Сценарии
Классный час
Инна Прокофьева ,
педагог дополнительного образования, Центр детского творчества “Южнопортовый”, г.Москва
педагог дополнительного образования, Центр детского творчества “Южнопортовый”, г.Москва
Не убит…
Исследование архивных документов
О героизме советских солдат и о вражеской силе оккупантов знают все. Но даже когда речь идет о такой священной войне, как Великая Отечественная, стоит вспомнить, что любой солдат – это, прежде всего, живой человек и за ним – его страх, боль, тоска по дому, его мечты о будущем и о счастье, которыми он, находясь на фронте, пытается поделиться с близкими в дневниках и письмах.
Комментарий: занятие проводится двумя педагогами.
Введение в тему
Учитель 1. Сегодня мы с вами поговорим о недавнем прошлом. Недавнем, потому что живы еще люди, участвовавшие в нём. Великая Отечественная война – это событие, которое имеет очень большое значение для нашей Родины. Что вы знаете об этой войне?
Школьники высказываются.
Учитель 1. Откуда можно получить знания о ней?
Ученики называют возможные источники информации: книги, фильмы, рассказы очевидцев, музеи.
Учитель 1. В музеях можно рассмотреть разные экспонаты, напоминающие о том времени, или изучить документы. Что такое документы?
Школьники отвечают. Учитель раздает детям папки с копиями архивных документов.
Учитель 1. Давайте рассмотрим несколько документов. Прочитайте их, найдите наиболее интересные вам.
Дети исследуют документы в папках: автобиографии, сведения, справки, делятся впечатлениями.
Учитель 1. Перед вами официальные документы, сообщающие о ходе войны, результатах боев. Но за каждым официальным документом стоит человек, такой же, как я или вы. Что чувствовали эти мальчишки, когда они уходили на фронт и когда смотрели смерти в лицо? О чем думали люди, получая награды, сидя в окопах в грязи и сырости, теряя друзей? Как вы думаете, откуда можно узнать об этом?
Школьники вспоминают другой вид документов – личные архивы, письма, дневники, мемуары.
Письмо в карман
Учитель 2. Статистики подсчитали, что людям, родившимся в 1920, 1921, 1922 годах, не повезло – очень многих взяла война. Остались в живых трое из ста. А, как известно, у каждого немало пожившего и повидавшего на своем веку человека постепенно накапливаются документы, письма, фотографии – личный архив. За повседневной суетой редко находится время полистать пожелтевшие листы, но уж если доберешься, то словно машина времени подхватит и понесет в прошлое.
Учитель 1. В наш век жанр писем потерял свое значение в общении людей. Их заменили телефоны, факсы, Интернет… Но даже если сейчас письма пишутся и отправляются, они существенно отличаются от писем военных лет.
Ученики рассматривают подборку архивных писем, называют, чем они отличаются от современных (бумагой, чернилами, отсутствием конверта, тем, что сложены треугольником).
Учитель 1. В годы войны ничего не могло быть дороже письма из дома, от родных. Или, наоборот, письма в тыл, с пометкой “полевая почта”, сложенного треугольником, без марок.
Учитель 2. Как ждали писем на фронте, порой не имея возможности даже адреса своего сообщить. Всё равно ждали, ждали, как чуда.
Учитель 1. Сколько писем, сколько мыслей и слов в них были разорваны в клочья! Снаряды, мины, бомбы не миловали и полевые почты. Чудом до наших дней сохранились фронтовые письма, написанные в разные годы войны и из разных мест.
Учитель 2. Многие из них – письма, так и не дошедшие до своего адресата. Это так называемые “письма в карман”, которые перед боем солдаты прятали себе в карман, надеясь, что в случае гибели товарищи отправят эту письменную весточку близким.
Учителя предлагают детям познакомиться с образцами таких писем. Школьники, по желанию, читают письма вслух.
Примеры писем
• “Дорогая Тонечка! Не знаю, сможешь ли ты прочесть эти строки, но я уверен, что это мое последнее письмо к тебе. Как раз сейчас идет страшный и ожесточенный бой. Наш танк подбит, а вокруг одни фашисты. Мы целый день отбиваем их атаки. Вся дорога на остров завалена трупами, сплошь в зеленой форме…”
• “Наш танк сотрясся от попадания вражеского снаряда, но мы уцелели. У нас кончились снаряды и на исходе патроны. Павел ведет огонь по немцам из башенного пулемета, а я решил сесть и “пообщаться” с тобой. На коленях – твоя фотокарточка. Вот смотрю в твои синие глаза, и уже легче жить – ты со мной… Я с первого дня войны только о тебе и думаю. И когда только я вернусь и смогу прижаться к твоей груди? Может, уже никогда”.
Учитель 1. Давайте попробуем представить себя на месте людей той поры. Попробуем передать свои мысли и чувства в подобной форме – в письме, направляющемся в тыл или на фронт.
Учителя раздают детям карточки, в которых распределены роли: мать, отец, сестра, друг, невеста и т.д. Звучит песня или мелодия песни “Землянка” (муз. К.Листова, сл. А.Суркова). Дети пишут письма в соответствии с полученной ролью (например, мать, отец – сыну или дочери, сестра – брату, невеста – жениху и т.п.). После завершения этого задания учителя обучают детей сворачивать письма треугольником, правильно писать адрес.
Учитель 1. Итак, среди ваших писем есть те, которые отправляются на фронт, а есть адресованные в тыл. Давайте послушаем их.
Школьники по желанию читают написанные ими письма, попеременно весточки то с фронта, то из тыла.
Учитель 1. Что вы чувствовали, когда писали письма?
Ученики делятся впечатлениями. Учителя подводят итог: за каждым письмом стоит, прежде всего, живой человек, его переживания, боль, тоска, любовь, преданность, которыми он делится с близкими посредством бумаги.
Два солдата
Учитель 1. Конечно, на войне есть победители и побежденные, защитники и нападающие, герои и враги. В 1941 году немцы пришли на нашу землю как завоеватели. Были среди них те, кто пылал ненавистью и желанием убивать. Но огромная часть людей, вовлеченных в войну, являвшихся непосредственными исполнителями приказов, жила, прежде всего, простыми человеческими желаниями и мечтами.
Учитель 2. Мы хотим рассказать вам о двух солдатах – немецком и советском, чьи судьбы были изменены войной.
Учителя символически перевоплощаются в двух солдат (элементы военной формы, речи и т.п.) и по очереди ведут рассказ о биографии героев. Учитель 1 говорит от имени Олега Ивановского – советского солдата, учитель 2 – от имени Генриха Метильмана – немецкого солдата.
Комментарий: рассказ может сопровождаться презентацией с фотографиями.
Учитель 2. Я, Генрих Метильман, родился в 1922 году под Рождество.
Учитель 1. Я, Олег Ивановский, родился в 1922 году под Новый год.
Учитель 2. Я жил в семье рабочего. Мой отец – железнодорожник.
Учитель 1. Мой отец работал на заводе слесарем.
Учитель 2. Я стал ходить в протестантскую воскресную школу, которую закрыли с приходом к власти Гитлера.
Учитель 1. Моя мама была верующей, но церкви закрывались. Нам объяснили это так: мы строим новую жизнь.
Учитель 2. Нас записали в Гитлерюгенд. Теперь у меня появилась возможность заниматься спортом и туризмом, чем я не мог заниматься раньше, так как это была привилегия богатых.
Учитель 1. Меня приняли в комсомол, я стал активным членом Совавиахима – организации, содействующей армии и военно-морскому флоту.
Учитель 2. Вообще-то я хотел быть железнодорожником – это открывало передо мной большие возможности, я бы смог путешествовать.
Учитель 1. Я мечтал быть летчиком, даже прыгал с парашютом.
Учитель 2. В 1941 году попал в ряды Вермахта.
Учитель 1. В 1940 году был призван в Советскую Армию, в погранвойска.
Зачитывается фрагмент из письма Генриха Метильмана.
Учитель 2. “После того как нас привели к присяге, мы стали полноценными солдатами. Епископ в заключение пожелал нам триумфальных побед, сообщив, что готов выслушать каждого по завершении церемонии. Фанфары протрубили отбой. Один солдат подошел к епископу и попросил его объяснить то, в чём он никак не мог разобраться. В семье и школе его воспитывали в христианской строгости и вере, напоминая, что он обязан придерживаться десяти заповедей, а за время обучения он в совершенстве овладел всеми приемами убивать. Как же быть? Следовать заповеди “Не убий” или подчиняться приказам начальства? Дружелюбную улыбку ветром сдуло с лица епископа. Он в мгновение ока переменился. Пристально посмотрев молодому солдату в глаза, он возложил ладонь на каску и очень серьезно произнес: “Да благословит тебя Бог, сын мой”. Только и всего. Несколько месяцев спустя, когда во время битвы за Крым мы одерживали победу за победой, тот парень погиб. Ему не успело исполниться и девятнадцати. В его нагрудном кармане обнаружили книжечку Нового Завета. И хотя он исполнял приказы, я твердо уверен – он не хотел убивать. Не уберегло от гибели епископское благословение”.
Зачитывается фрагмент из письма Олега Ивановского.
Учитель 1. “Перед отправкой весь вечер рядом были отец, мать, бабушка и Верочка. Трое как-то держались, стараясь не подавать виду, а бабушка частенько подносила к глазам краешек фартука, отворачивалась в угол к двум старинным иконам в золоченых окладах. Там всегда горела маленькая рубиновая лампадка. “Боже, спаси и сохрани раба твоего!.. – слышалось из угла. – Ну, ничего, родной внучок мой, это хорошо, что ты в армию идешь в день своего ангела. Твой ангел-хранитель будет тебя хранить, а я – молиться буду…” “Ангел-хранитель будет тебя хранить”. Сколько раз я вспоминал эти бабушкины слова”.
Учитель 2. Вот перед вами два человека. Похожи ли эти люди? Чем?
Школьники высказывают свое мнение, отмечают сходство судеб солдат, их мечтаний о будущем и нежелание воевать.
Учитель 2. Действительно, они хотели жить, мечтали заниматься любимым делом, строили планы на будущее, но во всё это вмешалась война.
Здравствуй, мама!
Учитель 1. Сейчас мы узнаем, что случилось с нашими героями на войне.
Школьники делятся на две группы. Им раздаются личные фронтовые архивы Генриха и Олега. Ребята читают письма и дневниковые записи по группам, затем вслух, обмениваются впечатлениями, формулируют свое отношение к прочитанному.
Архив Олега
• Из письма домой:
“Добрый день, мои дорогие старички. Ну, первым делом поздравляю моего дорогого папку с днем рождения. Ведь тебе уже 62 годика! Старичок мой родной, крепко-крепко целую тебя. Вы, конечно, спросите обо мне. Это ясно. Ну что же, напишу, что можно. Ничего общего с той частью, где я был всё время, я теперь не имею. Теперь я казак. Осваиваю лошадку, шашку и т.д. Если бы вы сейчас посмотрели на меня, то не узнали бы. Черная бурка, кубанка, френч, на сапогах шпоры, шашка на боку. В общем, только усов не хватает до полной формы”.
1941 год.
• Из дневника Олега:
“26 ноября 1944 года. Полк ведет тяжелый бой. Люди в грязи, под дождем лежат в окопах. Грязь непролазная. Большие потери”.
• Из письма домой:
“...Ну вот, видите, я жив и здоров. Окончился бой, о котором я вам писал в предыдущем письме. Нами занято два больших местечка. Противник ожесточенно сопротивлялся. Но что может устоять перед яростью казаков-кубанцев. Местечко с таким мудреным венгерским названием, что его можно выговорить толко с разбега, с места не скажешь. А вот попробуйте: Аль-ас-ст-Дьердь! Этот бой закончился для меня благополучно, под особенное крещение не попал, если не считать пяти разорвавшихся неподалеку снарядов. Но это пустяки...”
13 ноября 1944 года.
Архив Генриха
• Из письма учителю:
“Разница между тем, что вы мне внушали, и тем, что мне здесь приходится видеть и переживать, огромная. И я просто не в состоянии описать здешнюю обстановку, не испытывая конфликта со своей совестью”.
1941 год.
• Из дневника:
“Мать пишет, как мучит ее осознание того, что нам здесь приходится испытывать. Может, вообще ничего не писать, а одни только приветы да поздравления?”
• Из письма домой:
“…Два дня назад был убит в бою мой друг Гельмут Пабст. В его кармане я нашел письмо, написанное перед боем. Пожалуйста, мама, перешли его родителям Гельмута”.
Учитель 1. Давайте послушаем, какое же “письмо в карман” нашел Генрих.
Учитель зачитывает письмо либо оно звучит в звукозаписи.
Письмо
“Дорогие родители!
Меня заботит только одно: как облегчить вашу боль? Что бы я мог сделать, чтобы смягчить удар, который больше меня не беспокоит, а беспокоит только вас?
Моя жизнь не прожита до конца, но завершена. Она заполнена вашей любовью, и она была так насыщена, что я могу только благодарить вас снова и снова.
Я так сильно вас люблю.
Если вы хотите поставить небольшой памятник в мою честь в саду, пусть это не будет нечто увековечивающее горе. Это может быть молодой парень с робкой улыбкой, сердце которого не отворачивается от мира и открыто для всего прекрасного.
Прощайте, я вас так сильно любил.”
Ребята вместе с учителями обсуждают прочитанное, снова приходят к выводу о схожести мыслей и чувств солдат, переживания тягот войны, их стремления писать только о хорошем, чтобы не огорчать родных.
Дело чести
Учитель 2. Наши герои – рядовые армии. Но у каждого рядового есть свой командир. Что же думали о войне командиры наших героев, офицеры, для которых военные действия – это профессия?
Учитель 1. Прочитайте отрывки из писем офицеров. На них специально не указаны даты. Расположите их в хронологическом порядке. Попробуйте по письмам восстановить ход войны. Подумайте: какое настроение было у советских солдат в начале и в конце войны? А у немецких?
Ребята получают карточки с отрывками из писем, снова работают в группах.
Письма советских офицеров
• “…Разгром фашистских садистов неизбежен. Эти выродки существовать не могут, гнев русского народа велик и жесток, борьба идет беспощадная, но она будет еще ожесточеннее до полного уничтожения этой гадины…” (Сентябрь1941 года.)
• “…Родная Сашенька, ты в каждом письме просишь меня беречь себя и моих людей во имя исполнения долга перед родиной… Сашенька, вспомни слова Долорес Ибаррури “Лучше быть вдовой героя, чем женой труса”. Борьба без жертв не бывает…” (Ноябрь 1943 года.)
• “…Мы сейчас поистине творим чудеса во имя нашей любимой Родины. Нас ставят в пример. Моя военная часть представлена к ордену Красного Знамени. Как видишь, твой наказ выполняю. Земли русской не посрамлю, в этом можешь быть уверена”. (Февраль1944 года.)
Письма немецких офицеров
• “…Кампания на Востоке началась весьма сурово. Мы твердо убеждены в необходимости этой битвы, мы верим нашим вождям, верим в нашу мощь и победу. Однако червь сомнения заполз в наши души при продвижении вглубь России. Красная Армия – это тайна за семью печатями, ее нельзя недооценивать…” (Сентябрь 1941 года.)
• “…Дорога от артиллерийских позиций к штабу похожа на дорогу скорби – по обе стороны тропинки могильные холмики. Но если от наступления никакого проку, то тут стоит призадуматься. Я понять не могу, отчего все так происходит, но это стыд и позор. В конечном итоге нам пришлось вернуться туда, откуда начинали”. (Ноябрь 1943 года.)
• “… Кое-где от наших рот остались рожки да ножки. Боже мой, что же эти русские задумали сделать с нами? Хорошо бы, если бы там наверху хотя бы прислушались к нам, иначе всем нам здесь придется подохнуть”. (Февраль 1944 года.)
Школьники объясняют принцип расположения карточек, анализируют чувства офицеров: советские командиры в начале войны испытывали чувство ненависти к врагам, а к концу – уверенность в своей победе; немцы – наоборот, вначале – радость от быстрых побед, а потом разочарование и понимание своей неправоты.
Храни тебя, Господи!
Учитель 1. Конечно, у Олега и Генриха были родные и друзья, которые писали им письма на фронт. Послушайте, например, письма родителей Олега и Генриха.
Учителя зачитывают письма либо они звучат в звукозаписи.
Письмо родителей Генриха
“…Сегодня, наконец, пришло письмо от Герхарда. Он был так поражен известием о гибели младшего брата, что рыдал как ребенок. Пишет, что заполз в свою палатку, вокруг свистят осколки и пули, а ему хоть бы что. Он умоляет мать беречь себя, потому что она – единственный человек, ради кого ему стоит жить. Дорогой, пусть у тебя будет все хорошо и ты вернешься к нам здоровым”.
Письмо родителей Олега
“Храни тебя, Господи, дорогой сыночек!
Пишет тебе твоя мама Анна Ефимовна, шлют поклон Петр Ефимович, Елизавета Ефимовна и твой младший брат Васятка.
У нас все хорошо, картошку успели выкопать до дождей. Запаслись капустным листом. Корова телка принесла, да я его отдала, раненым в госпитале питание нужно. Может, и тебе кто-нибудь поможет.
К тетке Груне похоронка пришла на младшего Колюню. Дарья тяжелая ходит. Вот и все наши новости.
Сыночек, ты ладанку не снимай, верю, что вернешься живой и здоровый. Кланяются тебе все наши. Береги себя”.
Учителя вместе со школьниками обсуждают услышанное, подводят ребят к мысли о том, что людям, находящимся в тылу, переносить тяготы войны не менее тяжело, чем тем, кто на фронте.
Учитель 2. Война, как вампир, высасывает из людей всё живое. Война не только в окопах и сражениях. Она не имеет границ. Она везде, она заполняет собой жизни всех людей.
Живой
Учитель 2. Что же наши герои? Им очень повезло. Они вошли в ту тройку из ста и остались живы.
Учителя вновь говорят от имени героев.
Учитель 1. Я считаю себя человеком, которому очень повезло в жизни. Мне везло на хороших и порядочных людей. Армия и война дали мне бесценный опыт, я учился житейской мудрости. Победа, Парад Победы – чувство восторженности, эмоционального подъема было тем “горючим”, которое еще долго окрыляло и поднимало. Я благодарен судьбе за то, что она дала мне возможность жить!
Учитель 2. До сих пор меня гнетет чувство вины за себя и за своих товарищей, ставших причиной страданий ни в чём не повинных людей другой страны. Это тяжкое бремя. Чем была моя жизнь? Драмой? Трагедией? Преступлением? Не могу дать однозначного ответа.
Подведение итогов
Учитель 1. Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Какие чувства вызвали у вас исследованные письма? Зачем нам изучать исторические документы? А письма и личные документы?
Школьники делятся впечатлениями и мыслями.
Учитель 2. Для чего нужно знать, что чувствовали люди много лет назад?
Звучат ответы школьников. При необходимости учителя акцентируют внимание детей на мысли о том, как важно понимать, что война – явление противоестественное и что нужно сделать всё, чтобы не допустить повторения подобных событий.
Учитель 1. У немецкого поэта И.В. Гёте есть такие слова:
Будь благодарным, человек,
Будь милостив и добр!
Одним лишь этим ты вовек
Бы отличиться мог
От всех известных нам существ,
Живущих на земле.
Завершить классный час можно домашним заданием: найти и изучить документы военных лет в семейных архивах.