Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №8/2010

Живые истории

Глазами учителей

Маргарита Ракова ,
учитель физики и классный руководитель,гимназия № 19, г. Калуга

Незажившие раны

Личный вклад в общее дело

Война отгремела 65 лет назад. Всё меньше живых очевидцев тех суровых и великих дней живет среди нас. Ни от родителей, ни от бабушки и деда ребенку уже не услышать тех простых и бесхитростных слов о войне, от которых руки сжимаются в кулаки и по щекам текут слезы. Как сделать так, чтобы память о войне прошла не через разум, а через сердце ребенка? Чтобы победа в Великой Отечественной стала предметом величайшей гордости и величайшей скорби для каждого? Я убеждена, что для этого ребенок должен соприкоснуться с войной 1941–1945 годов лично, сам пережить те чувства, которые она вызывает.

Первый директор нашей гимназии, Иван Павлович Ярокурцев, был фронтовиком, кавалером ордена Богдана Хмельницкого. В летописи школьного музея собраны материалы о его боевом пути, бережно хранятся вырезки из газет. В 2000 году Иван Павлович умер. А недавно ученики нашего класса узнали о том, что родственников, которые могли бы ухаживать за его могилой, не осталось. Решение у ребят родилось сразу же: “Мы должны взять шефство! Кто же это сделает, если не мы?”. Родители поддержали детей, тем более что некоторые из них были когда-то учениками Ивана Павловича. Они рассказали ребятам о том, каким запомнили старого фронтовика. И хорошо известная биография бывшего директора после рассказов мам заиграла новыми гранями. В один из сентябрьских дней мы с детьми привели могилу в порядок: спилили нависшие над захоронением старые сухие сучья, покрасили ограду и лавочку.

В этом учебном году в нашей гимназии ученики выпускают широкоформатную стенную газету “Хроника Великой Отечественной”. Второй выпуск этой газеты, посвященный Московской битве, подвигу героев-панфиловцев, Зои Космодемьянской и подольских курсантов, должен был подготовить мой 10-й “А” класс. Ребята собрали огромный материал. Потом долго спорили о том, что и как лучше преподнести, чтобы читать было интересно и одиннадцатиклассникам, и ученикам начальной школы. Вопрос же художественного оформления вообще вызвал настоящие дебаты: например, чем лучше рисовать: углем, акварелью или гуашью?

Выпуск газеты не оставил равнодушным никого. Газета удалась. Правда, затем для учеников начальной школы мы решили подготовить “живую газету” по мотивам печатной, поскольку не всё малышам оказалось понятным.

Многодневные байдарочные походы – одна из традиций нашего класса. На воду мы с ребятами встали еще в 5-м классе и с тех пор почти каждый год в июне путешествуем по рекам Калужской области. В этом году мы планируем пройти по реке Воря. Эта река, текущая по границе Калужской и Смоленской областей, зовется историками Долиной смерти. В 2000 году мы с моим предыдущим классом прошли по этому маршруту и поняли (точнее, прочувствовали) смысл названия: до сих пор земля кричит ранами войны. В окрестностях Вори полно воронок, окопов, ржавой колючей проволоки, встречаются простреленные каски, патроны. А по берегам установлены самодельные памятники павшим героям.

Готовясь к новому походу, ребята читают исторические материалы о Долине смерти, планируют собрать новые экспонаты для школьного музея и, конечно же, хотят подправить захоронения. Уверена, что увиденное запомнится моим ученикам на всю жизнь и оставит след в их сердце.

Фото А.Козина

TopList