Сценарии
Школьная жизнь
Елена Кулакова ,
учитель русского языка и литературы, г.Сургут, Тюменская обл.
учитель русского языка и литературы, г.Сургут, Тюменская обл.
Памяти павших будьте достойны…
Литературно-музыкальная композиция
События Великой Отечественной войны, боль людей, прошедших через ее горнило, преклонение потомков перед подвигами советского народа нашли свое отражение в многочисленных литературных произведениях. Благодаря творчеству поэтов и писателей современные старшеклассники смогут больше узнать о тех великих и горьких годах и рассказать об этом другим.
Вставай, страна огромная
Ведущий 1. Тихо рождалось в предрассветных сумерках утро 22 июня 1941 года…
Ведущий 2. Обыкновенное летнее утро.
Ведущий 1. Ничто, казалось, не предвещало трагедии. Но не допели соловьи свою песню. Задрожала земля от залпов, шквала металла.
Ведущий 2. Светлое небо стало красным. Началась война…
Звучит голос Ю.Левитана: объявление войны. Юноша читает отрывок из повести М.Шолохова “Судьба человека”.
Чтец 1. “А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий – пожалуйте в эшелон. Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери – Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом. Ну, у дочерей – не без того, посверкивали слезинки. Анатолий только плечами передергивал, как от холода, ему к тому времени уже семнадцатый год шел, а Ирина моя… Такой я ее все семнадцать лет нашей совместной жизни ни разу не видал. Ночью у меня на плече и на груди рубаха от ее слез не просыхала, и утром такая же история. Пришли на вокзал, а я на нее от жалости глядеть не могу: губы от слез распухли, волосы из-под платка выбились. И глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека. Командиры объявляют посадку, а она упала мне на грудь, руки на моей шее сцепила и вся дрожит, будто подрубленное дерево…”
Звучит песня “Священная война” (муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача). Ученик читает отрывок из стихотворения А.Твардовского.
Чтец 2
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет…
Ведущий 1. Война подчинила себе всё: не было у народа более важной задачи, чем одолеть захватчиков.
Ведущий 2. Мальчишки спешили на фронт. Им хотелось испытать себя и, одолев врага, принести долгожданный мир на землю.
Ученик читает стихотворение Г.Иванова.
Чтец 3
Над облаками и веками
Бессмертной музыки хвала:
Россия русскими руками
Себя спасла и мир спасла.
Сияет солнце, вьется знамя,
И те же вещие слова:
“Ребята, не Москва ль за нами?”
Нет. Много больше, чем Москва!
Звучит песня “Москвичи” (муз. А. Эшпая, сл. Е. Винокурова).
Варварство
Ведущий 1. Война принесла много горя, бед и несчастий. Отняла у тысяч ребят родных и близких, дом и само детство.
Звучит отрывок из повести В.Катаева “Сын полка”.
Чтец 4. “Капитан Енакиев сказал не “докладывайте”, а “рассказывайте”. И в этом сержант Егоров, всегда тонко чувствующий все оттенки субординации, уловил позволение говорить по-семейному. Его утомленные, покрасневшие глаза открыто и ясно улыбнулись, хотя рот и брови продолжали оставаться серьезными. “Дело известное, товарищ капитан, – сказал Егоров. – Отец погиб на фронте в первые дни войны. Деревню заняли немцы. Мать не хотела отдавать корову. Мать убили. Бабка и маленькая сестренка померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошел с сумкой собирать куски. Где-то на дороге попался полевым жандармам. Отправили силком в какой-то ихний страшный детский изолятор. Там, конечно, заразился паршой, поймал чесотку, болел сыпным тифом – чуть не помер, но всё же кое-как сдюжил. Потом убежал. Почитай, два года бродил, прятался в лесах, всё хотел через фронт перейти. Да фронт тогда далеко был. Совсем одичал, зарос волосами. Злой стал. Настоящий волчонок. Постоянно с собой в сумке гвоздь отточенный таскал. Это он себе такое оружие выдумал. Непременно хотел этим гвоздем какого-нибудь фрица убить. А еще в сумке у него мы нашли букварь. Рваный, потрепанный. “Для чего тебе букварь?” – спрашиваем. “Чтобы грамоте не разучиться”, – говорит”.
Школьники читают стихотворение А.Твардовского “Рассказ танкиста”.
Ведущий 1. “Жестокость является благом для будущего… Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Ее нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью… Ты должен с сознанием своего достоинства проводить самые жесткие и самые беспощадные мероприятия, которые требует от тебя Германия”, – так напутствовал Гитлер своих солдат перед нападением на нашу страну.”
Школьники читают стихотворение М.Джалиля “Варварство”.
Ведущий 2. Война, развязанная гитлеровцами против СССР, была войной на истребление целых народов, в первую очередь славянского, русского населения. “Для нас, немцев, важно ослабить русский народ в такой степени, чтобы он не был в состоянии помешать нам установить немецкое господство в Европе”, – говорилось в одном из толкований так называемого генерального плана “Ост”.
Наука ненависти
Звучит отрывок из повести Г.Бакланова “Пядь земли”.
Чтец 5. “Кто-то из солдат сказал: “Погляди немцев, ты ж еще не видал их”. Семнадцатилетний, я выглянул из окопа. В воздухе сыпались и блестели на солнце морозные иглы. Впереди лежали нетронутые снега, и в них, метрах в ста от нас, – снежная траншея. Это и был немецкий передний край! И от одного сознания, что там немцы, место это сразу отделилось от всего окружающего, стало особенным, не похожим ни на что. С жутким чувством вглядывался я воспаленными от бессонной ночи глазами. Что-то темное мелькнуло в снежной траншее, как мышь. И скрылось. “Немец!” – догадался я, пораженный. Немец был в ста метрах от меня. И я подумал в то утро в окопе, что вся моя жизнь до сих пор – это была проложенная людьми дорога, по которой я шел. Дальше дороги нет. Она кончилась здесь. Ее преградили немцы. Отсюда вместе со всеми эту дорогу буду прокладывать я. Для себя и для тех, кто идет за нами… Сколько суждено пройти мне вперед? Шаг? Но этот шаг – вся моя жизнь”.
Ученик читает отрывок из стихотворения И.Эренбурга.
Чтец 2
Они накинулись неистовы,
Могильным холодом грозя.
Но есть такое слово “выстоять”,
Когда и выстоять нельзя.
И есть душа – она всё вытерпит.
И есть земля – она одна,
Большая, добрая, сердитая,
Как кровь тепла и солона.
Ведущий 2. 8 июля 1942 года И.Сталин подписал знаменитый приказ № 227 наркома обороны. В нем говорилось: “Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв. Надо упорно, до последней капли крови защищать каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности”.
Звучит отрывок из рассказа М.Шолохова “Наука ненависти”.
Чтец 6. “Прощались мы у входа в землянку. Задумчиво глядя на залитую ярким солнечным светом просеку, лейтенант Герасимов говорил: “И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком осёлке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как говорится: “В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань”, – а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за всё, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков. Извините, если это замысловато сказано, но я так думаю”, – закончил лейтенант Герасимов и впервые за время нашего знакомства улыбнулся простой и милой, ребяческой улыбкой. А я впервые заметил, что у этого тридцатидвухлетнего лейтенанта, надломленного пережитыми лишениями, но всё же сильного и крепкого, как дуб, ослепительно белые от седины виски.”
Наши павшие – как часовые
Ученик читает стихотворение В.Высоцкого “Почему всё не так? Вроде – всё как всегда”.
Ведущий 1. Война… Скольких судеб коснулась она своим жестоким, убийственным крылом! Скольких оставила лежать на необозримых российских полях и сколько жизней исковеркала!
Звучит песня “Журавли” (муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова). Юноша читает отрывок из романа М.Шолохова “Они сражались за Родину”.
Чтец 7. “Сотни снарядов и мин, со свистом и воем вспарывая горячий воздух, летели из-за высот, рвались возле окопов, вздымая брызжущие осколками черные фонтаны земли и дыма, вдоль и поперек перепахивая и без того сплошь усеянную воронками извилистую линию обороны. Разрывы следовали один за другим с непостижимой быстротой, а когда сливались, над дрожавшей от обстрела землей вставал протяжный, тяжко колеблющийся всеподавляющий гул.”
Ученики читают отрывок их стихотворения К.Симонова “Родина”.
Ведущий 2. А сколько воинов погибло, чтобы защитить этот клочок земли, эти три березы, чтобы отомстить за сожженные сёла, казненные города.
Звучит отрывок из романа Ю.Бондарева “Горячий снег”.
Чтец 8. “Всё осторожнее пробираясь через земляные навалы в траншее, перешагивая через выступавшие под ногами кругло и плоско оснеженные бугры, Бессонов шел, стараясь не наступить, не задеть их палочкой, угадывая под этими буграми трупы убитых еще утром. И уже без надежды найти здесь кого-либо живых, подумал с казнящей горечью, что он ошибся: ему лишь показалось с НП слабое биение жизни тут, в траншеях. “Нет, здесь никого не осталось, ни одного человека, – говорил себе Бессонов. – Пулеметы и противотанковые ружья били из левых окопов, левее батарей. Да, идти туда, туда!..” Но тотчас из-за поворота траншеи донесся металлический звук. И будто бы послышались голоса. Бессонов с тугими ударами сердца вышел из-за поворота. Навстречу ему из пулеметного гнезда белыми привидениями подымались двое, с головы до ног косматые от снега. Обмороженные лица их были сплошь затянуты в стеклянный лед подшлемников, а из подшлемников – глаза, воспаленные морозом и ветром, в густых кругах изморози, устремлены на Бессонова, выражая одинаковую оторопелость – не ожидали, по-видимому, увидеть здесь, в омертвевшей траншее, живого генерала в сопровождении живых офицеров.”
Блокадная книга
Ведущий 1. Уже в июле 1941 года Гитлер подчеркивал, что с падением Ленинграда “для русских будет утрачен один из символов революции, являвшихся наиболее важным на протяжении последних лет”, что с захватом Ленинграда “дух славянского народа будет серьезно подорван”.
Ведущий 2. Ленинградская блокада. Страшные уроки истории. Многое способен вынести человек и остаться человеком. Об этом говорит большинство блокадных рассказов, дневников.
Звучит отрывок из книги А.Адамовича, Я.Брыля, В.Колесника, Д.Гранина “Я из огненной деревни… Блокадная книга”.
Чтец 9. “25 марта сорок второго года мне хотелось маме какой-то подарок сделать, в свои 14 лет что-то купить ей. Кускового сахара не было, пиленого не было, был сахарный песок. Не помню, по какой норме мы получали. Утром, когда пили чай, мама насыпала сахарный песок в блюдечко отцу, мне и себе. И надо было как-то незаметно от этой порции отделить какую-то часть, ссыпать ее иногда в кулак, иногда оставить в блюдечке, иногда переложить в карман и потом куда-то ссыпать. У меня была такая старинная вазочка. Я собирала сахарный песок в нее. Месяца два, наверное, ушло на это – не всегда удавалось. Отец делал вид, что не замечает, а мама когда шла к “буржуйке” чай налить – вот в это время я ссыпала. У нас всегда в это время отмокал клей в тарелках на окне – такой, в виде плитки из шоколада, отмокал несколько дней. И этот клей был на завтрак, на обед. Прятала я этот сахарный песок. Когда он мне попадался на глаза, то мне все хотелось палец в него обмакнуть и попробовать. Был случай, когда мне хотелось ночью встать и босиком дойти до этой вазочки. Когда наступил этот день, я, помню, очень волновалась, и даже ладони были мокрые. Хотелось встать раньше мамы. Я поставила на стол полную вазочку с сахарным песком: накопилось, наверное, граммов 300! Ну, конечно, были слезы. Тут же разделили опять сахарный песок. Так праздновали день рождения. А отцу еще до этого, в день Красной Армии, я подарила полсухаря. Не помню, как я его сэкономила.”
Ведущий 1. Ежедневно умирали тысячи мужчин и женщин, детей и стариков. Не хватало досок на гробы, не было сил, чтобы похоронить родного человека, товарища, друга. Промерзшая зима не поддавалась ни кирке, ни лому.
Ведущий 2. Впоследствии было официально установлено, что от голода в Ленинграде погибли 641 803 человека. Такой трагедии история еще не знала.
Ученик читает отрывок из стихотворения А.Ахматовой.
Чтец 3
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг – он дышит,
Он живой еще, он всё слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: “Хлеба!” –
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон – смерть.
У войны не женское лицо
Ведущий 1. Женщина и мир: создание и сохранение уюта в доме, воспитание детей, любовь и счастье. Женщина и война – какими несопоставимыми кажутся эти понятия… Но судьба сумела совместить и их, превратив нежность в ненависть к врагам, умение подчиняться – в целеустремленность к победе, хрупкость – в бесконечную силу духа, способного сопротивляться невзгодам и трудностям.
Ученик читает отрывок из стихотворения А.Ахматовой.
Чтец 2
И та, что сегодня прощается с милым, –
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Ведущий 2. Зоя Космодемьянская! Это имя – легенда. В период оккупации Верейского района немецкими солдатами в д. Петрищево была повешена девушка, называвшая себя Таней, это была девушка-партизанка из Москвы Зоя Анатольевна Космодемьянская. Немецкие солдаты поймали ее в то время, когда она выполняла боевое задание – поджигала конюшню, в которой находились более 300 лошадей. Ее жестоко пытали, но она не кричала, а только снова и снова отвечала: “Нет! Не скажу! Не знаю!”.
Ведущий 1. В записной книжке Зои Космодемьянской есть такие слова Гете:
Ах, если бы латы и шлем мне достать,
Я стала бы Отчизну свою защищать…
Уж враг отступает пред нашим полком.
Какое блаженство быть храбрым бойцом.
Ведущий 2. Эти слова девушка оправдала своей короткой и прекрасной жизнью.
Звучит отрывок из повести Б.Васильева “А зори здесь тихие”.
Чтец 10. “Риту хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Ее гнали, силой запихивали в теплушки, но настырная жена заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Осянина через день снова появлялась в штабе укрепрайона. В конце концов взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу. А старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны в утренней контратаке. Рита узнала об этом уже в июле, когда с павшей заставы чудом прорвался сержант-пограничник. Начальство ценило неулыбчивую вдову героя-пограничника: отмечало в приказах, ставило в пример и поэтому уважило личную просьбу – направить по окончании школы на тот участок, где стояла застава, где погиб муж в яростном штыковом бою. Фронт тут попятился немного: зацепился за озера, прикрылся лесами, влез в землю и замер где-то между бывшей заставой и тем городком, где познакомился когда-то лейтенант Осянин с ученицей девятого “Б”... Теперь Рита была довольна: она добилась того, чего хотела. Даже гибель мужа отошла куда-то в самый тайный уголок памяти: у нее была работа, обязанность и вполне реальные цели для ненависти. А ненавидеть она научилась тихо и беспощадно, и хоть не удалось пока ее расчету сбить вражеский самолет, но немецкий аэростат прошить ей всё-таки удалось. Он вспыхнул, съежился; корректировщик выбросился из корзины и камнем полетел вниз. “Стреляй, Рита!.. Стреляй!” – кричали зенитчицы. А Рита ждала, не сводя перекрестия с падающей точки. И когда немец перед самой землей рванул парашют, уже благодаря своего немецкого бога, она плавно нажала гашетку. Очередью из четырех стволов начисто разрезало черную фигуру, девчонки, крича от восторга, целовали ее, а она улыбалась наклеенной улыбкой. Всю ночь ее трясло. Помкомвзвода Кирьянова отпаивала чаем, утешала: “Пройдет, Ритуха. Я, когда первого убила, чуть не померла, ей-богу. Месяц снился, гад...”
Ученик читает отрывок из стихотворения Ю.Друниной.
Чтец 3
Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Ведущий 1. Женщины, девушки взвалили на свои плечи огромную тяжесть – ратный труд. Далеко от передовой тысячи и тысячи женщин трудились в тылу: выращивали хлеб, собирали оружие, шили одежду. И ждали. Ждали своих любимых – мужей, отцов, сыновей, братьев. Ждали и верили, что они вернутся.
Ученики читают стихотворение К.Симонова “Жди меня”.
Одна на всех
Ведущий 2. Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Но Советский Союз не только выстоял в такой жестокой войне, но и разгромил фашистов, потому что война была всенародной. На защиту Родины поднялись все: и мужчины, и женщины, и старики, и молодежь, все нации и народности страны. Невиданная стойкость и героизм на полях сражений, мужественная борьба партизан и подпольщиков за линией фронта, почти круглосуточный неустанный труд в тылу – вот чем была завоевана эта победа.
Ученики читают стихотворение В. Высоцкого “Братские могилы”. Звучит песня “Хотят ли русские войны?” (муз. Э.Колмановского, сл. Е.Евтушенко), а затем – отрывок из повести В.Распутина “Живи и помни”.
Чтец 11. “Кончилась война. Из Карды прискакал нарочный и прокричал эти слова, обдав деревню долгожданным громом. И деревня взыграла. Первым, как всегда, взялся за ружье Нестор, его поддержали – поднялась пальба, какой Атамановка сроду не слыхивала; бабы, бросаясь друг к другу, закричали, заголосили, вынося на люди и счастье, и горе, и вмиг отказавшее, надсадившееся терпение; забегали, засновали ребятишки, оглушенные новостью, которая в них не вмещалась, была больше всего, что довелось им до сих пор испытать, с которой они не знали, что делать, куда нести. Но и взрослые тоже растерялись, простых человеческих чувств, какими они привыкли обходиться, для этого случая не хватало. Поплакав, пообнимавшись, потрясшись в первый момент, люди, словно не выдерживая счастья, ошалело и бестолково тыкались из угла в угол, расходились и снова сходились, прислушиваясь к чему-то, ждали чего-то, какой-то команды. Подоспел Нестор, приказал вывешивать флаги. И хоть власти у Нестора больше не было, уже месяц, как он сдал свое председательское место Максиму Вологжину, но ему подчинились, полезли искать красное. Кто нашел, кто нет, но деревня, как могла, принарядилась, люди достали и оделись в лучшее, что хранили годами, ребятишки тут и там поднимали над воротами, над избами самодельные флаги… И день, хмурившийся с утра, тоже распразднился: растаяли в небе облака и накрепко, разгорелось солнышко, осияв всё над собой веселым и торжественным светом.”
Ведущий 1. Страна пришла к победе на последнем дыхании, разоренной, обезлюдевшей – почти полностью были скошены целые поколения. Тысячи сёл были сожжены дотла, сотни городов превращены в руины. Великая – действительно великая, определившая судьбу страны и мира, – победа была нестерпимо горькой.
Ученик читает отрывок из поэмы Р.Рождественского “Реквием”.
Чтец 2
Люди!
Покуда сердца стучатся –
Помните!
Какою ценой
Завоевано счастье, –
Пожалуйста, помните!
Ведущий 2. Прошу всех встать.
Ведущий 1. В память погибших – минута молчания.
Минута молчания.
Ведущий 2. Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. Немецко-фашистские захватчики полностью или частично разрушили и сожгли 1710 городов и более 70 тысяч сёл и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб. Количество погибших на фронте составляет 8 млн 860 тыс. 400 человек. Всего же за годы Великой Отечественной войны погибло около 26,6 миллиона человек. Число потерь огромно. Тысячи граждан нашей страны ежедневно гибли в боях на фронте, погибали от бомб и снарядов в городах и населенных пунктах прифронтовой полосы. Гитлеровские палачи безжалостно уничтожали наших людей как представителей “низшей расы” в газовых камерах лагерей смерти, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей.
Ведущий 1. В памяти народа навечно остались 29 трагических дней не покорившейся врагу Брестской крепости, 250 дней героической обороны Севастополя, 900 дней блокадного Ленинграда, 103 дня великой битвы под Москвой, 201 день насмерть стоявшего Сталинграда и 50 дней сражения на Курской дуге.
Звучит песня “День Победы” (муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова).