Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №9/2010

Сценарии

От редакции

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Классное руководство»

По собственному хотению…

Знания – крепкий орешек; тяжело в ученье – легко в бою; учеба – это работа… Эти максимы давно стали привычными: дети с трудом, но приспосабливаются к требованиям учителей-предметников.

Однако еще никому не удавалось радоваться против своей воли; принимать помощь от неприятного и непонятного тебе человека; раскрепощаться по приказу учителя или командира. Воспитание против воли не только непродуктивно, оно опасно, потому что может привести к непрогнозируемым последствиям.

Начну с историй, которые, к сожалению, очень типичны.

В школе выпускалось три класса. Два – “родные”, в них ребята учились с первого класса. Третий – сборный, там были собраны ученики из других школ, выбравшие это учебное заведение в 10–11-м классах в соответствии с профилем. Завуч по воспитательной работе разработала сценарий и для его постановки пригласила ребят-активистов – пять человек. Вполне естественно, что ни один ученик из класса “чужаков” в их число не вошел. А они тоже хотели принять активное участие в празднике и предложили завучу свой предварительный вариант сценария, в котором могли бы принять участие все желающие. Завуч безоговорочно отвергла это предложение.

С тех пор прошло много лет. Эти ребята давно закончили школу, а обида осталась. Почему праздник не дали провести так, как им хотелось? Почему кто-то за них решил, как нужно проводить их последний звонок?

Классная руководительница начала подготовку к последнему звонку заранее. Еще в середине апреля она сказала всем ученикам, что нужно придумать сценарий выступления и как следует отрепетировать. Но молодые люди забыли: шли пробные выпускные экзамены, никому не хотелось брать на себя ответственность. В середине мая выяснилось, что никто так и не взялся за эту работу, сценария нет и в помине. Тогда классная руководительница в приказном порядке назначила ответственных и сказала, что, если выступления не будет, они подведут весь класс: впереди выпускные экзамены. Со слезами и скандалами выступление было подготовлено. Больше десяти лет молодые люди, выпускники того года, с болью в сердце вспоминают тот день. Многие говорят, что это был самый мрачный праздник в их жизни.

В середине марта в Великих Луках прошел второй Великолукский педагогический марафон. В рамках работы секции классных руководителей мы говорили не только о ценностных педагогических установках, но и о педагогических мелочах. В работе взрослого человека, старающегося помочь детям быть счастливыми сегодня, с легкостью и успехом войти во взрослый мир и оставаться счастливыми до старости (разве не ради этого трудятся классные руководители?), именно от мелочей зависит всё. Как войти в класс? Поздороваться? Попрощаться? Пригласить к работе? Сделать замечание? Поблагодарить? Множество вопросов, на которые наука не дает ответов. И не мелочи это вовсе, просто почему-то принято именно на эту часть педагогики не обращать никакого внимания. А зря…

Мы говорили о том, как пригласить детей (войти в группу организаторов классного или общешкольного мероприятия, пойти с классом в театр, посетить школьный праздник), чтобы они не только откликнулись, но и не посчитали, что их заставляют в чём-то участвовать против воли.

Учителя набросали массу идей. Вот некоторые из них.

Инициативная группа класса

Составить и распечатать таблицу со списком класса и пустыми графами для вариантов дел, придуманных в обсуждении. Класс разбить на группы и дать возможность каждой из них вписать в общий лист три дела, которые им нравятся. Полученные таблицы пустить по классу, чтобы каждый ученик выставил напротив всех предложенных дел отметку по десятибалльной шкале и поставить плюс или минус в зависимости от того, готов он принять участие в его подготовке или нет. После этого выбираются дела, набравшие наибольшее количество баллов. В инициативную группу по их организации войдут те, кто сам проголосовал за это дело и поставил плюс рядом со своей фамилией.

Дерево пожеланий

Заранее вывесить плакат с рисунком дерева, на который можно приклеивать листочки-пожелания. Все пожелания после этого нужно будет обсудить и учесть в общей работе.

Нестандартные решения

Объявить об открытии бюро находок, в котором будут собираться “мешок позитива”, “сундук креатива”, “сумочка стихов”, “лукошко с картошкой”…

TopList