Идеи
Школьная жизнь
Татьяна Игнатьевская ,
Нижнекулойская СОШ, с.Верховажье, Вологодская обл.
Нижнекулойская СОШ, с.Верховажье, Вологодская обл.
Дети войны
Долг перед прошлым
В рамках интернет-проекта “Забытый памятник незабытой войны” ученики 11-го класса Верховажского района Вологодской области собрали множество воспоминаний и документов, которые позволили воссоздать жизнь деревенских подростков во время Великой Отечественной войны. Их проект получил название “Детство, опаленное войной”.
“ … детьми войны признаны дети,
родившиеся
с 3 сентября 1927 года по 2 сентября 1945 года…”
Официальный сайт Правительства Вологодской
области
Взрослая жизнь
Как проходило военное детство? И почему об этом так мало говорят? Накануне 65-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне дети войны – почти единственные, кто остался в живых. Практически ни у кого из них нет наград за войну, нет никаких льгот, кроме небольшой добавки к пенсии в размере 500–600 рублей. А разве о них много пишут в газетах? Нет. Да они и сами не любят рассказывать о тех временах. Трудно, очень трудно бывает вызвать на откровенность сегодняшних бабушек и дедушек, переживших войну детьми. Но наш общий долг – собрать материал (пока еще это возможно) и сохранить живую память о годах Великой Отечественной.
553 человека ушли на фронт из села Нижне-Кулое, затерявшегося в глухих вологодских лесах. У каждого из них дома осталось по двое, трое, четверо, а то и пятеро детей. Вернулись из них лишь 290. Скольких детей война оставила сиротами!
В отсутствие мужчин в деревне остались только женщины, старики и дети. На их плечи легла непомерная ноша – ежедневный, тяжелый труд во имя Победы. Женщинам пришлось взвалить на свои плечи двойную ношу, выполняя всю мужскую работу. Подростки были их верными помощниками.
Жизнь в деревне имеет свои особенности. Главная из них та, что работа не прекращается ни в одно из времен года. Во время войны детям приходилось помогать взрослым на животноводческих фермах, на заготовке кормов и дров. В то время в колхозах наряду с коровами разводили овец, и дети ухаживали за ними. Зимой ребята ходили на ферму, убирали навоз, чистили животных, а летом заготовляли веники из веток березы, осины, ивы. Сена давали очень мало, и веточный корм был очень хорош для овец. Также ухаживали и за телятами.
Детей войны ждала не только ежедневная работа. Нужно было продолжать учиться. Многие из них окончили только три–четыре класса. Но им нравилось учиться, несмотря на голод, холод. В классах не было электричества, керосина тоже. Так что по возможности в лампах жгли скипидар, а когда и его не было, сколько могли, сидели с лучиной. Писали, на чём могли, ни о каких тетрадях и речи не было. Но дети – они во все времена остаются детьми. Поэтому были, пусть и небольшие, но радости. Школьники любили выступать, вечерами бегали на репетиции, разучивали новые танцы, стихи и песни.
Традицией в деревне было собирать подарки для бойцов: из овечьей шерсти вязали носки и рукавицы, шили кисеты, от семьи отрывали небольшие кусочки сахара и клали в посылочки. Все жили надеждой, что война закончится и наступит новая жизнь.
Азбука военного детства
Выносливость – как, наверное, никому другому это качество свойственно детям войны. На своих хрупких маленьких плечиках они вынесли тяготы и заботы, которые и взрослым не всегда были под силу.
А еще вера, которая сопровождала их повсюду. Они верили в сильных и мужественных защитников нашей Родины, в то, что война закончится, вернутся отцы и братья, еды будет вдоволь и наступит новая хорошая жизнь.
Голод был постоянным спутником всегда. По воспоминаниям ветеранов, клеверные шишки были в то время основной едой.
Доброта… Казалось бы, ну как в это жестокое время можно быть добрым? Но люди в деревне были добры друг к другу, всегда помогали, этому учили и детей. Общая беда объединила людей.
Желание помочь фронту, бойцам нашей армии было очень сильным. В школе устраивали соревнования, кто больше напишет писем, свяжет носков, кто красивее украсит кисеты… А еще было желание учиться.
Забота не только о самих себе, но и о животных, о соседях, об эвакуированных жителях Ленинграда стала неотъемлемой частью жизни людей.
Любовь к своей земле, к своей Родине, к своей семье и близким делала ребят сильными.
Мрак. В деревне сороковых света не было ни на улице, ни в домах. С приходом сумерек всё погружалось в беспросветную мглу… А в домах хорошо, если горели керосиновые лампы. Но это было роскошью, чаще использовалась лучина, а долго ли она горит?
Мечта есть у каждого ребенка. О чем мечтали дети войны? Конечно же, о том, чтобы проклятая война закончилась, и тогда наступит мир, будет светить яркое солнышко, и люди будут улыбаться. Они мечтали и о том, что с фронта вернутся их родные и в домах будут праздники. А еще они мечтали о том, что после войны наедятся досыта.
Ненависть к врагу давала детям силы. А как же иначе, если они не могли, но вставали на заре. Падали от усталости, но поднимались и дальше шли за лошадьми в поле во время пахоты. Утопали по пояс в снегу, но пилили толстые березы на дрова. Они верили, что своим трудом помогают бойцам Советской Армии. Ведь на фронте было во сто крат тяжелее.
Почтальон в военное время был вестником радости и беды. Вся деревня радовалась, если в какой-то дом почтальон принесет треугольничек с фронта. Жители сбегались отовсюду, и письмо читалось вслух, а затем долго обсуждали новости с фронта. Но порой почтальон приносил другие “форменные” синие письма, и тогда на всю деревню был слышен плач – в дом пришла страшная беда…
Работа от зари до зари сопровождала детей войны. Да и что было делать, если в деревне остались только женщины, старики и дети.
Радио было почти единственным средством общения с внешним миром. Его слушали и стар и млад. Конечно, больше всего интересовали сообщения с фронта. Дети войны… Они учились считать по сводкам Информбюро…
А для многих маленьких детей, когда мамы и старшие братья и сестры уходили на работу, оставляя их одних, радио было единственным “развлечением”.
Холод. Почему дети войны до сих пор мерзнут? Да потому что, по их собственным воспоминаниям, “кроме голода всех нас прижимал мороз, лютая стужа. Одежда была плохая, валенки тоже изнашивались, а починить их было некому…”
Дефицит сочувствия
На сегодняшний день детей войны в селе осталось 89 человек. Им уже за 70–80 лет. Во время войны они работали наравне со взрослыми, а теперь за этот труд ничего не получают. В лихие годы войны они заменили взрослых, но победившее государство не балует их вниманием. Только накануне 65-й годовщины Победы 9 Мая 1945 года вспомнили, что есть у нас, оказывается, такая категория людей, как “дети войны”, но до сих пор до конца не ясно, кого отнести к детям войны, кого – к труженикам тыла… Одни накануне юбилея Победы получат юбилейные медали, другие – опять ничего.
Для сравнения стоит упомянуть, что на Украине есть закон “О социальной защите детей войны” (2004 год). Согласно принятому документу, ребенком войны считается лицо, являющееся гражданином Украины, которому на момент окончания второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было меньше 18 лет.
Дети войны имеют право на следующие виды льгот:
– право на преимущественное сохранение работы при сокращении численности или штата работников;
– использование очередного отпуска в удобное для них время; получение дополнительного отпуска без сохранения зарплаты сроком до двух недель в год;
– оплату больничного листа по временной нетрудоспособности в размере 100% средней зарплаты независимо от стажа работы;
– первоочередной отвод земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества;
– бесплатный проезд на всех видах городского транспорта, автомобильном транспорте общего пользования в сельской местности, железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и автобусах пригородных маршрутов в пределах области по месту жительства;
– право на 25-процентную скидку при оплате пользования коммунальными услугами (газом, электроэнергией) в пределах средних норм потребления.
Детям войны пенсии, ежемесячное денежное содержание или государственная социальная помощь, выплачиваемая вместо пенсии, повышаются на 30% от минимальной пенсии по возрасту.
Но в России подобных условий для них нет. Так кто же ответит на немые укоры и слезы в глазах наших ветеранов – детей войны? Главное, что в силах современных школьников, хотя бы оказать им внимание, проявить интерес и сохранить как можно больше подробностей, воспоминаний, повествующих о военном детстве, и документов.