Идеи
Татьяна Алексеева
Лестница в будущее
Новое в жизни учителя и учеников
Среди множества педагогических идей, присланных на фестиваль “Открытый урок” в заканчивающемся учебном году, выделяется несколько ключевых тем. Особое внимание учителей привлекли вопросы адаптации учеников в средней школе: от поэтапного обсуждения с пятиклассниками и их родителями нового уровня требований, изменившихся условий обучения до умения осознавать и распределять ответственность между одноклассниками, которое можно успешно развивать на классных часах.
Адаптироваться к новой реальности приходится не только ученикам, но и самим педагогам. Многие материалы посвящены различным формам использования компьютерных технологий в деятельности классного руководителя. Особенно много открытий, эмоций и планов на будущее – у учителя, решившегося завести свой личный профессиональный блог в Интернете.
О ЧЕМ РАССКАЗАЛ ПОРТФЕЛЬ
При переходе в пятый класс ребенок взрослеет. Он открывает для себя более сложный уровень взаимоотношений с другими людьми. Быть жадным – плохо, а нежадным – расточительно. Помочь товарищу, дав списать, – это хорошо или плохо? Сказать правду – это “стукачество” или смелый поступок? Как реагировать на обиду? Обидеться или не обращать внимания? Отомстить или простить? Все эти вопросы особенно остро встают перед детьми в пятом классе. Совместному поиску ответов, психологической адаптации школьников к новому уровню ответственности помогает серия классных часов и родительских собраний.
Своим успешным опытом работы с пятиклассниками и их родителями делится Наталья Конкина (МОУ СОШ № 1, с. Большая Глушица, Самарская обл.). Материал может быть использован для классных часов и родительских собраний.
Способности и ожидания
Одна из главных проблем, с которой сталкиваются пятиклассники и их родители, – снижение уровня успеваемости по сравнению с начальной школой. Родители на первом же собрании открыто возмущаются тем, что в случае спорной оценки учитель ставит меньший балл. Обвиняют педагогов в излишней требовательности и придирчивости к их детям.
Поэтому в начале учебного года важно поговорить со школьниками и их родителями о способностях, привести в соответствие представления ребят о самих себе и требования средней школы.
Родительское собрание можно посвятить разговору о том, что способности очень разнообразны. В школе мы сталкиваемся только с одной их группой – интеллектуальными способностями. Рассмотрим, из чего складываются интеллектуальные способности школьника.
Память близкая проявляется в умении быстро запоминать материал;
• память дальняя проявляется в умении долго удерживать материал в сознании и успешно его воспроизводить;
• внимание проявляется в способности не отвлекаться на уроке;
• организованность видна в том, как ребенок распоряжается своим временем, в аккуратности, способности настроиться на урок;
• усидчивость проявляется в умении долго заниматься одним делом;
• упорство, проявление волевых качеств заметны в решимости выполнить задание, несмотря на трудности;
• сообразительность выражается в умении понимать материал;
• умение выражать свои мысли проявляется в способности рассказывать и объяснять прочитанное;
• любознательность выражается в желании узнать больше, чем изложено в учебнике;
• умение пользоваться учебником проявляется в понимании его структуры;
• воображение проявляется в умении представить абстрактное в виде образов, примеров.
На собрании можно предложить родителям оценить способности своего ребенка по каждому пункту, выставив мысленно ему оценку по пятибалльной шкале. Идеальный вариант – 55 баллов. Как правило, после бурного обсуждения родители начинают воспринимать способности своих детей более объективно.
Ту же тему стоит обсудить и на классном часе, назвав его, например, “Мои способности”. Ценности младших школьников ориентированы на хорошую учебу. Это для них главный критерий в оценке одноклассников и себя. Поэтому ребята довольно быстро приходят к пониманию, какие способности и как нужно развивать в себе, чтобы хорошо и отлично учиться. Недостаток одного должен компенсироваться преобладанием другого. Главное достоинство успешных людей – большая работоспособность, то есть усилие над собой.
Умение учиться
Следующая проблема, которой надо посвятить отдельный классный час, – учеба. Как лучше учить уроки и выполнять домашние задания?
У младших школьников понятия “запомнил” и “понял” – взаимозаменяемые. Даже высокие оценки не свидетельствуют о полной готовности к учебе в пятом классе, поскольку в начальной школе хорошая механическая память и аккуратный почерк заменяли несформированность другого навыка – умения понимать материал, то есть перекодировать полученную информацию на доступный для себя язык. В пятом классе от ребят уже требуется осмысление материала.
Большинство детей, пришедших в среднюю школу, рассказывать умеют плохо. Но и те, кто делает это хорошо, часто не могут ответить на вопросы по изучаемому материалу, то есть информацию они поначалу не понимают, а только запоминают. Больше всего в начале пятого класса ребята мечтают о прекрасной памяти. Важно поговорить с ними о том, что только трудолюбие и работа над собой ведут к успешности.
На классном часе пятиклассники обычно объясняют, что учиться, по их мнению, – это значит хорошо отвечать на уроках, получать хорошие оценки. Что же нужно делать дома, чтобы эти хорошие оценки получить на уроке? Как выполнять домашние задания? В процессе совместного обсуждения выяснились следующие типичные ошибки ребят:
• делаются в первую очередь письменные задания, причем сначала пишутся, а только потом учится правило;
• в упражнении выполняются не все задания;
• ученики списывают друг у друга;
• материал по устным предметам читается по 2–3 раза, но не рассказывается вслух;
• уроки учатся в спешке, при работающем телевизоре или включенной музыке;
• времени на уроки затрачивается недостаточно.
Конечно, это относится не ко всем. Но примерно треть класса, как правило, так делает.
Для наглядности можно попросить нескольких “сильных” учеников рассказать о том, как они учат дома уроки. Ребятам это дает возможность понять, что учить – это не только читать, но и воспроизводить материал.
По той же схеме стоит поговорить об умении учиться и на родительском собрании. Желательно, чтобы мамы “сильных” учеников рассказали другим о том, как их дети учат уроки. Многих родителей обычно удивляет, что отличники рассказывают дома материал вслух, тратят много бумаги на черновики и не имеют “решебников”. Однако когда подобное собрание прошло в нашем классе, никто не стал настаивать на якобы “выдающихся” способностях своих отпрысков, никто не демонстрировал пренебрежения к трудолюбию чужих детей. И если в начале собрания были слышны рассуждения о том, что дети уже большие и сколько же их можно контролировать, то после откровенного разговора об успешности учебной деятельности ребенка такие разговоры стихли.
Нередко в первые недели учебы пятиклассники негодуют, когда их спрашивают не по подзаголовкам, обижаются на дополнительные вопросы по параграфу и вообще пытаются диктовать, что и кому ставить. Поэтому классный руководитель вместе с учебным сектором определил нормы оценок, которые потом были вывешены в классном уголке. Именно эти нормы и прорабатывались на классном часе. Больше всего ребят удивило, что на “2” тоже надо что-то ответить и что “5” можно получить даже за короткий правильный ответ.
В результате обсуждения этой темы родители и дети в понятие “учиться” стали вкладывать одинаковый смысл, а также поняли, за что и какие оценки ставят. Это понимание сохранилось вплоть до 11-го класса. Хорошие и отличные знания в классе ценились, лентяев всерьез не воспринимали, хорошая учеба была главной ценностью. В подтверждение приведу случай, который произошел в 10-м классе. Одна из учениц стала учиться ниже своих способностей, но претендовала на отличные оценки и откровенно завидовала более успешным одноклассницам. На совет пересказывать дома материал огрызнулась: “Кому я его буду рассказывать?”. На что один из мальчиков ей ответил: “Себе. Я тоже сам себе пересказываю”. Обида у девочки погасла, и она даже игриво восхитилась: “Ну, ты даешь!”. Старшеклассница сделала для себя выводы и сдала ЕГЭ на “отлично”.
Навыки аккуратности
В пятом классе активно формируются деловые качества ребенка: умение вести свое небольшое хозяйство, распределять собственное время. В первые месяцы после перехода из начальной школы в классе один ластик гуляет по всему ряду, одним корректором пользуется несколько человек, часты случаи, когда ребенок забывает тетрадь и весь день работает в одной и той же тетради. Остальными детьми это обычно не осуждается, а воспринимается как должное. Такие одноклассники сочувственно снабжаются ручками, линейками, учебниками. Поэтому на одном из первых классных часов нужно обязательно поговорить об аккуратности. Добиться от ребят понимания, что аккуратность – это важное деловое качество, которое делает человека успешным в будущем.
С этой целью можно провести классный час под названием “О чём рассказал портфель”. Технологически он проводится очень просто. Заранее готовится модель портфеля неопрятного ученика. Учитель показывает, что же там лежит, и комментирует. Например: “Сразу видно, что это портфель мальчика. Он очень удобен. Здесь много кармашков. Но почему-то все принадлежности лежат в одном отделе. А как найти в нем ручку? Ручка ищется полминуты, а в армии солдат полностью одевается за 40 секунд. Значит, надо распределить всё по отделам. А вот тетради. Мы видим, что ученик ждал учебный год, готовился к нему. Но у тетрадей загнутые уголки, они помяты. Что можно сказать об их хозяине? Наверное, что он – неаккуратный ученик”. И так далее.
Ребята, как правило, реагируют на такие примеры. Человек, который забывает нужные для уроков вещи дома, мешает себе и окружающим. С этой привычкой он может остаться на всю жизнь. О нём идет слава необязательного человека, ему трудно удержаться на работе, он разоряется в бизнесе, он может причинить ущерб домашним. Таких классных часов лучше провести несколько за год. Конечно, полностью решить данную проблему не получается, но что-то в душе у ребят остается.
На следующих классных часах, посвященных аккуратности, учителю важно отметить положительные изменения. Ведь в силу своего возраста дети многое еще делают “для него”, а не для себя. Сознательная дисциплина еще только формируется, как и привычка к ответственности.
В результате забывчивые одноклассники сталкиваются с отказом снабдить их забытыми вещами. Другие ребята начинают осуждать такое поведение: “Почему мы должны тебе что-то постоянно носить?”. Такого отпора “забывчивые” обычно не ожидают. Появляются и радостные сообщения о том, что кто-то “наконец-то пришел со своими принадлежностями”.
Путь к бережливости
Дети очень равнодушно относятся к потере или порче своих вещей. Чужим фломастером рисуют все, чужим и своим корректором разрисовывают ручки, тетрадки и даже руки. Ломают просто так карандаши и линейки. Вырывают листки из тетрадей, теряют и разрисовывают тетради. В моем классе это не осуждалось, а считалось нормой. Классный час о бережливости назревал. Требовалось обратить внимание ребят на бережное отношение к своим письменным принадлежностям.
Классный час начался с вопроса: как вы относитесь к людям, которые крадут деньги из кошелька родителей? Ребята осудили таких “воров”.
Второй вопрос был конкретнее: сколько стоит сейчас тетрадь? Ручка? Корректор? Ластик? На какую сумму сейчас лежат вещи в вашем портфеле? Стоимость учебников было решено не подсчитывать.
Во сколько же обойдется родительскому кошельку потеря корректора? А потеря ручки? Альбома? Красок? Кроссовок?
Как-то само собой ребята стали переводить деньги, потраченные на учебные принадлежности, в стоимость жвачек, потом шоколадок и даже колбасы, мороженого и так далее.
Можно ли назвать нормальным человека, который добровольно бросает деньги? Сломал карандаш или ручку – это значит, что он бросил 10–15 рублей, порвал тетрадь – выбросил 45–50 рублей, исписал корректор – потерял от 50 до 80 рублей.
В итоге ученики сделали для себя вывод, что бережливость – путь к успешности и процветанию. Разговор на классном часе не прошел бесследно: порча школьных принадлежностей пошла на убыль. В классе стало осуждаться пренебрежительное отношение к ним.
НАШИ ПРОБЛЕМЫ
В средней школе ученики показывают разную степень готовности к тому, чтобы брать на себя ответственность. В каждом классе найдутся гиперответственные и безответственные – те, кто перекладывает проблемы класса и свои собственные на плечи других: классного руководителя, директора, родителей и т.д. Предлагаемая технология учит ребят самостоятельно выявлять проблемы, существующие в классе, и определять, кто возьмет на себя ответственность за их решение.
Свой опыт коллективного планирования в классе представляют Дмитрий Деменев, Валентина Соболева (МОУ СОШ № 11, г. Гурьевск, Кемеровская обл.). Материал можно использовать для проведения классного часа.
Неизвестная галактика
Работа по коллективному планированию обычно проводится в конце первого полугодия, когда в классе уже выявляются определенные проблемы. Она проходит в форме классного часа. На доске вывешивается плакат, где в образе космической галактики представлен план, который будет заполняться в ходе работы групп. Каждая группа получает проблемно-ориентированные матрицы и цветные наклейки с надписями: “Как будем действовать?” “Где, когда, с кем?”.
На предварительном этапе каждый ученик сначала индивидуально выявляет проблемы, на его взгляд, существующие в классе, находит субъектов учебно-воспитательного процесса, которые могли бы принять участие в решении этих проблем, определяет размер собственной ответственности.
Затем формируются группы, в которых совместно разрабатывается план мероприятий работы класса на II полугодие. В группах ребята также учатся анализировать сам процесс планирования, отыскивая лучшие пути решения стоящих перед коллективом задач.
Работа начинается с обсуждения плаката, изображающего галактику, и вопроса: “Что это такое?”. Ученики называют варианты, которые учитель фиксирует на доске. Выбирается наиболее близкий к определению “галактика”. Педагог объясняет значение символов.
А, В, С – это группы, которые должны пройти свой путь к общей цели: конкретные дела по решению значимых проблем класса.
План класса – это небольшая планета, которая не может существовать без общего плана школы – большой планеты.
Группа Д – группа учителей-предметников. Она построит свою траекторию решения проблем, которые существуют параллельно с проблемами учеников и нуждаются в коллективном решении.
Каждая группа формулирует от 3 до 5 проблем, значимых с ее точки зрения, и вносит их в таблицу.
Определение маршрута
Затем в группах идет обсуждение, кто и в какой степени должен взять на себя ответственность за решение. Школьники сами определяют размер участия субъектов образовательного процесса, затем консультируются с выбранным участником и вносят коррективы в таблицу. Результаты таблицы озвучиваются вслух.
Учитель предлагает из всех проблем выбрать одну, но значимую, и заштриховать или выделить ее каким-либо значком. Все матрицы групп вывешиваются на доску вокруг плаката.
Следующий этап – разработка конкретных дел. Здесь важно создать условия для коллективного и личностного самоопределения: “Что хотим? Для чего? Зачем?”, “Как будем действовать? Где, когда, с кем?”.
Ответы на эти вопросы записываются на цветных наклейках и прикрепляются на матрице к выделенным проблемам.
В заключение каждая группа зачитывает свои предложения конкретных дел, которые должны помочь решению проблем, выявленных в процессе коллективного анализа. Остальные группы выступают в роли оппонентов. В ходе обсуждения уточняются время реализации и ответственные.
Намечается дата второго коллективного анализа, где будут подведены итоги коллективной деятельности и индивидуального результата каждого – “Достигли или не достигли цели? Почему?” Любой результат хорош по-своему. Важно самоопределение каждого человека и коллектива в целом.
Завершается классный час рефлексией. В качестве инструмента рефлексии используется “Блокнот”, где участники могут высказать свои мнения словами, рисунками или просто выразить их “цветом”. Обширное поле “Блокнота” дает возможность ребятам проанализировать свои действия и деятельность.
МОЙ СОСЕД ПО ПАРТЕ
Чтобы коллектив был более дружным, необходимо доверять друг другу, лучше знать каждого и оценивать по достоинству. С этой целью можно предложить ученикам составить портрет своего соседа по парте, используя наблюдения, применяя вопросы, на которые тот по желанию ответит.
Идеей классного часа, укрепляющего взаимоотношения в классе, делится Анна Василовская (МОУ СОШ пгт Атамановка, Читинская обл.).
Оформление класса должно быть праздничным, необычным. Можно пригласить родителей. На доске стоит разместить пословицы и поговорки о дружбе и человеколюбии, а также пожелание ребятам быть дружными, добрыми, чуткими и справедливыми по отношению друг к другу.
Возможные эпиграфы к классному часу:
• “Уважайте в себе и других человеческую личность!” (Д.И. Писарев).
• “Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях!” (Б.Паскаль).
• Примерные вопросы для составления портрета:
• Его имя и что оно означает в переводе на русский язык?
• Год, месяц и день рождения (знак зодиака, под которым он родился, и какие великие люди родились под этим знаком).
• Есть ли у него братья, сестры (их имена и возраст)?
• Какие домашние животные живут у него дома (их клички, повадки, привычки)? Можно ли показать их фотографии?
• Чем увлекается в свободное время?
• Что умеет делать лучше своих одноклассников?
• В какие игры любит играть?
• Какие кружки, секции, студии посещает?
• Какие школьные предметы ему нравятся и почему, а какие не нравятся и почему?
• Любит ли он читать, если да, то какие книги?
• Какие телепередачи смотрит чаще всего?
• Есть ли у него друзья в классе? Что он ценит в людях и в друзьях?
• Как он относится к своим одноклассникам?
• Есть ли у него чувство юмора?
• Можно ли на него положиться в трудную минуту? Может ли он прийти на помощь, если его попросить об этом?
• Какие его поступки заслуживают уважения, а какие нет?
• Что можно посоветовать ему исправить в своем поведении, привычках?
• Что бы ты пожелал ему в день рождения?
Желательно, чтобы каждый ученик приготовил своему соседу по парте небольшой подарок (закладку, наклейку, календарик и т.п.).
В заключение стоит обратить внимание ребят на то, что все они очень разные, непохожие друг на друга, но все по-своему интересны и неповторимы. Кроме того, им можно посоветовать поработать над своим характером, привычками и исправить то, что мешает иметь друзей и пользоваться уважением одноклассников.
Значения некоторых имен:
Алла – другая (греч.)
Алексей – помощник (греч.)
Анна – милостивая (др.-евр.)
Анатолий – восходящий (греч.)
Андрей – мужественный, храбрый (греч.)
Анастасия – воскресшая (греч.)
Антон – вступающий в бой (лат.)
Александр – защитник людей (греч.)
Артём – здоровый, непобедимый (русск.-лат.)
Борис – борющийся (слав.)
Богдан – богом данный (слав.)
Валентина – сильная (лат.)
Валерий – бодрый, здоровый (лат.)
Виктор – победитель (лат.)
Владимир – владеющий миром (слав.)
Василий – царственный (греч.)
Вячеслав – больше славы (др.-русск.)
Виталий – жизненный (лат.)
Вероника – несущая победу (греч.)
Галина – ясность (греч.)
Дмитрий – плод земной (греч.)
Денис – посвященный богу веселья (греч.)
Екатерина – надежда истинная (греч.)
Елена – солнечная (греч.)
Ирина – мир (греч.)
Игорь – воин, сила (сканд.)
Инна – бурный поток (греч.)
Кирилл – господин (греч.)
Константин – постоянный (лат.)
Ксения – странница (греч.)
Лариса – приятная (греч.)
Леонид – льву подобный (греч.)
Людмила – людям милая (слав.)
Максим – превеликий (лат.)
Мария – горькая (др.-евр.)
Наталья – родная (лат.)
Никита – победитель (греч.)
Ольга – светлая (сканд.)
Роман – римлянин (лат.)
Светлана – светлая (слав.)
Сергей – высокий, почтенный (лат.)
Татьяна – повелительница (греч.)
Юлия – пушистая, волнистая (греч.)
ОТ НЬЮ-ЙОРКА ДО БЕРЛИНА
Работа классного руководителя в школе для любого учителя по существу – вторая специальность. Эта область деятельности требует, в отличие от преподавания, специфических знаний, умений, качеств. Среди них и овладение компьютером, который в последние годы стал незаменимым помощником классного руководителя.
Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы со школьниками, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями. Несколько материалов раскрывают эту проблему с разных ракурсов. О принципах использования компьютера в работе классного руководителя рассказала Ольга Лаптева (МОУ СОШ № 4, г. Саянск, Иркутская обл.
Каждая встреча с выпускниками наполнена воспоминаниями о школе, об учителях. Если прислушаться, окажется, что многие ребята в первую очередь вспоминают слово, поступок учителя, дела, повлиявшие на дальнейшую судьбу, а уже потом благодарят “за знания”. Поневоле задумаешься: за чем приходит ученик в школу? Ответ прост: каждый ребенок приходит в школу… за счастьем! Он ждет встречи с интересными добрыми людьми, праздника и каждый день – пусть небольшого, но успеха. Использование в школе современных технологий и возможностей – верный путь к этому.
Чем поможет компьютер
Все ученики очень любят компьютер и проявляют к нему интерес, который важно направить в продуктивное русло. Для этого нужно немного желания, терпения, свободного времени, любви к детям и своей работе. Современного ребенка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. Педагог всегда должен идти в ногу со временем, улавливая малейшие изменения в обществе. Дети легче идут на контакт, если в классном руководителе они видят грамотного, современного человека, умеющего использовать все прогрессивные технологии.
Критерии эффективности использования компьютера в работе классного руководителя таковы:
• экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);
• компактность (возможность накапливать информацию на электронном носителе, исключая накопление большого количества бумаг с информационным материалом);
• наглядность (обозримость) – особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;
• возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты);
• возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности через индивидуальную работу.
Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. В Интернете можно воспользоваться уже готовыми электронными вариантами популярных методик, например социометрией. Она позволяет изучить неофициальную структуру класса, психологическую атмосферу, выявить лидеров и отстающих, антипатии и симпатии. При проведении диагностики часто возникает проблема обработки социоматрицы. Ее можно решить с помощью электронной таблицы Excel. Электронные таблицы позволяют: автоматически составить рейтинг по положительному или отрицательному выбору, определить пары и “антипары”, представить сведения для каждого участника (его друзей, врагов, взаимоотношения между ними и т.д).
Для непосредственного общения с учениками и их родителями Интернет также предоставляет большие возможности. Для личного общения педагог может использовать электронную почту.
Виртуальные экскурсии
В Интернете есть много познавательных сайтов, с ними необходимо знакомить ребят. Организовать это можно очень интересно, например, с помощью проведения виртуальных экскурсий как формы организации учебно-воспитательной деятельности, родственной традиционной экскурсии. Эта технология особенно ценна для эстетического воспитания, когда дети по разным причинам не могут посетить тот или иной музей или тур.
Например, для проведения виртуальной экскурсии познавательны материалы, размещенные на сайте Мемориального музея Холокоста в Вашингтоне: www.ushmm.org. Сайт посвящен фашистскому геноциду еврейского и славянского населения в годы Второй мировой войны. Музей и, соответственно, сайт были созданы для того, чтобы не допустить возрождения идей Гитлера и Муссолини, донести до потомков правду о преступлениях фашизма против мира и человечества. Школьники видят фотографии погибших узников концлагерей, читают их биографии; есть статистические данные об уничтоженных фашистами евреях, цыганах, славянах, дневники и аудиозаписи рассказов детей-узников фашизма, интервью с выжившими жертвами Холокоста. Виртуальные экскурсии с использованием материалов сайта Музея Холокоста и аналогичных музеев препятствуют распространению в современном мире идей неофашизма.
На сайте www.whitehouse.gov/kids/tour предлагается интересный тур по Белому дому, разработанный специально для детей. А виртуальная экскурсия, размещенная по адресу www.uznay–prezidenta.ru, содержит видеотур по Кремлю и знакомит школьников с основами российской демократии и права; детям предлагаются интересные творческие задания и познавательные игры. Виртуальные экскурсии с использованием материалов этого сайта особенно ценны для воспитания правовой культуры юных граждан. Осмотреть достопримечательности Берлина можно на сайте http://www.berlin.citysam.de, а посетить музеи Ватикана – по адресу http://www.christusrex.org/www1/vaticano/0–Musei.html.
Любая экскурсия, в том числе и виртуальная, – не самоцель; она входит в общую систему учебно-воспитательной работы, поэтому стоит уделить самое пристальное внимание ее планированию и организации. При подготовке виртуальной экскурсии желательно заранее выбрать объект, выяснить его образовательное значение, познакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии. Сообщив ребятам тему экскурсии и познакомив с тематической лексикой, можно дать им краткую информационную справку о “месте проведения” экскурсии. Договорившись с учениками о порядке дальнейшей работы и подведения итогов, важно также заранее уточнить индивидуальные и групповые задания.
Мероприятия в классе
Сегодня стало возможным использовать информационные технологии при проведении родительских собраний и классных часов, которые сразу становятся интереснее и полезнее. Множество фотографий, видеофрагментов, музыки позволяют заинтересовать абсолютно всех родителей и воспитанников. Материал для тематических классных часов несложно найти в Интернете. Фотографии, репродукции, рисунки и другие наглядные материалы можно сканировать и размножать.
При подготовке к мероприятию использование компьютера помогает классному руководителю организовать найденный материал совершенно в ином свете: сделать наглядным, понятным и интересным. Невозможно говорить о Великой Отечественной войне и не увидеть военных фотографий: голода, разрушений, сражений или радости Победы. Песни военных лет трогают и волнуют, пробуждают искренние чувства. Видеофрагменты хроники позволяют увидеть страшные кадры войны, дают детям понять, что такого не должно повториться. К тому же для подготовки и проведения классного часа ребята сами могут использовать компьютер. Например, для поиска какой-либо информации в Интернете, для просмотра фотографий, для ответов на вопросы тестов.
Без использования компьютера, цифровых фотоаппаратов и видеокамеры сегодня сложно представить работу классного руководителя. Любое мероприятие фиксируется, обрабатывается и собирается в фото- и видеокопилку. Чтобы сохранить в детской памяти приятные воспоминания о ярких школьных мгновениях, фотоальбом жизни класса лучше создать в электронном виде. Не каждая семья может себе позволить напечатать большое количество фотографий, а такой альбом даст возможность сохранить их все, в полном объеме.
На школьных праздниках компьютер стал незаменимым помощником. Все мероприятия, на которых удается использовать мультимедийный проектор и музыку, обычно проходят успешно и очень нравятся детям. Компьютер помогает проводить самые разнообразные игры. Особенно детям интересны игры, которые бывают в телевизионных программах. Не каждый ребенок может попасть на телевидение, но зато все они хотели бы участвовать в них. Современная техника позволяет детскую мечту сделать реальностью. “Звездный час”, “Самый умный”, “Великолепная семерка”, “Что? Где? Когда?” и другие игры, использующие экран, видеозаписи и музыку, преображают жизнь класса. Развлекательные и интеллектуальные мероприятия расширяют кругозор ребят, развивают их мышление. А наглядность и высокий технологический уровень помогают детям, живущим далеко от больших городов, идти в ногу со временем и иметь большие возможности для своего развития.
БЛОГ УЧИТЕЛЯ
В последние годы в школу приводит своих детей новое поколение родителей, обладающее высоким уровнем компьютерной грамотности. Собственный блог поможет учителю быстрее и с большим удобством обмениваться информацией с родителями. Своим личным опытом ведения блога делится Кристина Павлова (ГОУ Прогимназия № 1733, г. Москва).
Возможности блоговедения
Блог (англ. blog, от “web log”, “сетевой журнал или дневник событий”) – это веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи в виде текста, изображений или мультимедиа.
Создавая блоги, учителя не всегда представляют, какие дополнительные возможности открываются как для них самих, так и для других участников и читателей их блога. Для начала следует определиться, какие виды веб-дневников существуют.
Автор статьи “Такие разные блоги” Людмила Рождественская (блог “Лаборатория тренера”) выделяет 4 типа блогов в зависимости от их функционального применения:
• блог для профессионального сообщества;
• личный профессиональный блог учителя;
• блог в поддержку учебного проекта;
• блог-конспект (это блог для размещения учебного содержания какой-либо темы).
С помощью родителей учеников год назад у моего класса появился свой блог под названием “Наши дети” на сайте www.blogspot.com.
Первое время блог использовался мной только для публикации объявлений родителям: например, о том, во сколько забирать ребят после школы, когда состоится очередная экскурсия и т.п.
Однако, начав вести свой веб-дневник, я узнала о том, какие обширные возможности дает ведение блога учителю. Уже второй год я являюсь автором блога и могу подвести итоги за истекший период, проанализировать, что дало мне ведение блога:
• я получила новые навыки в работе с персональным компьютером, освоила новые компьютерные программы (например, по созданию и публикации в сети Internet слайд-шоу, видео- и аудиоматериалов, опросников, встроенных календарей);
• блог помогает мне получить обратную связь с родителями моих учеников. Теперь у меня есть возможность в любое время связаться с теми родителями, которые очень много работают и не имеют возможности регулярно встречаться со мной лично или звонить;
• я расширяю свой кругозор, интересуясь новостями учительского сообщества блоггеров, узнаю и комментирую достижения моих коллег из разных уголков России. Таким образом идет мое профессиональное развитие и самообразование.
Как можно пользоваться блогом
Цели ведения веб-дневника могут быть различны, главное – попробовать найти для себя наиболее значимые из них.
Что я размещаю в блоге “Наши дети”:
• вывешиваю домашние задания и те задания, которые выполняли в классе, со своими комментариями, пояснениями (это необходимо и для учеников, которые из-за болезни вынуждены пропускать уроки, и для заинтересованных родителей, которые хотят быть в курсе происходящего в школе);
• даю рекомендации по изучению тех или иных учебных тем, предлагаю список художественных произведений для чтения, к примеру, в текущем полугодии;
• помещаю фотографии, слайд-шоу, посвященные нашим школьным мероприятиям, праздникам, экскурсионным поездкам;
• размещаю ссылки на полезные ресурсы сети, например, сайт интернет-олимпиады “Эрудиты планеты”, сайт конкурса “Русский медвежонок”;
• размещаю объявления, касающиеся предстоящих важных событий нашего класса и всей школы;
• публикую полезные советы родителям, интересующимся образованием своих детей.
Моей целью на ближайший учебный год стало превращение моего, учительского, блога в так называемый “классный блог”, т.е. блог класса.
Я хочу, чтобы в его создании и ведении принимали участие и дети, конечно, под моим руководством. Сейчас я начинаю привлекать своих четвероклассников к работе в блоге, они пробуют публиковать свои заметки, творческие работы, презентации научно-исследовательских проектов репортажи о спортивных соревнованиях, отзывы о школьных мероприятиях. Ребятам такая работа очень нравится, они горят желанием быть моими соавторами.
В перспективе мне хотелось бы оказать помощь ребятам в создании их собственных интернет-дневников. Появляется блог у учителя, затем появляется блог и у ученика, учитель задает норму коммуникативного поведения в сети. Такие блоги – элементы современной образовательной среды, в которой развиваются равноправные участники – ученики и учителя.
ВРЕД И ПОЛЬЗА УМНОЙ МАШИНЫ
Одна из важнейших граней темы “Дети и компьютер” – те опасности для здоровья, которые возникают при неумеренном увлечении компьютерными технологиями.
Материалы к классному часу показывают, как можно в интересной форме обсудить с ребятами влияние компьютера на здоровье, вооружить их полезными упражнениями и дать им советы по профилактике возможных заболеваний. Идеи для проведения такого мероприятия представляет Ольга Бурлакова (МОУ “Заиграевская СОШ”, п. Заиграево, Республика Бурятия).
Обучающие возможности
Учитель предлагает ребятам поразмышлять о достоинствах и недостатках активного использования компьютера, о влиянии компьютера на здоровье человека и особенно ребенка. Сначала всем классом либо, разделившись по группам, дети обсуждают различные ситуации, в которых применяются компьютерные технологии, и их ценность. Скорее всего, они придут к следующим выводам:
• благодаря компьютеру можно найти много информации для составления разнообразных документов (заявлений, рефератов, докладов, письменных обращений и т.д.);
занятия на компьютере развивают память, мышление, в компьютерных играх необходимо запоминать уровни, имена героев, ориентироваться по карте и быстро принимать решения;
в процессе игры развивается моторная координация ребенка и мелкая мускулатура руки, ведь в любых играх необходимо нажимать на клавиши клавиатуры, манипулировать с мышью, а значит, совершенствуется совместная деятельность нескольких анализаторов: подумал – соотнес с видимым на экране – нажал на кнопку или пошевелил мышкой – получил результат, видимый на мониторе.
Компьютер может стать помощником, учебным пособием для ребенка. Он развивает его творческие способности, открывает перед ним огромный, интересный мир. В этом случае положительное влияние компьютера зависит от индивидуальных особенностей: к примеру, одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие – замечательно рисовать. К тому же есть хорошие развивающие компьютерные игры для детей – это отличный способ чему-то научиться, а умение пользоваться Интернетом может стать хорошей школой общения, и, кроме того, ребята учатся искать и отбирать нужную им информацию.
Может быть и такое, что кто-то увлечется техникой, овладеет компьютером в совершенстве, сможет починить компьютер, если он сломается, и в дальнейшем станет специалистом по ремонту компьютеров. А может быть, кто-то так увлечется компьютерными программами или чатами, форумами, что захочет освоить программирование и написать сам программу, а в перспективе станет программистом.
Компьютер – вещь очень полезная и интересная. Но это одна сторона, которую мы знаем, а есть еще и другая.
Предупреждение об опасности
Разговор о негативных сторонах использования компьютера лучше начать, используя возможности драматургии. Несколько учеников, подготовившись заранее, могут разыграть небольшую сценку:
(Ученик сидит за компьютером, имитирует работу на нём).
Ведущий. Как окаменевший, сидит Витя опять перед компьютером. Во время своего любимого занятия он едва замечает, как пролетает время – час за часом, час за часом. И тут случилось кое-что. Вдруг он слышит слабые голоса, которые становятся всё сильнее.
Сердце. Откуда должно я брать силу, если ты висишь на мне грузом?
Легкие. Нам нужен свежий воздух!
Мозг. Я устал от твоей информации.
Витя. Этого не может быть! Что вы хотите?
Сердце. Движения!
Позвоночник. Занимайся спортом!
Витя. О, нет! Только не спорт! Бег, пот, всегда эта отвратительная боль в мышцах. Только не со мной! Ни за что!
Позвоночник. Долгое сидение на одном месте искривляет спину. Крепкие, хорошо тренированные мускулы поддерживают меня.
Мозг. На уроках физкультуры или в уличном движении у менее подвижных детей чаще бывают несчастные случаи.
Сердце. Движение делает меня сильным. Я накачиваю кровь через твои артерии. Питательные вещества и кислород с кровью проникают во все части твоего тела.
Мозг. Я тоже нуждаюсь в свежем кислороде, чтобы я мог работать.
Витя. Что это со мной происходит? Кажется, мне пора отдохнуть. Пойду погуляю.
После показа сценки и коллективного обсуждения проблемы, какой вред может нанести компьютер детскому организму, учитель предлагает ребятам поговорить о том, как сохранить свое здоровье. Желательно, чтобы то, о чем рассказывает педагог, наглядно демонстрировал какой-нибудь ученик (или несколько учеников).
Рабочее место
Чтобы компьютер приносил только пользу, необходимо правильно обустроить свое рабочее место. Во-первых, оно должно быть хорошо освещено, но не так, чтобы на монитор попадали блики от лампы или прямой солнечный свет. Стол, за которым вы сидите, должен подходить вам по росту. Ноги не должны болтаться, лучше подставить под них подставку. Монитор должен располагаться на расстоянии 45 см – это расстояние вытянутой руки. Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание, а еще неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора, якобы впитывающий вредное излучение.
Как и все приборы, потребляющие электроэнергию, компьютер испускает электромагнитное излучение. Компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения. Считается, что электромагнитное излучение может вызвать расстройства нервной системы, снижение иммунитета, расстройства сердечно-сосудистой системы. Чтобы защитить себя от электромагнитного излучения, необходимо монитор поставить в угол, так, чтобы излучение поглощалось стенами. И если вы не работаете на компьютере, не оставляйте его надолго включенным.
Заболевания глаз
При работе за компьютером глаза находятся в постоянном напряжении, и со временем это может привести к снижению зрения и даже вызвать некоторые заболевания. Чтобы этого не случилось, необходимо также знать некоторые правила. Как мы уже сказали, монитор должен находиться на расстоянии не менее 45 см от глаз (расстояние вытянутой руки), его верхняя точка должна находиться не ниже прямого взгляда (смотря прямо, вы видите верхний край монитора).
Рабочее место должно быть достаточно освещенным, для того чтобы вы могли хорошо видеть остальные предметы, с которыми работаете. При работе одновременно с книгой и монитором желательно, чтобы они находились на одной высоте. Для этого приобретите подставку для книг. Естественно, как можно чаще прерывайте работу и давайте глазам отдохнуть (желательно каждые полчаса делать 10–15-минутный перерыв), причем, если с монитора переключиться на телевизор, толку будет мало. Кроме того, вы можете сделать простые упражнения.
Упражнения для глаз
• Зажмурьте глаза на 10 сек.
• Быстро моргайте в течение 5–10 сек.
• Сделайте несколько круговых движений глазами.
Заболевания позвоночника
Если вы долго находитесь за компьютером, может развиться искривление позвоночника. Одной из причин этого заболевания является несоблюдение правильной осанки. Таким образом, если вы и в школе за партой, и дома за компьютером не сидите прямо, вполне можете приобрести искривление позвоночника, которое впоследствии грозит привести к нарушению работы внутренних органов, что скажется на его здоровье.
Советы по профилактике
• Постоянно следите за осанкой, старайтесь оптимально организовать свое рабочее место.
• Старайтесь как можно чаще прерывать нахождение в одной позе, вставать из-за стола, двигаться.
• По возможности занимайтесь спортом, делайте зарядку и т.д.
Заболевания органов дыхания
Болезни органов дыхания, развивающиеся из-за долговременной работы с компьютером, имеют в основном аллергический характер. Это связано с тем, что во время долгой работы компьютера корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух вредные вещества.
Советы по профилактике
• Как можно чаще делайте влажную уборку помещения и проветривайте его.
• Для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой, например, аквариум с рыбками.
• После покупки компьютера желательно включить и оставить его на несколько часов в проветриваемом помещении, так как новые платы и новый пластик, из которого сделан корпус монитора, при нагревании выделяют очень большое количество вредных веществ.
Опасность нервных расстройств
Длительная работа за компьютером связана с постоянным раздражением из-за разных ситуаций. Наверное, нет такого человека, у которого никогда не зависал компьютер с потерей несохраненной информации, не было проблем с какими-либо программами или случая, когда с первой попытки не мог войти в Интернет, и т.д. Таким образом, активному пользователю компьютера угрожает психическая неуравновешенность.
Советы по профилактике
• Постарайтесь сделать так, чтобы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и не раздражал вас. Например: структурируйте информацию, для того чтобы ее было легко найти; почаще чистите мышку, чтобы не раздражал непослушный курсор; настройте компьютер так, чтобы каждые 5 минут он сохранял информацию, и т.д.
• В Интернете не ждите долго загрузки страницы, посмотрите в это время другую, на которой сможете найти нужную вам информацию.
• Как можно чаще прерывайте работу с компьютером, по возможности проводите больше времени на улице.
Заболевания рук
Боль в руках, особенно в кисти правой руки, вызванная долгой работой за компьютером, приобрела название синдрома запястного канала. Причиной возникновения боли является защемление нерва в запястном канале, которое происходит из-за постоянной нагрузки на одни и те же мышцы.
Правильное положение рук
При работе с клавиатурой угол сгиба руки в локте должен быть прямым (90°).
При работе с мышкой кисть должна быть прямой и лежать на столе как можно дальше от края.
Стул или кресло должно быть с подлокотниками, также желательно наличие специальной выпуклости для запястья (коврик для мыши, например).
Советы по профилактике
Для профилактики синдрома запястного канала следует позаботиться о хорошем обустройстве своего рабочего места, как можно чаще прерывать работу и выполнять небольшой комплекс упражнений для рук. Чем чаще вы будете прерываться для выполнения упражнений, тем больше они принесут пользы.
• Встряхните руки.
• Сжимайте пальцы в кулаки (~10 раз).
• Вращайте кулаки вокруг своей оси.
• Надавливайте одной рукой на пальцы другой руки со стороны ладони, как бы выворачивая ладонь и запястье наружу.
Анкетирование учеников
1. Есть ли у тебя дома компьютер?
2. Кто на нём работает?
3. Сколько времени ты проводишь за компьютером?
4. Тебя контролируют родители или ты проводишь за компьютером неограниченное время?
5. Что ты умеешь делать на компьютере?
6. Какие компьютерные обучающие программы тебе известны?
7. Что тебя привлекает в работе на компьютере?
8. Что тебе не нравится в общении с компьютером?
9. Чувствуешь ли ты усталость после работы за компьютером?
На основе услышанного материала проходит итоговое обсуждение темы с классом. На доске вывешены два листа ватмана, на один из которых записывается польза от компьютера, на другой – вред. Полезных характеристик должно получиться больше.
В конце занятия учитель раздает детям памятки по профилактике заболеваний при работе за компьютером.