Сценарии
Впереди лето
Евгений Пятаков
Крючки и ловушки
Профилактика нападения
Лучший способ выхода из криминальной ситуации – избежать ее. Для этого необходимо понимать законы взаимодействия преступника и жертвы, уметь определять потенциально опасные места и обстоятельства. Материалы для обсуждения на классном часе помогут вооружить подростков этими знаниями.
Преступник и жертва
Чтобы понять, как избежать встречи с преступником, нужно уметь увидеть процесс замысла, подготовки и совершения преступления глазами самого преступника.
Всякий преступник, прежде всего, – эгоист. Он безоговорочно уверен в правомерности своих поступков. Ему нравится причинять боль (физическую, психологическую, нравственную) другим людям для получения психологического удовлетворения. Либо он до определенного момента спокойно относится к тому, что ему придется причинять боль, достигая при этом каких-то других целей (например, материальной наживы за счет кражи). А некоторые преступники искренне не понимают, что причиняют боль.
С точки зрения безопасности наиболее адекватное отношение к преступнику – это отношение как к хищнику в природе. Основные особенности поведения подобного хищника таковы.
• Он всегда выбирает ту жертву, которую можно запугать или чье сопротивление можно сломить, не получив ни одной царапины. Хищник никогда не ведет себя как “честный боец”, вызывающий противника на бой; он не гнушается самыми грязными приемами. (Казалось бы, чем полуголый индийский абориген может быть опасен дикому тигру? Однако тигр почти всегда нападает из засады сзади).
• Получив неожиданно сильный отпор или небольшую, но чувствительную рану, хищник обычно отступает или, по крайней мере, ненадолго теряется. Здоровье “себя любимого” для него всегда на первом месте.
Основные составляющие преступления таковы.
Потенциальная жертва чаще всего выглядит физически слабой, одинокой, робкой (по сравнению с преступником), вызывающей сексуальное желание (если планируется изнасилование). Заменой такого условия, как слабость жертвы, может стать наличие у преступника отработанного навыка неожиданного нападения и/или нанесения оглушающего удара.
Выбор места преступления подчиняется определенным закономерностям. Почти всегда преступления совершаются в некотором замкнутом пространстве, которое легко превратить в ловушку, либо в месте, удаленном от больших скоплений людей. Дополнительные условия: наличие в месте, выбранном для совершения преступления, хорошей звукоизоляции, возможность быстрого и легкого ухода из него самого преступника. Примеры: квартира жертвы, куда пытается проникнуть преступник; квартира (гараж, сарай, дачный участок) преступника, куда он пытается заманить жертву; безлюдный парк или улица; незнакомый двор; лесополоса; задний двор школы, куда предлагают пойти; “живое кольцо”, которое замыкают вокруг своей жертвы уличные хулиганы.
Первый критический момент в совершении преступления – его начало, а самая большая опасность, что жертва поднимет шум, который привлечет лишних свидетелей. Именно поэтому любой преступник, прежде всего, старается заманить жертву туда, где шума никто не услышит, либо быстро и тихо лишить возможности говорить, пока она находится в опасном для преступника месте.
Противоправным действиям обычно предшествует психологическое “самонакручивание”. Совершать преступление психологически трудно, особенно в первый раз. Дает о себе знать и воспитание, и многое другое. Для этого нужно либо по-настоящему разозлиться, либо настроиться на определенный лад (например: “Я – не я, я – другая сущность. Всё, что происходит сейчас, делает она”). Однако потенциальная жертва тоже должна следовать определенному сценарию. Например, согласно ожиданиям преступника, быть послушной и доверять его словам. Если преступник набрасывается на жертву, демонстрируя ярость, она должна испугаться, робко сопротивляться и просить пощады. Когда жертва неожиданно начинает голосить как сирена, бросаться навстречу преступнику, метя ногтями в глаза, либо размахивать подвернувшимся под руку камнем или палкой, боевой запал нападающего резко уменьшается, а с ним – желание совершать преступление.
Запугивание, обман, информационная дезориентация жертвы используется тогда, когда преступник хочет подавить ее готовность к сопротивлению. Говорить он может что угодно (“тебя всё равно не услышат”, “тебе некуда бежать”, “над тобой все будут смеяться” и т.д.). В любом случае где-то в его словах всегда кроется ложь, направленная на то, чтобы жертва не сделала ничего необходимого для ее спасения.
Еще один важный прием – информационная изоляция жертвы. Пытаясь заманить жертву в ловушку, преступник всегда старается лишить ее сведений о предстоящей ситуации (уклоняется от прямых ответов на вопросы: куда идем, зачем), а также пытается убедить жертву, что никому не надо сообщать, куда и с кем она хочет отправиться, с помощью высказываний типа “Ты что, маленький, так всю жизнь и будешь мамочке сообщать, куда ты собрался?” и т.п.
В случае опасности
При возникновении рискованной ситуации (или подозрения на такую) важно сломать возможный сценарий преступника нестандартными или даже “ненормальными” поступками.
Если подросток подозревает, что его преследуют, но до времени скрывают свои намерения (сзади “как хвост” идет подозрительный человек), нужно заставить преследователя либо выдать себя, либо оставить школьника в покое. Например, в людном безопасном месте стоит остановиться и посмотреть в сторону идущего сзади, но чуть мимо, как будто подросток что-то вспомнил и оглянулся. Преследователь будет вынужден либо тоже остановиться и выдать себя, либо идти дальше, делая вид, что просто проходил мимо. После такого действия преследование обычно не возобновляется.
В той же ситуации можно резко повернуться, пойти навстречу подозрительному человеку и обратиться с неожиданной просьбой (например: “молодой человек, вы так мужественно выглядите, не проводите ли вы меня до подъезда?”). С помощью такого приема преступник психологически вышибается из роли хищника и оказывается вынужден принять на себя роль “мужественного джентльмена”, а джентльмены на дам не нападают.
Если преступник ловко провоцирует подростка на скандал или на согласие пойти с ним в неизвестное место, не стоит искать убедительной причины для отказа. Лучше забыть на время о вежливости и логике, твёрдо сказать: “Всё, мне пора!” – и немедленно уйти. Другой вариант в той же ситуации – надеть маску упрямого барана и твердить вопреки всем уговорам и убеждениям: “Не пойду, не буду”, – пока опасный человек не отстанет.
В случае попытки запугивания или, наоборот, заманчивых обещаний важно не попасть под “гипнотические чары” преступника. Что бы ни говорил незнакомец, пытающийся убедить подростка пойти с ним, он наверняка лжет. Необходимо действовать сообразно своей логике и внешним обстоятельствам: кричать и вырываться, если есть шанс на освобождение; прикинуться обессилевшим, а затем – неожиданно впиться зубами в руку, чтобы вырваться, и т.д.
Если хулиганы назначают школьнику “стрелку” в потайном месте с явным намерением избить, не надо идти на нее послушно, думая, что эти хулиганы всесильны, неуязвимы и “всё равно достанут”. Важно, чтобы каждый ребенок помнил: он не один в этом мире. Есть учителя, родители, милиция. Возможно, они сумеют оказать ему помощь, но для этого они должны знать о возникшей проблеме. А если покорно пойти на “заклание”, оно точно будет не последним и не самым жестоким.
Подросткам особенно внимательно нужно отслеживать ситуации, когда их пытаются “взять на слабо”, сыграть на самолюбии, желании выглядеть взрослым и т.д. Как бы это ни было трудно, необходимо тренировать умение взглянуть со стороны на себя и на тех, кто зовет в сомнительное место. Стоит трезво оценить, сможет ли школьник в случае необходимости противостоять своим противникам чисто физически (а не остротой ума или языка).
Чтобы защитить себя
Исходя из перечисленных правил нападения, можно вывести базовые правила самозащиты для подростков.
• Не выглядите и не ведите себя как потенциальная жертва или приманка для преступника. Это означает: не демонстрируйте физическую вялость, легкомысленность, наивность.
Ее внешние проявления: ленивая, вялая, разболтанная походка, расслабленный скучающий вид, глазение по сторонам, излишне шумное болтливое поведение, частый дурацкий смех (это больше касается мальчиков). Откровенно вызывающий (якобы очень сексуальный) наряд и поступки – излишне открытая одежда, избыток косметики, кокетливое поведение и походка (для девочек).
• Не держите себя излишне замкнуто и робко. Это тоже сигнал потенциальному преступнику. Внешние проявления такого поведения: растерянный вид, сутулая спина, втянутая в плечи голова, грустный затравленный взгляд.
• Старайтесь выглядеть и вести себя как человек, с которым не стоит или не интересно связываться. Демонстрируйте хорошую физическую форму, уверенность в себе и незаинтересованность в новых знакомствах.
Внешние проявления: энергичная пружинистая походка, прямая осанка. Спокойный, прямой, уверенный, целеустремленный взгляд. Чуть сдержанное поведение.
• Особая рекомендация для девочек. Если вы оказались в потенциально опасной ситуации, забудьте, что вы “клёвая заводная девчонка, от которой все парни без ума”. Станьте на время “грузной коровой” – некрасивой, угрюмой, но сильной, способной “дать в глаз”. Это делается просто. Кокетливая походка с покачиванием бедрами заменяется на тяжеловесную решительную “печатающую шаг” поступь, прямая гордая осанка – сутулым “горбом”, “стрельба глазками” по сторонам – прямым мрачным целеустремленным взглядом вперед. Если есть украшения и другие дорогие вещи, их, естественно, нужно спрятать. Вызывающий наряд – прикрыть.
• Избегайте одиночества в потенциально опасных местах.
Это означает:
– Старайтесь не ходить один в неизвестные вам и/или малолюдные места. Особенно в темное время суток.
– Если вы оказались в подобном месте, но там всё-таки есть люди, выберите тех, что вызывают доверие и идут в нужном вам направлении. Двигайтесь рядом с ними на небольшом расстоянии (потенциальному преступнику не нужны свидетели).
– Открыто попросите проводить вас из опасного места (для ребенка, подростка, молоденькой девушки в этом нет ничего зазорного).
– Если помощи ждать неоткуда, идите быстрым решительным шагом или лучше – бегите. Ловить бегущую жертву преступнику трудно, особенно если он не хочет выдать себя раньше времени.
– Если вам настойчиво предлагают пройти через незнакомое и/или сомнительное место или посетить его, задайтесь простым вопросом: не является ли оно замкнутым и/или удаленным от людных мест пространством, которое легко может стать для вас ловушкой?
– Задайте ненавязчивые уточняющие вопросы себе и собеседнику – спросите точный адрес, телефон того места, где намечается мероприятие, кто там будет, что планируется, есть ли возможность в случае чего быстро уехать. (Одно дело – отмечать день рождения в квартире друга посреди города, другое – отправляться с незнакомыми людьми “тусоваться” на какой-то неизвестной даче в области).
– Сообщите о намерении предупредить родственников, родителей или друзей о своем местонахождении. Понаблюдайте за реакцией.
• Держите дистанцию в отношении потенциально опасного объекта (одушевленного или неодушевленного). Старайтесь делать так, чтобы между вами постоянно оказывалось какое-либо препятствие. Например, дорога с сильным автомобильным движением.
Для успешности любого нападения важен эффект внезапности, чтобы жертва не успела понять, что происходит. Он возможен лишь при очень короткой дистанции нападения (даже из засады), которую можно преодолеть одним рывком. Длинная дистанция дает жертве отсрочку. Любой преступник это отлично понимает и старается дистанцию незаметно сократить, иногда этим себя и выдает.
• Не стесняйтесь в случае опасности поднимать шум, способный привлечь свидетелей. Не бойтесь, что вас будут ругать или смеяться в случае ошибки. Пара недель насмешек – ничто по сравнению со смертельным страхом, болью, а, возможно, потерянным здоровьем и даже жизнью. Конкретные способы шума могут быть самыми разнообразными – от криков “Пожар!” до битья стекол в витринах и ударов по припаркованным автомобилям, у одного из которых точно есть внешняя сигнализация.
Коллаж Т.Белоножкиной