Живые истории
Глазами учителей
Искра Тандит ,
г. Москва
г. Москва
Потери мирного времени
Уходящая память
Школу-новостройку открыли в мае 1970 года, к столетнему юбилею В.И. Ленина. В 1975 году исполнялось 30 лет победы в Великой Отечественной войне, и к этой дате начали готовиться всей школой.
“Герои – рядом” – так назывался первый проект, связанный с жителями микрорайона: они поверили в серьезность этого дела. Ребята приносили в школу фотографии своих близких, военные характеристики, даже копии наградных удостоверений. Когда выставка была готова, участники войны и их родные, пришедшие вместе с ними, внимательно изучали, как материалы оформлены, слушали экскурсоводов-старшеклассников.
Затем всю школу увлек новый проект – “Учитель на войне”. Он вызвал большой интерес учеников и желание услышать рассказы учителей. Математик Ф.Ф. Глейзер принес характеристику – благодарность за постоянную, бесперебойную связь между батальонами. Он осуществлял ее на мотоцикле (по нашим-то дорогам!). Учитель труда, который на грузовике-полуторке подвозил снаряды, вспоминал, как однажды удалось проехать по разбитому мосту, фактически по двум бревнам. Он отметил, что в мирное время это было бы просто невозможно, но… война, снаряды нужны, другой дороги нет, и человек делает невозможное.
Школьная медсестра рассказывала, как во время бомбежки пожилой боец бросил ее, девчонку, на землю и закрыл собой. После налета она еле вылезла из-под мертвого тела. “Я живу за себя и за него: он спас меня”, – говорила она.
А уроженка Нальчика, чеченка, рассказывала, как она разминировала горы. Ей было всего 15 лет, у нее были чуткие пальцы, которые не ошибались, и после нее оставался листок с надписью: “Мин нет!”.
Был рассказ и о московской школе № 425, которая работала зимой 1941/1942 годов, когда больше ни одна школа в Москве не работала. Учителям не платили зарплату, но ежедневно в эту школу со всей Москвы приезжали ученики разных возрастов, а юноши из 10-го класса получали бронь на один год от военных заводов. Завод, на котором они работали после уроков, выполнял военные заказы. Те, кто вернулся с войны, шли в вузы, уже имея документ о среднем образовании.
В жизнь школы надо постоянно вносить что-то новое – иначе интерес ребят пропадает. Учащиеся с 7-го класса ходили в походы, были в поездках по городам-героям, привозили в школьный музей символ города и горсть земли. Земля наших городов – это земля с мест боев. Из походов часто привозили военные трофеи, из которых военрук Ю.Д. Божков организовал экспозицию.
Экскурсии по школьному музею боевой славы проводились во всех классах. Были ученики-экскурсоводы, учителя, которые использовали материалы музея в учебном процессе.
Не знаю, как пришла мысль сделать тир в подвале школы. Надо было углубить подвал на целый метр. Работали учащиеся-добровольцы под руководством организатора воспитательной работы Ф.А. Ландэ. Сделали яркое освещение, нарисовали картину, на которую помещались мишени, приобрели специальный бинокль, чтобы можно было сразу увидеть результат стрельбы. Почти все мальчики и юноши из 7–10-х классов, да и многие девочки научились стрелять. РОНО использовало наш тир и для других школ. Всю организационную работу вела учительница истории Т.Я. Матюхина, ей помогали вожатые, классные руководители, комсомольцы.
Конец 80-х… Новое руководство… Ремонт. Стенды вынесли в сарай, где они намокли и пришли в негодность, землю рассыпали, военные трофеи выбросили, а вместо тира организовали тренажерный зал. Школа лишилась важной, глубокой основы в воспитании патриотизма.
Архив тоже не сохранился. Ушло поколение…