Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №8/2010

Сценарии

Школьная жизнь

Елена Калинина ,
педагог-организатор, г.Комсомольск, Ивановская обл.

Вспомните, ребята

Музыкальная инсценировка

Фрагменты тех далеких лет войны до сих пор сохранились на старых кинопленках, в щемящих стихотворных строчках, в памяти ветеранов Великой Отечественной... Найдут они достойное отражение и в самодеятельном спектакле школьников, приуроченном к 65-летию Победы.

А память не вянет, она не трава,
и в камне, и в песне, и в сердце жива!
Ю.Чичев

 

Вступление

Звучит песня Ю.Антонова “Маки”. Зал заполняют зрители: ветераны Великой Отечественной войны, учащиеся, их родители, педагоги. Сигналом начала спектакля служит музыкальная строка “Поклонимся великим тем годам…”, повторенная трижды. За сценой чтец читает в микрофон отрывок из стихотворения Ю.Чичева “А память не вянет”.

Чтец 1

По могилам, по хатам спаленным,
по столицам, размолотым в прах,
обагренные кровью знамена
пронесли, вознесли на рейхстаг.
Вам не надо величья и славы,
вам бы только вернуться домой.
А над павшими травы кровавы
прорастают весна за весной.
А память не вянет, она не трава,
и в камне, и в песне, и в сердце жива!

До свидания, мальчики!

Сцена оформлена как площадка парка отдыха: скамейки, цветы. Звучит мелодия легкого фокстрота или песня П.Арского и К.Листова “В парке Чаир”. На сцене группа школьников, одетых в костюмы и платья довоенной поры. Кто-то беседует, кто-то прогуливается по сцене, один юноша в окружении друзей сидит на скамье и играет на баяне или на гитаре. Вдруг слышится нарастающий шум летящих самолетов, свист падающих бомб, взрывы. Гаснет свет в зале и на сцене, включаются мигающие огни, звучит фонограмма песни А.Александрова и В.Лебедева-Кумача “Священная война”. Вспыхивает свет. На сцене те же действующие лица. Разыгрывается сцена проводов на фронт: юноши с вещмешками, один из них – с баяном на мелодию песни “Синий платочек” поет:

Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война.
Кончилось мирное время,
Нам расставаться пора,
Я уезжаю и обещаю
Верным вам быть навсегда.

Все уходят со сцены под мелодию этой песни. Звучит отрывок из стихотворения Д.Сухарева.

Чтец 2

Вспомните, ребята, вспомните, ребята,
Разве это выразить словами?
Как они стояли у военкомата
С бритыми навечно головами.
Вспомните, ребята, вспомните, ребята,
Это только мы видали с вами,
Как они шагали от военкомата
С бритыми навечно головами.

На сцене – инсценировка песни Б. Окуджавы “До свидания, мальчики”: девушки и юноши одеты в солдатскую форму, девушки друг за другом спускаются по ступенькам в зрительный зал, юноши остаются на сцене, машут вслед уходящим.

Нам приказано жить

На короткое время в зале и на сцене снова гаснет свет. Слышится шум боя. Затем снова вспыхивает свет, на сцене сидят юноши в военной форме. Инсценируется отрывок из романа Ю.Бондарева “Горячий снег”.

Уханов. – Ну что ж, братцы, обмоем ордена, как полагается. За то, что наши фрицев жиманули! За то, что черта лысого им вышло! Теперь все! Верно, лейтенант? Как ты? Садись со мной. Рубин, давай котелок! Ладно, лейтенант… Перемелется – мука будет. Нам приказано жить.

Кузнецов. Мука?

Нечаев. Что-то не так с нашим комбатом. (Смотрит вдаль). Идет как слепой вроде…

Уханов. После смерти Зои с ним действительно что-то… Ладно, всё. Не будем сейчас вспоминать! А обмывают, братцы, ордена, наверно, вот так.

Выливает содержимое фляжки в котелок и опускает в него ордена. Все пьют по очереди по глотку, передавая котелок друг другу. Все молчат.

Звучит песня В.Высоцкого “Звёзды”.

Снова гаснет свет. Слышится гул летящих самолетов и грохот зениток. Когда свет вспыхивает, на сцене – новая группа артистов. Идет инсценировка отрывка из повести Б. Васильева “А зори здесь тихие”.

Васков. Плохо, девчата, дело. Стало быть, шестнадцать их. Шестнадцать автоматов – это сила. В лоб такую не остановишь. И не остановить тоже нельзя, а будут они здесь часа через три, так надо считать.

Осянина с Комельковой переглядываются. Гурвич разглаживает на коленке юбку, а Четвертак во все глаза, не моргая, смотрит на старшину Васкова.

Васков. Бричкину я в расположение послал. На помощь можно к ночи рассчитывать, не раньше. А до ночи, ежели в бой ввяжемся, нам не продержаться. Ни на какой позиции не продержаться, потому как у них шестнадцать автоматов.

Осянина. Что же, смотреть, как они мимо пройдут?

Васков. Нельзя их тут пропустить, через гряду, надо с пути сбить. Закружить надо, вокруг Легонтова озера направить, в обход. А как? Просто боем – не удержимся. Вот и выкладывайте соображения.

Комелькова. Товарищ старшина, а если бы они лесорубов встретили?..

Васков. Ну, девчата, орлы вы у меня!

Снова гаснет свет. Звучит фрагмент симфонии Д.Шостаковича “Нашествие”. Чтецы читают стихотворение Э.Асадова “Солдат”.

Чтец 1

Меж стиснутых пальцев желтела солома,
Поодаль валялся пустой автомат,
Лежал на задворках отцовского дома
Осколком гранаты убитый солдат.
Бойцы говорили, не то совпаденье,
Не то человеку уж так повезло,
Что ранней зарей в полосе наступленья
Увидел гвардеец родное село.

Чтец 2

Чье сердце не дрогнет при виде знакомой
До боли, до спазмы родной стороны!
И тяжесть становится вдруг невесомой,
И разом спадает усталость войны!
Что значили парню теперь километры?!
Ждала его встреча с семьей на войне,
В лицо ему дули родимые ветры,
И, кажется, сил прибавлялось вдвойне!

Чтец 1

Но нет, не сбылось… Громыхнула граната…
Капризен солдатской судьбы произвол:
Две тысячи верст прошагал он до хаты,
А двадцать шагов – не сумел… не дошел…
Меж стиснутых пальцев желтела солома,
Поодаль валялся пустой автомат…
Недвижно навеки уснувшее тело,
Но все еще грозен убитый солдат!

Чтец 2

И чудилось: должен в далеком Берлине
Солдат побывать, и, как прежде в бою,
Он будет сражаться, бессмертный отныне,
Бок о бок с друзьями, шагая в строю.
За мысли такие бойцов не судите,
Пускай он в Берлин и ногой не ступил,
Но в списках победных его помяните –
Солдат эту почесть в боях заслужил!

Идти до конца

На сцене – солдаты на отдыхе: кто-то сидит на пеньках, кто-то стоит рядом. В руках у одного – гармошка.

Чтец 1

Весна бурлила в зареве ручья.
Гудели вербы ночью над могилой.
Солдаты шли, весна была ничья,
Война была, и песни в мире были.

Юноши, одетые в солдатскую форму, на сцене исполняют попурри из песен “Синий платочек” (муз. Г.Петербургского, сл. Я.Галицкого), “На солнечной поляночке” (муз. В.Соловьёва-Седого, сл. А.Фатьянова), “Случайный вальс” (муз. М.Фрадкина, сл. Е.Долматовского).

Инсценируется выступление фронтовой концертной бригады: исполняются песни “Тучи в голубом” (муз. А.Журбина, сл. В.Аксёнова, П.Синявского), “Майский вальс” (муз. И.Лученка, сл. М.Ясеня).

На сцене и в зале во время исполнения песен юноши и девушки в солдатской форме и гражданской одежде танцуют вальс сначала при полном освещении сцены и зала, затем только при вспышках и сполохах. На экране этим временем появляется изображение обелиска. Танцующие уходят со сцены в зал. Вспыхивает свет. На сцену выходят младшие школьники и встают у изображения обелиска в Почетный караул. Звучит стихотворение Ю.Чичева.

Чтец 2

Не отдавайте память о войне
Начавшим лгать о ней – на переплавку.
Нет, не по совести (заказ идет извне)
строчат угодливую главку.
Солдатских сил почуяли исход,
заводят о Победе злые речи.
Но памятью руководит Народ,
совсем не те, кто влез ему на плечи.
Пока мы живы – в шрамах и рубцах, –
не троньте нашего о ней понятья
и не толкайте ко врагам в объятья,
на то согласья нет у нас в сердцах.
И на исходе нам достанет сил
схватиться с тем, кто праздник гнет на тризну.
Пускай шипят: “Никто вас не просил
спасать Европу…” – мы спасли Отчизну.

Под аплодисменты собравшихся на сцену поднимаются ветераны Великой Отечественной войны. За сценой чтец в микрофон читает отрывок из стихотворения Ю.Чичева “А память не вянет”.

Чтец 1

Для острастки черкнули автограф
на стенах воровского гнезда…
Где ж ты, дивизионный фотограф?
Щелкнул их бы сейчас, как тогда.
И морщины исчезли бы, словно
полстолетья слетело с лица.
И готовы за Родину снова
до Победы идти до конца!
А память не вянет, она не трава,
и в камне, и в песне, и в сердце жива!

Спектакль завершает общий выход на сцену всех участников представления под песню “День Победы” (муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова). Школьники вручают ветеранам цветы и сувениры, фотографируются на память.

Фото с сайта: www.shutterstock.com

TopList