Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №9/2010

Сценарии

Впереди лето

Виктор Лялько ,
г.Таштагол Кемеровская обл.

Азбука безопасности

Материалы для родительского собрания

Страшные примеры, переполняющие сводки новостей, убедительно доказывают: количество случаев тяжких преступлений в отношении детей всё возрастает. Поэтому на итоговом родительском собрании необходимо обсудить правила, которые должен помнить каждый ребенок, особенно в преддверии летних каникул, когда дети много времени предоставлены сами себе.

Один дома

Если ребенок остался один дома, главный принцип безопасности очень прост: никому не верить и не открывать дверь. Никому – ни грязному бомжу, ни накрахмаленному чиновнику. Некоторые родители могут тут же возразить: “Живем долго, но ни на кого еще не нападали!”. Если это соответствует действительности, то им просто повезло, но чаще всего потерпевшие, а особенно дети, не склонны рассказывать о случившемся. Иногда они не могут это сформулировать просто в силу возраста.

Когда в одиночестве остается ребенок младшего возраста, он всегда должен быть на телефонной связи и знать наизусть номера: “01”, “02” и “03”. Общеизвестно, что дети начинают разбираться в десяти арабских цифрах раньше, чем в кириллице. Следовательно, необходимо рассказать ребенку, куда ему обратиться в случае опасности.

Нужно написать на бумаге три основных телефона: пожарной службы, милиции и скорой помощи. Для того чтобы младшекласснику было легче разобраться, куда именно надо звонить в случае пожара, рядом с телефоном “01” можно нарисовать горящую спичку, рядом с “02” – милицейскую фуражку или пистолет (смотря с чем у ребенка будет большая ассоциация), а с телефоном скорой помощи “03” – красный крест, но не шприц.

Кроме трех основных телефонов, школьник должен знать все телефоны родителей, телефоны соседей, друзей и родственников, чтобы в случае опасности он мог оперативно получить помощь. Важно выучить с ним, как его зовут (имя, фамилию), как зовут родителей (имя и отчество), а главное – где он живет (полный адрес). Такие знания ему пригодятся, если он окажется в беде: потерялся, дома случился пожар, кто-то ломится в дверь и т.д. Желательно, чтобы родители потренировали ребенка в игровом варианте – сами постучались в дверь (изменив голос), подожгли газету в мойке и т.п.

Дети (особенно маленькие) не всегда могут правильно оценить ситуацию, поэтому лучше, если они будут выполнять поручения под бдительным контролем со стороны родителей, всегда будут оставаться в поле их зрения.

Один в подъезде

Особенно часто дети становятся жертвами преступлений, выполняя безобидные домашние дела: выносили мусор, забирали почту, выпускали погулять кошку или собаку либо ходили за хлебом или молоком в ближайший магазин.

В этом есть отчасти и вина самих родителей, которые вовремя не объяснили ребенку, что, пока он находится у себя дома за дверью, он в относительной безопасности. Но стоит лишь открыть дверь, как граница между ним и потенциальным преступником исчезает. Ребенок тут же становится легкой добычей, потому что не готов к нападению извне, а следовательно, не может сориентироваться в сложившейся ситуации.

Важно определить, какие ошибки чаще всего допускают дети, считая, что подъезд является таким же родным и безопасным, как и квартира.

Они, не задумываясь над последствиями, открывают дверь, и даже если кто-то стоит на площадке, спокойно идут навстречу незнакомцам. Покидая квартиру, часто оставляют ее открытой – “мол, я быстро вернусь”. Беззаботно выбрасывают мусор или забирают почту, когда у них за спиной кто-то появился. Садятся в лифт с незнакомыми людьми. Дети всегда открывают дверь в подъезд с кодовым замком, даже если у них за спиной стоит незнакомый человек. И это далеко не полный перечень.

Прежде чем открыть дверь, ребенок должен обязательно посмотреть в глазок, чтобы убедиться, что на лестничной площадке нет посторонних людей. Даже если на площадке стоит сосед, лучше всего не выходить из квартиры. Желание совершить противоправные действия относительно ребенка у него могут возникнуть спонтанно или под влиянием алкоголя. Правда, в случае нападения незнакомца “подозрительный” сосед может и оказать помощь.

Если ребенок, посмотрев в глазок, никого не увидел, то он может открыть дверь. Предположим, он вышел и стал спускаться с мусорным ведром или за почтой. Если родители дома, то им лучше выйти на лестничную клетку и наблюдать за действиями ребенка. Если родители услышали или увидели спускающихся людей, им стоит, не мешкая, присоединиться к ребенку.

Если ребенок подошел к подъезду с улицы, а за ним идет незнакомый человек, то ему надо притвориться, что он потерял ключ, и сразу уйти в людное место. Далее можно позвонить домой или подождать любую знакомую соседку, вместе с которой и зайти в подъезд.

Важно объяснить школьнику, как себя вести, если незнакомцы в подъезде появились неожиданно. Во-первых, нужно тут же повернуться к ним лицом. Во-вторых, ребенок должен быть готов к тому, что незнакомец может внезапно наброситься на него, следовательно, надо зажать в руке ключ таким образом, чтобы в любой момент использовать его как пику, то есть нанести сильный удар в глаз или кадык. Если нет ключа, то можно нанести удар в глаза согнутыми и напряженными пальцами. Даже если ребенок промахнется, у него появится шанс убежать, пока преступник будет 2–3 секунды в шоке.

Может так случиться, что ребенок не успел вовремя повернуться и заметить опасность, в результате на него напали сзади. В этом случае он должен закричать: “Пожар!” или “Горим!”. Надо попытаться укусить нападающего за руку, которой тот будет душить за шею или закрывать рот ребенку. Если позволяет рост, то можно ударить затылком в нос преступника, а потом убегать.

Если у ребенка надеты ботинки с жестким носком или кроссовки с массивной подошвой, он может нанести удар носком стопы в голень, колено или пах напавшего взрослого. На более близком расстоянии (лицом к лицу) надо ударить коленом в пах, а потом снова убегать.

Даже мусорное ведро или свернутая газета могут стать оружием защиты от преступника. Ребенок должен знать, что он всегда может ударить нападающего ведром или газетой по лицу, и тогда снова появится шанс убежать. Но, даже убегая, ребенок должен кричать: “Пожар! Горим!”. Кто-то из жильцов обязательно откроет дверь, и нападавший вынужден будет ретироваться.

Самым частым местом для нападения на детей являются верхние и первые этажи домов. На верхних этажах (соседствующих с чердаком) часто собираются компании, распивающие спиртные напитки, и дети становятся их легкой добычей. Поэтому лучше, чтобы школьник не ждал лифт в таком соседстве, а спускался вниз по лестнице сам.

На первом этаже часто открыт вход в подвал. Там и около почтовых ящиков ребенок легко доступен для нападения. Забирая почту, он часто начинает рассматривать ее тут же, не отходя от почтового ящика, и в это время он не может контролировать ситуацию вокруг. Поэтому его важно заранее предупредить: забрав почту, он должен подняться домой и там ее рассматривать, даже если пришел его любимый журнал или обнаружилось письмо, которое он давно ждал.

Принципы самообороны

Самооборона ребенка в схватке с взрослым человеком – вопрос очень спорный и сложный для однозначного ответа. В каждом конкретном случае результат зависит от многих факторов. К сожалению, в младшем и среднем школьном возрасте оказать сопротивление взрослому преступнику помогут только везение и удача. Но даже маленький ребенок может позвать на помощь или попробовать убежать от подозрительного незнакомца.

Школьник или школьница средних классов при условии хорошего уровня владения техниками тех или иных единоборств тоже не всегда способны нейтрализовать взрослого мужчину голыми руками. Даже невысокий и худой взрослый всё равно будет физически и психически сильнее любого ребенка, причем многократно. Уравновесить шансы может только внезапность атаки по уязвимому месту или/и использование холодного или травматического оружия (и предметов обстановки) или/и помощь взрослых людей.

Например, если преследователь избил школьницу и идет следом вверх по лестнице к ее квартире (где в тот момент никого нет) или к чердаку, то ей надо “запнуться” или просто прыгнуть вверх по ступенькам. Руками следует опереться на бетон или схватиться за перила для устойчивости. Глянув назад, резко и сильно лягнуть преследователя в пах или живот. “Увлекательное путешествие” – кубарем вниз по лестнице – гарантированно отправляет в инвалидное кресло любого насильника или грабителя. Даже если вдруг противник поймает ногу девочки, то всё равно улетит назад, с памятным сувениром в виде рваной кроссовки или истоптанной туфли.

Школьницам старших классов важно знать следующее правило. Если кто-то поймал девушку в подъезде и куда-то настойчиво тянет, надо не ломаться, а самой идти вперед. Как только старшеклассница и преступник поднялись на лестничную клетку, а сзади противника остались ступеньки, девушке нужно ойкнуть и присесть на корточки: завязать шнурок или поправить чулок. Захватить врага одной рукой за пятку, а другой рукой толкнуть его в пах (или плечом в бедро), если он стоит к школьнице лицом.

Если девушка, наоборот, спускается вниз, то, возможно, противник будет стоять спиной к ней, тогда получит пяткой (или плечиком) по копчику, а другая рука снова придержит пятку, чтобы он катился вниз. Целыми и невредимыми встают после падения с лестницы только герои голливудских боевиков, а в реальной жизни тысячи человек сломали себе ногу или шею, оступившись только с одной ступеньки, не говоря уже о падении кувырком с лестничного пролета.

Разумеется, родителям или специалистам надо потренировать ребенка в применении “детского” оружия. Пусть у маленького человека будет мизерный, но свой шанс отбиться от насильника или убийцы. В общем, у родителей есть много работы по обеспечению безопасности своих любимых детей в российских каменных джунглях.

Золотые правила выживания

· Никогда не открывай дверь в квартиру незнакомым людям.

· Никогда не открывай дверь из квартиры и не выходи в подъезд или на улицу, если там есть незнакомые люди.

· При выносе мусора и проверке почтового ящика всегда закрывай дверь в квартиру и не задерживайся в подъезде.

· В случае захвата не бойся – кусай противника за руки, уши и нос! Атакуй глаза и кадык взрослого противника ключом или свернутым в трубку журналом! Бей по лицу портфелем или мусорным ведром! Бей обутыми ногами в голени, колени и пах!

Убегай с криком: “Пожар!” или “Горим!”.

Рисунки автора

О пределах допустимой самообороны читайте в газете
“Спорт в школе” (№ 9/2010)

TopList