Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №10/2010

Сценарии

Александра Полякова ,
к.п.н., г. Москва

Важный разговор

Формы работы с классом

Проведение классного часа чаще всего предполагает обсуждение какой-либо значимой для школьников социальной или нравственной темы. Чтобы оно прошло наиболее эффективно, лучше всего использовать целый спектр форм работы с учениками: рассказ учителя, ответы на вопросы, анализ сказок и притч, анкетирование, составление различных сводов правил и алгоритмов. Причем осуществляться эта работа может со всем классом вместе, в группах или индивидуально. Изучая сценарии классных часов, присланные на фестиваль “Открытый урок”, мы отбирали среди них те, которые как раз представляют собой сочетание различных форм работы в рамках одного тематического занятия.

ВАШИ ПРАВА, ДЕТИ

О том, на что каждый человек имеет право, а на что – нет, должны знать все, даже самые маленькие жители планеты. Этому посвящен классный час для учеников 1–6-х классов Ольги Дарченко и Светланы Егоровой (МОУ ООШ № 11, с. Восточное, Красноярский край). Он построен на основе рассказа учителя о защите прав людей, сопровождающегося презентацией, заранее подготовленными инсценировками и выполнением школьниками заданий по мотивам известных сказок. Итогом работы на занятии является составление школьниками совместно с педагогом специальной памятки о детских правах.

Всеобщая декларация

В США, в городе Нью-Йорке, на берегу реки Ист-Ривер высится 39-этажное здание, в нём помещается штаб-квартира Организации Объединённых Наций (ООН), международной организации, главной целью которой является предотвращение войн. Страны-члены ООН договариваются о совместных действиях против тех, кто готовится к войне или начал воевать. ООН помогает развитию дружеских отношений между народами, объединяет усилия стран для улучшения жизни людей, стремится искоренить нищету, болезни и неграмотность во всём мире, выступает против разрушения природы, за уважение к правам и свободам любого живущего на Земле человека.

В 1948 году на собрании делегатов всех государств-членов организации был принят очень важный документ – Всеобщая декларация прав человека. В ней были названы важнейшие права и свободы, которые должны принадлежать каждому человеку просто потому, что он человек.

Существует также отдельная Декларация прав ребенка, в которой содержится призыв ко всем странам мира проявлять особую заботу о детях, признавать и защищать их права, предоставлять им возможность жить в комфортных условиях.

Каждый человек должен знать о подобных законах как можно больше, чтобы быть справедливым по отношению к другим людям и уметь защитить свои права.

Инсценирование сказок

Школьники инсценируют эпизоды из различных сказок. После каждой сценки учитель с учениками обсуждает, какие права героев были в данном эпизоде нарушены.

Морозко

Падчерица занята рукоделием. Выходит дед, садится на скамейку, потом выходит его вторая жена со своей дочкой и садится рядом. Все, кроме падчерицы, грызут семечки.

Сказочник. Жил-был дед, да с другой женой. И у деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и не перевернешься – бита. А родную дочь за всё, что ни сделает, гладят по головке: “Умница”. Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топит, избу метет еще до свету. Ничем старухе не угодишь – всё не так, всё худо. Ветер хоть и пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

Мачеха. Вези, вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели! Вези ее в лес, на трескучий мороз!

Сказочник. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабу не переспорить.

Старик. Собирайся, милая дочь.

Уходят.

Снежная королева

Кай и Герда сидят у окна.

Герда. Кай, а правда, что Снежная королева не сможет сюда войти?

Кай. Пусть только попробует! Я посажу ее на теплую печку, вот она и растает.

Герда. Кай, давай не будем говорить о ней.

Кай. Ах, меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз! Я ничего не вижу.

Герда (обняв Кая). Бедняжка, это, наверное, осколок зеркала Снежной королевы. Теперь твое сердце превратится в кусочек льда. (Плачет)

Кай. Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы какие-то гадкие! (Толкает вазу с розами)

Герда. Кай, что ты делаешь?

Кай. Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы! (Открывает окно)

Герда. Кай, кто это?

Входит Снежная королева.

Снежная королева. Кай, я вижу, тебе нравятся мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе еще много снежинок и других красивых вещей, а еще дам тебе мороженое.

Кай. Нет, я не пойду с тобой!

Снежная королева накрывает его плащом, и они уходят.

Кай (кричит). Герда, спаси меня! Мне холодно!

Герда. Она украла его. Кай, я обязательно тебя спасу!

Золушка

На стульчике сидит Золушка и что-то шьет.

Голос. Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди!

Выходят сёстры Золушки.

1-я сестра. Золушка! Ты слышала? Нас пригласили на бал принца.

2-я сестра. Помоги нам поправить наряды. (Золушка помогает)

1-я сестра. А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?

Золушка. Что вы, сестрицы? Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и башмаках?

Выходит мачеха.

Мачеха (дочерям). Красавицы мои, вы собрались?

2-я сестра. Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. Золушка копается, никак нас не оденет.

Золушка. Матушка, можно я тоже поеду? Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц?

Мачеха. И думать забудь! Не хватало еще, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну, а если управишься, то можешь потом приехать на бал.

Золушка. Я и за три дня не смогу всё это переделать.

Нарушенные права

Школьникам нужно определить, какие из героев были лишены следующих прав (правильный ответ выделен курсивом).

Право на жизнь Золушка
Колобок
Кот в сапогах
Право на неприкосновенность жилища Сестрица Алёнушка
Три поросенка
Колобок
Право на свободный труд Золушка
Красная Шапочка
Балда
Право на свободу вступления в брак Золушка
Дюймовочка
Алёнушка
Право на владение личным имуществом Красная Шапочка
Буратино
Баба Яга

Подведение итогов

В конце классного часа учитель вместе со школьниками вспоминает, о каких правах шла речь на занятии, и составляет памятку, посвященную правам каждого ребенка.

Памятка

• Право на имя, отчество и фамилию;

• право знать своих родителей, совместно с ними проживать;

• право на заботу и воспитание;

• право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сёстрами;

• право на защиту своих прав и законных интересов;

• право на общение с обоими родителями;

• право на выражение своего мнения;

• право на уважение человеческого достоинства;

• право на личное имущество, на получение содержания от родителей.

У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН

Мобильный телефон в современной жизни сопровождает человека практически всегда и везде. Но это, к сожалению, не снимает проблему этики использования телефона и культуры общения по нему.

В рамках классного часа Ольга Марета (ГОУ СОШ № 49, г. Москва) знакомит школьников с историей возникновения телефона и мобильного телефона в частности, которая дополняется в ходе фронтальной беседы с классом. Затем ученикам предлагается сформулировать основные правила телефонного этикета. Отправной точкой для такой работы могут служить вопросы для обсуждения, предложенные учителем, анализ возможных ситуаций разговора по телефону или видеосюжеты на заданную тему.

Введение в тему

Классный час начинается с рассказа учителя об истории телефона и с беседы с учениками по теме занятия.

Историческая справка

Первый телефонный аппарат придумал в 1876 году человек по фамилии Белл, который работал учителем в американской школе для глухонемых. Но и у этого телефона, оказывается, были предшественники. Например, в древнем племени южноамериканских индейцев вождь племени восседал на троне и отдавал распоряжения с помощью труб, расположенных в стенах дворца.

В настоящее время телефон есть почти в каждом доме, да и жизнь современного человека трудно представить без мобильного телефона, чуда ХХ века.

Возможные вопросы для беседы

• Какие еще способы передачи информации вам известны?

• Как часто вы пользуетесь мобильным телефоном?

• Какими функциями обладает этот аппарат?

• Какие марки мобильных телефонов вы знаете?

• Каких операторов телефонной сотовой связи вы знаете?

Телефонный этикет

На втором этапе занятия учитель вместе со школьниками обсуждает и формулирует пункты телефонного этикета. Для этого ученикам предлагается ответить на три основных вопроса, связанных с правилами пользования мобильным телефоном: где, когда и как. Работа по формулированию правил этикета может состоять из просмотра видеосюжетов по теме и их анализа, обсуждения в группах различных ситуаций и т.п.

Примерный перечень правил

• Учитесь говорить по телефону кратко, сдержанно и вполголоса.

• Ошиблись номером – обязательно попросите извинения.

• Не звоните без дела.

• Перед телефонным разговором соберитесь с мыслями.

• Начиная разговор, назовите себя.

• Не звоните позже 22 часов.

• В слове “звонить” ударение ставьте на втором слоге: звоните, вам звонят, телефон звонит.

• Неэтично занимать телефон длинными личными разговорами.

• Неэтично обращаться с деликатными просьбами по телефону.

• Строго запрещено пользоваться телефонами в церкви, в театре, в музее.

• Неэтично просматривать чужую записную книжку с номерами телефонов.

• Неэтично передавать номер телефона без согласия его владельца.

• Неэтично жевать во время телефонного разговора.

• Телефон для того и существует, чтобы не заходить к знакомым без предупреждения.

• Неэтично вести личные переговоры в присутствии других лиц.

Подведение итогов

Более ста лет присутствует в жизни человечества телефон. Сначала он был таким: большим, громоздким, с плохой слышимостью, по нему далеко не всегда удавалось дозвониться. Мы его знаем совсем уже другим: небольшим, удобным, но, к сожалению, вышедшим из моды, потому что сейчас мы в основном пользуемся маленьким, компактным, переносным, стильным телефоном. Проходит время, меняется техника, да и мода на нее. Но каким бы ни был телефонный аппарат, основные правила общения и его использования остаются прежними. И впечатление о человеке складывается не по тому, какой мобильник у него в кармане, а по тому, как он умеет его использовать, общаясь с людьми, ведь древняя мудрость гласит: “Заговори, чтобы я увидел тебя”.

РАЗГОВОР О ЛЮБВИ

В основе классного часа Светланы Литвяк (МБОУ “Гимназия № 5”, г. Норильск) на одну из самых животрепещущих и актуальных для подростков тем – тему любви – групповая работа школьников.

В начале занятия каждый ученик получает карточку одного из пяти цветов, на которой написана часть высказывания о любви. В ходе классного часа школьники выполняют в пяти группах различные задания: анализируют высказывания известных людей и современников, обсуждают сказку, прочитанную учителем, отвечают на проблемные вопросы. Учитель координирует работу групп и вместе с учениками подводит итоги после каждого этапа работы.

Деление на группы

Участники каждой из пяти групп объясняют, как они понимают высказывание, доставшееся этой группе, согласны ли они с ним.

Возможные высказывания

• “Любовь – это язык Бога, поддерживающий нашу душу”. (Л.Ребе)

• “Если собираешься кого-нибудь полюбить, научись сначала прощать”. (А.Вампилов)

• Любовь – это такое чувство, о котором можно говорить только с тем, кого любишь”. (П.Сычёв)

• “У первой любви, легковерной и мнительной, всегда свои причуды”. (К.Седых)

• “Любить – значит делать добро”. (Л.Толстой)

Анализ сказки

Чтобы попытаться ответить на вопрос, что такое любовь, школьникам предлагается послушать и проанализировать одну старую сказку, рассказанную как-то Василию Александровичу Сухомлинскому его бабушкой.

Сказка

Бог создал мир, он расселил живые существа на земле, научил продолжать род. Отвел мужчине и женщине поле, показал, как строить шалаш, дал мужчине лопату, женщине – горсть зерна.

Пришел Бог с Архангелом Гавриилом на Землю через год. Видят – рожь колосится, шалаш построен, а рядом колыбелька, и в ней спящий ребенок. На земле сидят и смотрят в глаза друг другу мужчина и женщина. И увидел Бог в этом взгляде что-то сильное, нежное и совершенно ему непонятное. “Что это?” – спросил Бог Архангела. “Это – любовь”, – ответил ему Гавриил. “Но ведь я её не создал! – воскликнул Бог. – Что ж, человек, отныне ты будешь стареть. Каждый день будет уносить твою молодость. А через тридцать лет я приду и посмотрю, что осталось от твоей любви”.

Прошли годы. Спустился Бог с Архангелом на землю вновь. На месте шалаша стоит изба, цветут сады, вокруг раскинулись поля, а на них работают дети, рядом резвятся внуки. А на крылечке сидят, взявшись за руки, мужчина и женщина... и смотрят в глаза друг другу. И взгляд их столь же прекрасен! Он прекраснее цветущих садов, утреннего неба, прекраснее всего того, что создал Бог. И появилось в этом взгляде что-то еще, что никогда не видел Бог. “А это что?” – спросил Бог Гавриила. “Вера”, – ответил ему Архангел. Разгневался Бог: “Берегись, человек. Я приду через три года и посмотрю – остался ли этот свет в твоих глазах”.

Пришли Бог с Архангелом через три года и видят: сидит около маленького холмика старик, глаза грустные, грустные, но кроме скорби и грусти в них всё тот же прекрасный свет, ставший еще сильней. “Память сердца”, – сказал Архангел.

Повернулся Бог, в поле стояли, взявшись за руки, мужчина и женщина и смотрели в глаза друг другу... И ушел Бог с Земли на небо, так и не поняв, что же это такое – любовь. А на Земле остался человек.

Высказывания современников

Педагог предлагает обратить внимание на то, что говорят о любви наши современники, ученики старших и младших классов. Высказывания зачитываются и обсуждаются.

Примеры высказывания старшеклассников

• Любовь молодого человека значит для меня немало. Она дает мне не только почувствовать себя нужной, но и самоутвердиться в себе и обществе.

• Человек должен в первую очередь любить самого себя, потому что человек, который не любит и не уважает себя, не может любить окружающих.

• Моя любовь к людям зависит от настроения. Бывает, что я всех убить готова, а бывает и наоборот – готова любить всех вокруг.

• Любовь – это какое-то необыкновенное чувство, когда ты что-то или кого-то хранишь и боишься потерять, то, за что отдал бы жизнь.

• Любовь в моей жизни почти не играет никакой роли, так как я не верю в то, что она есть, для меня это просто симпатия и привязанность.

• Я не понимаю, как можно любить и жить с одним человеком много лет. Во-первых, нужно иметь какое-то разнообразие, во-вторых, один человек быстро надоедает и т.д.

• Любовь не бывает вечной, рано или поздно она проходит, остается только привязанность.

• За любимого человека всегда переживаешь, волнуешься, огорчаешься, злишься, ревнуешь, а у самого только портятся нервные клетки. Не обязательно иметь любимого человека, главное, чтобы рядом были люди, можно и самому решать свои проблемы.

• Есть единственный, настоящий вид любви – это любовь к деньгам.

Мнения учеников начальной школы

• Любовь – нормально. Нельзя не любить своих родных, они всё сделали ради тебя.

• Маму люблю. Узнаю по выражению лица, веселая, добрая. По глазам, что она хорошая, добрая. Помогаю ей.

• Любовь – это когда люди друг друга очень любят. Я люблю своих друзей, люблю Свету и боюсь ее потерять. Я люблю ее за красоту.

• Я люблю свою маму за то, что она мама, за то, что она добрая, заботится обо мне.

• Любовь – это прекрасное чувство, чувство уверенности в ком-то, чем-то.

Вечные вопросы

Школьники, работая в группах, обсуждают предложенные проблемные вопросы, формулируют и записывают мнение группы (и отдельных ее представителей, если кто-то не согласен с общим мнением), а затем делятся им с остальными участниками классного часа.

Вопросы

• Бывает ли любовь с первого взгляда?

• Следует ли прислушиваться к мнению других, например родителей, когда любишь?

• Что делать, если в равной степени любишь двоих и не в силах сделать выбор в чью-либо пользу?

• Что для человека более значимо: любить или быть любимым?

• Всегда ли следует говорить любимому человеку правду?

• Можно ли сохранить любовь к человеку, с которым расстался?

• Почему любовь называют единственным сокровищем, которое умножается, разделяясь?

ПУТЬ К СЕБЕ

Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений.

Классный час для девятиклассников Светланы Прохоровой (МОУ Новошимкусская СОШ, Республика Чувашия) о том, что из себя представляет самооценка, для чего она нужна и как сделать ее объективной, построен на сочетании групповой работы (составление таблицы признаков завышенной, заниженной и адекватной самооценки), фронтальной (анализ истории для обсуждения и беседа по проблемным вопросам) и индивидуальной (составление самохарактеристик).

Важно не то, кем тебя считают,
а кто ты на самом деле.
Публий Сир

Введение в тему

Классный час начинается с вступительного слова учителя о значении самопознания для принятия важных жизненных решений (для учеников 9-го класса, например, это решения о дальнейшем продолжении учебы, поиске своего места в жизни, выбор жизненных целей и ценностей и т.д.). Особое значение в этом смысле приобретает умение каждого человека правильно оценивать себя.

Занятие продолжается беседой о том, что такое самооценка и зачем она нужна (например, чтобы узнать призвание, выбрать профессию; избежать ошибок и разочарований; правильно вести себя с окружающими).

Определение уровня самооценки

Школьники работают в группах. На доске расположена таблица признаков людей с разной самооценкой, но эти признаки распределены по колонкам неверно. Задача групп: разместить слова правильно, обосновав свой выбор. После этого учитель вместе с учениками обсуждает, что можно посоветовать человеку с той или иной самооценкой.

Самооценка

Завышенная Заниженная Адекватная
Уверенность в себе

Вспыльчивость Скромность

Трусливость

Высокомерие

Нахальство

Обидчивость

Чувство собственного достоинства

Пассивность

Уравновешенность

Самоуверенность

Внушаемость

Правильные ответы:

Завышенная – высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная – пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

Адекватная – уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

Как себя оценить?

Школьники вместе с учителем обсуждают правила самооценки, обозначенные на доске, а затем анализируют с опорой на эти правила пример достаточно распространенной истории о неверной самооценке человека.

Как правильно оценить себя?

• Судите о себе по делам.

• Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.

• Тот, кто вас критикует, – ваш друг.

• Критикует один – задумайтесь. Критикуют два – проанализируйте свое поведение. Критикуют три – переделывайте себя.

• Строго относитесь к себе и мягко – к другим.

История для обсуждения

Бабушка и мама считают, что Наташа – самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам, Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин друг Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Она считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

Цели и принципы

Ведется работа с основополагающими для определения самооценки понятиями. Школьники отвечают на вопросы учителя, делятся своим мнением.

Цели

• Что такое жизненная цель?

• Зачем нужно ставить перед собой цели?

• Сколько целей может быть у человека?

• Какие бывают цели в жизни?

• Что нужно делать, чтобы достигнуть той или иной цели?

Принципы

• Что такое жизненные принципы?

• Какие принципы вы знаете?

• Зачем нужны принципы?

• Может ли человек менять свои принципы в течение жизни?

• Бывают ли люди без принципов?

Составление самохарактеристики

Обычно после окончания 9-го класса классный руководитель дает выпускникам характеристики. Школьникам предлагается с опорой на вопросы анкеты составить подобные самохарактеристики. Ученики работают письменно, затем по желанию отдают самохарактеристики учителю или оставляют у себя.

Анкета

• Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?)

• Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)

• Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)

• Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)

• Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие – самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чём вы хотели бы подражать?)

Коллажи Т.Белоножкиной

По материалам фестиваля “Открытый урок”

TopList