Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №8/2010

Живые истории

Глазами учителей

Нелли Барсегян ,
г. Москва

Голос сердца

Непростой разговор

Война – страшное бедствие. Это основная мысль, которая приходит в голову, когда начинаешь думать о ней.

Можно ли забыть ту войну? А если нет, то как сохранить память для следующих поколений, как передать ее тем, кто вообще не видел войны, не знает и не имеет представления о ней? Великая Отечественная война для современных детей так же далека, как война 1812 года, – для них это просто исторический факт. И для чего это надо? Как приблизить то страшное героическое прошлое? Как сделать, чтобы время сжалось и перенесло нас в ту историческую эпоху? Нам трудно и почти невозможно понять слова одного из наших поэтов-фронтовиков: “Будь проклята война – наш звездный час!”. Почему это тяжелейшее время стало для них “звездным часом”, что это за люди, которые преодолели столько всего и победили фашизм?

К сожалению, участников и очевидцев войны становится всё меньше и меньше. Они уже в очень преклонном возрасте, многим трудно ходить. Но эти люди всё равно приходят на встречи, волнуясь, рассказывают о себе, о пережитом, бывают очень тронуты тем вниманием, которым мы стараемся их окружить. И чтобы эти, возможно, последние встречи не получились формальными, важно провести работу, которая подготовит наших детей к этим непростым встречам и сделает их незабываемыми и очень значимыми.

Думаю, что такую работу нужно проводить поэтапно. Можно заранее посвятить несколько классных часов великой дате – 65-летию Победы. Например, я приносила и сама читала ребятам лучшие стихи о войне. Невозможно слушать без волнения стихи Семёна Гудзенко (“Нас не надо жалеть…”), Давида Самойлова (“Сороковые, роковые”), Сергея Орлова (“Его зарыли в шар земной…”), Константина Симонова (“Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…”) и другие. О войне написано столько замечательных, пронзительных стихов! Я уверена, что нравственность, особенно у ребенка и подростка, очень тесно связана с чувственностью. Ребенок учится чувствовать, а значит, сочувствовать и сопереживать.

На следующий классный час ученики сами принесли стихи и песни о войне, и зазвучали слова песен: “Тальяночка”, “В землянке”, “Случайный вальс”, знаменитая “Катюша” и другие. Под гитару ребята пели песни Булата Окуджавы и другие. И вдруг я почувствовала атмосферу: что-то в ней изменилось. Мы стали ближе друг другу, открылась маленькая дверца души, может быть, не навсегда, но открылась. А ведь память сердца останется, не правда ли?

Потом ребята показывали друг другу фотографии своих прадедушек и прабабушек, вырезки из газет, письма, которые семьи хранят, как талисманы. Я рассказывала им, как жили в ту пору мы, совсем маленькие дети: как горевали, недоедали, как запах хлеба нас пьянил и пьянит по сей день.

Рассказала о своей матери, которая всю войну была донором и очень гордилась этим. Пункт переливания крови находился очень далеко, транспорт не действовал, и через весь город она шла домой, шатаясь, и несла две белые булочки, которые после сдачи крови давали донорам. “Ничего, всё правильно, булочки – моим детям, а кровь – бойцам”, – думала она.

Всё это детали? Нет, это очень важно. А дети – народ восприимчивый, они многого не знают, им надо рассказывать, с ними нужно говорить, делиться. Но говорить искренне, честно, без пафоса и с любовью.

Еще один классный час у нас был посвящен теме: “Эвакуация в города Средней Азии (Ташкент, Алма-Ата, Фрунзе и т.д.) и гастарбайтеры”.

Знаю не понаслышке, как целые эшелоны с детьми, с женщинами, с ранеными прибывали в Азию, как их встречали, как делились с ними последним куском хлеба, последним одеялом, дровами, керосином и всем необходимым. Именно благодаря доброте и отзывчивости местных жителей спасли и сохранили свою жизнь многие москвичи и ленинградцы, деятели культуры, науки, искусства. Например, киностудия “Мосфильм” работала в Алма-Ате. Анна Ахматова жила в эвакуации в Ташкенте – именно там были созданы ее лучшие стихи о блокадном Ленинграде. Таких примеров – тысячи. И снова я читала стихи.

А сейчас столько молодых ребят из Средней Азии живут и работают в России в качестве гастарбайтеров? Слово-то какое мудреное, нерусское! Может быть, стоит задуматься, почему они сюда попали, как они живут, как ухитряются еще и помогать своим родителям, детям, братьям и сестрам?

Опыт войны учит, что все мы – братья, и наш хрупкий земной шар надо беречь, сохранять общими усилиями и нашей безграничной благодарностью и памятью, потому что, как сказал наш поэт Роберт Рождественский, “Это нужно не мертвым – это надо живым!”.

TopList