнуть экономические термины.
Стихотворение
Настоящий риск с деньгами!
Можно их держать в копилке,
На развитье лесопилки
Можно доллары вложить,
Чтоб потом богаче жить.
Кто-то держит деньги в Банке,
Кто-то же – в консервной банке
Зарывает под сосной
На окраине лесной.
Что ж, они, наверно, правы...
Только лучше для державы,
Если ты куешь успех...
Если доллары в работе,
То владелец их в почете,
И страна богаче всех.
К рынку ближе подъезжай
И товары выбирай.
Хочешь сделку совершить –
Нам изволь-ка заплатить.
Пусть высокая цена:
Конкуренция сильна.
Дефицит у нас найдешь,
Не жалей на радость грош!
Всё, что видишь, – высший сорт,
Если купишь – будешь горд!
Задание 3
Вниманию участников предлагается рисунок с зашифрованными цифрами. Командам надо их найти и сосчитать их сумму. (Ответ: 130)
Четвертый тур. Путешествие из Коломны в …
В этом туре командам нужно отгадать один из городов России. На экране поочередно будут появляться открытки с видами этого города. Команда, которая первой назовет правильный ответ, побеждает. (Возможный вариант города – Санкт-Петербург)
Пятый тур. Гонка за лидером
Задача команд – дать как можно больше правильных ответов за 1 минуту.
Для первой команды
• Что означает выражение “рукой подать”? (Близко)
• Кто носит на спине иголки? (Еж)
• Что является моделью земного шара? (Глобус)
• Какая страна самая многолюдная? (Китай)
• Как называется стихотворный рассказ нравоучительного характера? (Басня)
• Кто зимой спит, летом ульи ворошит? (Медведь)
• На каком дереве раньше всех появляются листья? (Береза)
• Как называется стая рыб? (Косяк)
• Как называется решающий момент боя? (Атака)
• Кто такой Есенин? (Поэт)
• Какой зверь после еды чистит зубы? (Тигр)
• Что без ног бежит? (Река)
• Какую птицу называют доктором леса? (Дятла)
• Кому отдал Парис яблоко раздора? (Афродите)
• Что значит выражение “засучив рукава”? (Хорошо работать)
Для второй команды
• Что означает выражение “в час по чайной ложке”? (Медленно)
• Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (Жирным)
• Как называется океанское отступление? (Отлив)
• Кто является богом морей? (Посейдон)
• Как называется двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге? (Хорей)
• Грамоты не знаю, а весь век пишу. Что это? (Карандаш)
• Косой ли заяц? (Нет)
• Как называется стадо овец? (Отара)
• Как называется пролив между Россией и Америкой? (Берингов пролив)
• Каковы имя и отчество Лермонтова? (Михаил Юрьевич)
• Какого цвета хамелеон? (Разного)
• Сидит бабка на грядке, вся в заплатках. Что это? (Капуста)
• Царица цветов. Что это? (Роза)
• Сколько дней в високосном году? (366)
• Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи)
УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ
По теме профориентации школьников, как правило, проводятся классные часы, на которых ребята получают разнообразную информацию о видах профессий и правилах грамотного выбора своего профессионального пути. Закрепить же и проверить знания подростков по данной теме поможет внеклассное мероприятие, в котором могут участвовать как ученики одного класса, так и целая параллель.
Игра Елены Засориной (МОУ СОШ № 17, г. Клин, Московская обл.) построена по принципу КВН – она включает в себя традиционные для этого жанра конкурсы: домашнее задание, музыкальное задание и конкурс капитанов. Соревнуясь друг с другом, команды отвечают на вопросы ведущего, своих соперников и выполняют тематические задания.
Разминка
Все профессии, как известно, принято подразделять на пять категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия: “человек – природа”, “человек – человек”, “человек – техника”, “человек – художественный образ”, “человек – знаковая система”. Задание разминки состоит в следующем: ведущий называет профессии вразнобой, обращаясь к командам по очереди, а участники говорят, к какому типу относится названная профессия.
Группы профессий по типу взаимоотношений человека и объекта действия
• “Человек – художественный образ”: скульптор, художник-живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер.
• “Человек – природа”: инженер-геолог, взрывник, метеоролог, техник-топограф, мастер-сыродел, тестовод, пекарь, вальцовщик (мукомольное производство), лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед-зверовод, садовод.
• “Человек – техника”: электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь-сантехник, каменщик, арматурщик, техник-строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист-рулевой, бортинженер, пилот.
• “Человек – человек”: секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер-кассир, гид-переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, педагог.
• “Человек – знаковая система”: оператор ЭВМ, программист, техник-математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист.
Профсловарь
Школьники должны определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые будет зачитывать ведущий.
Группы слов
• Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)
• Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной)
• Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Cтоляр)
• Белый халат, больной, поликлиника, диагноз, рецепт. (Врач)
• Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)
• Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном)
• Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, пневматический кран, вагоны, ответственность. (Машинист локомотива)
• Деньги, посетители, клиенты, вклад, сберегательная книжка, документы, аккредитивы, личный счет. (Контролер банка)
• Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. (Артист)
• Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, кельма (лопаточка с изогнутой ручкой), стена, кладка. (Строитель)
• Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария, техническая грамотность, слесарный инструмент. (Слесарь-сантехник)
Конкурс пословиц
Команды должны определить, о какой профессии говорят те или иные пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки
О военнослужащих
• Береги землю родную, как мать любимую.
• Жить – Родине служить.
• Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
О кузнецах
• Тяжело молоту – тяжело и наковальне.
• Куй железо, пока горячо.
• Не огонь железо калит, а мех.
О поварах
• Что в котел положишь, то и вынешь.
• Недосол – на столе, пересол – на спине.
• Не котел варит, а стряпуха.
• Кашу маслом не испортишь.
О портных
• Не игла шьет, а руки.
• Как скроишь, так и тачать станешь.
• Как шьется, так и носится.
• Где шьют, там и порют.
О шоферах
• Обратная дорога всегда короче.
• Умный товарищ – половина дороги.
О хлеборобах
• Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
• Зерно в косу – торопись жать полосу.
• Кто с агротехникой дружит, об урожае не тужит.
• Жать – не дремать.
Кто что делает?
В этом конкурсе задача команд – отгадывать профессии по описанию.
Описание профессий
• В лесу, в пустыне, в горах, в городах и даже в море тянутся линии электропередач. Они приносят нам свет, тепло, а главное – электроэнергию. Проведением профилактических и аварийных работ на электрическом оборудовании, поддержанием в порядке электросетей, трасс воздушных и кабельных линий заняты представители этой профессии. Строгое выполнение правил техники безопасности – обязательное условие для любой данной профессии. (Электромонтер)
• К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М.В. Ломоносова: “…в земных недрах пространство, и богато царствует натура… Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску”. Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находиться глубоко под землей. (Горняк, шахтер)
• Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском языке это слово буквально означает “руководство людьми”. Функции этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня это планирование, организация и контроль. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и умение применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер)
• Это главное действующее лицо фондовой биржи, являющееся посредником в торговых сделках. Человек этой профессии обязан знать всё о ценных бумагах. Принципиальное значение при определении профессиональной пригодности имеют такие качества личности, как эмоциональная уравновешенность, высокая степень адаптивности, так как это одна из самых стрессовых профессий. (Дилер)
• “Живописать” растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в воображении видит ее результат. Квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз, как у лилии, их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки или хризантем), – размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые, золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются издали, а синие, фиолетовые – только вблизи наиболее посещаемых мест. (Цветовод)
• Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждые четыре человека планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь молоко содержит такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путем. Труженики данной профессии как раз и заняты “добычей” этого ценного продукта питания. (Доярка)
• Люди этой профессии первыми прибывают на место преступления, они всё знают об отпечатках пальцев и о почерке человека, не задумываясь, сообщат вам, что у мужчин длина шага 60–90 см, а у женщин и стариков – 50–70 см; а если длина шага составляет метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист)
• В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейских стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающие овладеть ею подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена являются психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственных способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец)
Конкурс капитанов
На сцену вызываются капитаны команд. Им необходимо отгадать профессии родителей своих одноклассников. Участники команд дают описание профессий их родителей, а капитаны по очереди отгадывают.
Домашнее задание
За несколько дней до игры каждая команда должна дать соперникам задание найти информацию о какой-либо редкой профессии, например, блоггер, спичрайтер, коучер, шоппер. В рамках данного конкурса участники демонстрируют результат выполнения этого задания.
Музыкальный конкурс
По отрывкам из песен участники конкурса должны отгадать профессии, которым посвящены песни.
Возможные варианты песен
• Песня о моряках-подводниках “Усталая подлодка” (муз. А.Пахмутовой, сл. С.Гребенникова и Н.Добронравова).
• Песня об электромонтере или монтажнике линии электропередач “ЛЭП-500” (муз. А.Пахмутовой сл. С.Гребенникова и Н.Добронравова.)
• Песня об учителе “Школьный вальс” (муз. И.Дунаевского, сл. С.Матусовского).
• Песня о пограничниках “Три танкиста” (муз. Дан. и Дм.Покрассов, сл. Б.Ласкина).
• Песня о врачах “Люди в белых халатах” (муз. Э.Колмановского, сл. Л.Ошанина)
ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
Казалось бы, агитбригада – это жанр, который остался в советском прошлом. Тем не менее, некоторые учителя, например Вадим Косогоров (МОУ ООШ № 12, г. Сланцы, Ленинградская обл.), обращаются к нему и сейчас. Привлекательным для школьников он будет, прежде всего, в силу своего необычного, бодрого ритма, возможности проявить себя не только на сцене, но и авторами идей и текстов для выступлений.
Тема профессионального выбора – одна из самых актуальных для школьников. Благодаря сочетанию социальной проблематики, стихотворной формы и яркого способа подачи материала, агитбригада на эту тему может стать очень эффективным вариантом работы с подростками и старшеклассниками.
Чтец 1
Эй, ребята, все сюда!
Чтец 2
Кто нас звал?
Чтец 1
Да это я.
Чтец 3
Что тревожишь наш покой?
Чтец 1
Ваш покой? Нет, друг, постой!
Мы не просто группа лиц,
Где в глазах бравада.
Мы, ребята, нечто больше:
Все
Мы – агитбригада!
Чтец 2
Так давайте поспешим.
Кто часы заводит?
Чтец 4
А зачем?
Чтец 2
Уходит время,
Молодость уходит!
Чтец 1
Так! Спокойно! Не болтать!
Напрягите ноги.
Приготовились, пошли
Открывать дороги.
Чтец 6
Перед вами – три дороги,
Выбирай себе свой путь,
Вытирайте только ноги,
Прежде чем туда шагнуть.
Чтец 3
Первый путь – других короче:
Чтец 6
Раз – и ты уже рабочий.
Чтец 3
Что ж, ребята, веселей,
Для учебы есть лицей!
Чтец 5
Да их много, и какие!
А профессии такие:
Чтец 1
Столяр, повар и маляр,
И моряк, и кочегар.
Чтец 2
Сталевар, художник, швец
И, конечно, продавец.
Чтец 4
Да,
действительно, их много,
Но смотри, еще дорога.
Чтец 6
То дорога номер два,
Это вам не ерунда.
Кто по ней пойдет, в момент
Станет раз –
Все
интеллигент.
Чтец 6
Если тверд душой, не нытик,
Два – и ты уже
Все
политик.
Чтец 1
Депутат, посол, премьер
Или поскромнее – мэр.
Чтец 5
Инженер, учитель, ткач,
Летчик, техник, зубной врач.
Чтец 2
Или, выждав свой момент,
Ты рванул – и президент.
Чтец 2
Ну, опять вперед, друзья,
Нипочем нам кризис!
Мы пойдем большим проспектом
Под названьем бизнес!
Чтец 1
Буду фермер.
Чтец 3
Иль фирмач,
То есть владелец фирмы:
Лес валить и продавать,
Загружать их в скирды.
Чтец 4
Буду газ качать.
Чтец 5
Я – нефть!
Ископаемых не счесть.
Чтец 2
Жить мы будем, как в кино,
Только первый дубль,
Этим сразу укрепим
Мы российский рубль.
Чтец 4
Всё, скорей бы выбрать путь,
И не стереть бы ноги.
Чтец 6
Не спешите, торопыги,
Есть еще дороги.
Чтец 5
Как еще? Вот это весть!
И какая еще есть?
Чтец 4
Вот, смотри, еще дорога,
Где побита, где ровна.
По краям окопов много,
Что-то странная она.
Чтец 6
Родину-святую мать
Тоже надо защищать.
Чтец 1
А профессий тут не счесть,
Здесь для всех работа есть.
Чтец 2
Быть разведчиком, сапером,
Быть танкистом, мушкетером!
Чтец 5
Мушкетером – это дело,
Триста лет как устарело.
Чтец 1
Ну, а повар! Как приятно,
После боя, с котелком
Порубать горячей каши,
Запивая молоком.
Чтец 4
Мы забыли про Морфлот!
Чтец 2
В море страшно!
Чтец 4
Круто! Вот!
Чтец 1
Я моряк,
Чтец 5
А я подводник,
Чтец 3
Ну, а я морской охотник.
Чтец 2
Главное – дороги есть,
Все
А профессий там не счесть.
Я – ЛИДЕР
Помимо командных соревнований, в школах часто проводятся и индивидуальные конкурсы, которые, как правило, являются этапом к общегородским и областным конкурсным программам.
Внеклассное мероприятие “Я – лидер” Оксаны Бородиной (МОУ Сетовская СОШ, с. Сетовка, Алтайский край) – это соревнование учеников 7–11-х классов. Его участники должны проявить свои лидерские задатки и способности, формулирование которых является девизом каждого из конкурсов.
Есть только один способ заставить людей следовать за вами, а именно: двигаться вперед быстрее, чем они сами.
Ф. Пикабиа
Расскажи нам о себе
Лидер вовлекает всех в работу
Каждый участник заранее готовит номер-визитку, в котором перечисляет свои достижения, желания, любимые занятия, то есть представляет достаточно полную и убедительную информацию о себе и своей деятельности. Время выступления – 5 минут.
Советы мудрых
Лидер вдохновляет
К этой форме работы обращались цари и князья. Задача лидеров – попытаться самим составить небольшие поучения для окружающих их людей. Время выполнения – 7 минут.
Помощь зала
Лидер учит сотрудничеству
Это конкурс пантомим. Лидеры должны выбрать помощников из зала и вместе с ними создать пантомиму на заданную ведущим тему. Время на подготовку – 5 минут.
Интервью
Лидер добивается результатов
Лидерам нужно взять друг у друга интервью. Каждому из них на спину прикрепляется табличка с именем известного героя из русской народной сказки, например, Колобок, Царевна-лягушка, Иван-царевич, Баба-Яга, Кощей Бессмертный. Участники не знают, что написано у них на спине, но видят таблички соперников. С помощью наводящих вопросов, которые участники задают друг другу по очереди, лидеры должны угадать своего героя. Вопросы необходимо задавать такие, чтобы на них можно было отвечать только “да” или “нет”.
Запевай
Лидер умеет создать хорошее настроение
Лидерам предлагается попробовать себя в роли хормейстера. Они должны разучить со зрителями песню, распределить партии и показать готовый номер.
Верю – не верю
Лидер принимает правильные решения
В этом конкурсе лидеры показывают умение принимать решение и обосновывать его. Каждый участник вытягивает карточку с описанием некой ситуации, читает ее и отвечает на вопросы, указанные на карточках. Время на подготовку – 3 минуты.
Пример карточки
Класс стал победителем в одном из общешкольных конкурсов и выиграл поездку на интересную экскурсию. Но на уроке физики радость была омрачена…
Когда учитель вошёл в класс, то увидел, что разбит редкий прибор, который с трудом удалось приобрести для школы. ЧП стало известно директору. И вот директор и учитель стоят перед классом и ждут признания того, кто совершил проступок. Класс молчит. Тогда директор ставит условие: если виновник не сознается, то в поездку отправится другой класс.
Сергей знал, что прибор разбил его друг Олег. Перед началом уроков в школе Сергей заглянул в приоткрытую дверь класса и увидел, что Олег поспешно сбрасывает осколки под стол. Торопясь скрыть улики происшедшего, Олег так был озабочен, что не заметил друга. Теперь Сергей не знает, как быть.
Вопросы:
• Какое решение приняли бы вы на месте Сергея? Почему?
• Какой смысл вы вкладываете в понятие “настоящая дружба”?
Что-то общее
Лидер создает команду
Теперь пришло время лидерам собрать себе команду, но не просто группу людей, а тех, у кого есть что-то общее. Участники конкурсной программы подбирают себе команду по какому-то определенному признаку и затем ее представляют.
Если не я, то кто же
В заключительном конкурсе лидеры вместе с набранными ими командами разрабатывают и представляют на суд зрителей и жюри модель самоуправления “Если не я, то кто же?”.
ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
Общешкольные тематические вечера проводятся практически в каждой школе.
Придумать сценарии таких концертов – работа небыстрая и требующая больших физических и творческих затрат, в идеале – совместная для учителей и школьников. В описанном ниже материале Татьяны Дворцовой (МОУ СОШ с. Кончанское-Суворовское, Новгородская обл.) представлены тексты различных юмористических сценок-диалогов, посвященных Дню учителя, которые послужат украшением этого праздника.
Контрольная работа
Двоечник. Ну, ты, Эйнштейн! Сейчас ты у меня получишь!
Отличник. Это за что? За то, что контрольную списать дал?
Двоечник. А ты знаешь, что я за нее получил?
Отличник. Нет... Но, кажется, догадываюсь...
Двоечник. Ах, он только догадывается, скажите, пожалуйста! Кол я получил! С двумя минусами! А теперь скажи, что ты получил?
Отличник. Я... я п-получил п -пять с-с п-п-п-плюс-с-ом…
Двоечник. Так почему же у тебя пять, да еще с плюсом, а у меня кол, да еще с двумя минусами?! Контрольную-то я у тебя списывал!
Отличник. Ну, ты даешь! В контрольной два варианта было. У меня первый, а у тебя второй. Списывать у Редькиной надо было, а не у меня, понял?
Два джентльмена
Джентльмен 1. Сейчас мы хотели бы дать несколько полезных рекомендаций для учеников нашей школы.
Джентльмен 2. Это, так сказать, заповеди, которые нужно неукоснительно соблюдать, чтобы даже на уроках и переменах оставаться...
Хор. Настоящим джентльменом.
Джентльмен 1. Итак, правило первое. Не убивай на уроке время. Если тебе неинтересно, займись чем-нибудь полезным.
Джентльмен 2. Например, поспи или поешь.
Джентльмен 1. Правило второе. Не обманывай учителя.
Джентльмен 2. Если забыл, почему не был вчера в школе, говори правду...
Джентльмен 1. Что был в поликлинике.
Джентльмен 2. Правило третье. Никогда не списывай у ближнего!
Джентльмен 1. Он знает так же мало, как и ты.
Джентльмен 2. Правило четвертое. Выполняй домашнее задание.
Джентльмен 1. Хоть раз в году!
Джентльмен 2. Правило пятое. Никогда не опаздывай в школу больше, чем на семь уроков, – это будет считаться прогулом.
Джентльмен 1. Правило шестое. Хотя бы один раз в году дай родителям почитать свой школьный дневник.
Джентльмен 2. Не забудь предварительно вызвать “Скорую помощь”.
Джентльмен 1. Правило седьмое. Никогда не отказывайся от общественно полезных работ!
Джентльмен 2. Но не забудь назначить на этот день важное семейное мероприятие...
Джентльмен 1. Как то: юбилей бабушки, выпускной экзамен в музыкальной школе, золотая свадьба родителей.
Джентльмен 2. Правило восьмое. Никогда не отказывайся отвечать у доски. Даже если ничего не знаешь, используй этот момент, чтобы показать блестящее знание прогноза погоды.
Джентльмен 1. Правило девятое. Всячески оберегай своих родителей от посещения школы и от общения с учителями.
Джентльмен 2. Для этого: обрежь телефон, забей почтовый ящик, спрячь дневник под диван.
Джентльмен 1. Дорогу в школу посыпь гвоздями и кнопками.
Джентльмен 2. Хорошо также поменять табличку на школьном здании. Например, на “Магазин”, “Аптека” или “Зоопарк”.
Джентльмен 1. И, наконец, правило десятое. Ни при каких обстоятельствах не забывай, что школа – это единственный источник знаний...
Джентльмен 2. О разных ненужных тебе предметах.
Джентльмен 1. Знаний, с помощью которых только и можно получить очень нужный тебе предмет...
Хор. Аттестат!
Экскурсия
Экскурсовод 1. Внимание! Если вы хотите приятно провести время и отдохнуть во время уроков, то наша компания может предложить вам интересные и разнообразные маршруты.
Экскурсовод 2. Сначала – безопасные маршруты для новичков!
Экскурсовод 1. Если вы потерялись в школе, не отчаивайтесь, а постарайтесь сориентироваться на местности.
Экскурсовод 2. Определив, где учительская, кабинет завуча и кабинет директора, вы быстро поймете, куда вам идти не надо.
Экскурсовод 1. Можно пойти в спортзал и тихо там посидеть в раздевалке.
Экскурсовод 2. Но лучше пойти в столовую: там кормят.
Экскурсовод 1. Зато там можно встретить завуча или директора.
Экскурсовод 2. И тогда уже маршрут будете выбирать не вы.
Экскурсовод 1. И маршрут этот может оказаться очень и очень длинным и извилистым.
Экскурсовод 2. Ну куда еще можно без опаски пойти на уроке?
Экскурсовод 1. Самое безопасное место во время урока – это, конечно же, туалет.
Экскурсовод 2. Там можно даже и покурить, уютно разместившись на подоконнике.
Экскурсовод 1. А если вы с друзьями, можно обсудить последний футбольный матч и новый альбом группы “Ария”.
Экскурсовод 2. Чашечку кофе вам тут, конечно, не предложат…
Экскурсовод 1. Но посидеть есть где.
Экскурсовод 2. Библиотека – не самое лучшее место для безопасного отдыха во время урока.
Экскурсовод 1. Во-первых, туда может заглянуть учитель.
Экскурсовод 2. А во-вторых, вас могут засадить за какую-нибудь книжку, а это, согласитесь, уже не отдых.
Экскурсовод 1. Удачного вам времяпрепровождения!
Ленительный падеж
Инсценирование стихотворения Г.Граубина.
Ведущий
Спросили Лежебокина:
Учитель
“А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог”.
Ведущий
Ответил он рассерженно:
Лежебокин
“В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Да, я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж, как дательный,
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
Ни с кем я не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит”.
Учитель
Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
Лежебокин
Давно придумал
Взятельный,
Грязнительный, лежательный,
Грубительный, ленительный,
И, наконец, просительный!
Переменка
Сценка представляет собой пародию на стихотворение С.Михалкова “А что у вас?”.
Ученик 1
Разыгралась сценка
В большую переменку.
Кто на лесенке сидел,
Кто на улицу глядел.
Кто-то в форточку курил,
По мобилке говорил,
Саша пел, Сергей молчал,
Из сети музон качал.
Кто писал к контрольной шпору,
Кто пил “Пепси” натощак.
Тут сказал ребятам Саша
И сказал не просто так:
Ученик 2
“А у нас сейчас зачет. А у вас?” и т.д.
Фото с сайта www.shutterstock.com
По материалам фестиваля “Открытый урок”