Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №8/2010

Идеи

Классный час

Татьяна Царяпина ,
МОУ СОШ № 2, г.Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО

На развилке дорог

Интерактивный проект

Принцип экспонирования, предложенный в данной статье, помогает созданию живого диалога между историческими свидетелями событий, документальными источниками и молодым поколением – теми, кому адресована выставка.

Сквозь время

В центре школьного музея – большое окно. Оно делит экспозиционное пространство на “военное прошлое” и “мирное настоящее”. Через окно посетители выставки видят мир в двух пограничных состояниях. В одной половине экспозиции – похоронные письма-извещения; строгие лица людей с военной выправкой на фотографиях треугольной формы, как фронтовые весточки-треуголки, на фоне “противотанковых ежей” составляют основу музейных витрин. В другой половине – фотографии ветеранов, постаревших и уставших от времени, но счастливых, в окружении любящих детей, внуков.

Перед посещением и после просмотра экспозиции ребятам предлагается анкета с вопросом “Что мы знаем о войне?”. Сравнивая ответы детей, можно сделать выводы об эффективности проведенной экскурсии. Тем, кто посещает выставку повторно, предлагаются новые анкеты: “Несколько вопросов о Великой Победе”, “Кодекс чести”, “Моя жизненная позиция”. Кроме того, проводится анализ результативности работы над проектом.

Включение в экскурсию большого количества интерактивных элементов – “Прочти, передай другому (памятка советскому солдату)”, “Письмо солдату Великой Отечественной”, “Расставь на карте основные сражения”, “Напиши, что ты думаешь…”, “Определись с выбором…”, “Солдатские частушки”, “Споемте, друзья” – позволяет вовлечь слушателей в диалог и никого не оставляет безучастным. Беседа обычно продолжается в кинозале после просмотра фильмов о войне.

На выставке представлен календарь событий, желающие могут выбрать мероприятие и принять в нем участие: например, фестиваль солдатской песни, уроки мужества, встречи с участниками боевых действий, просмотр кинофильма с последующим обсуждением, театрализованные литературно-музыкальные постановки, мастер-классы по изготовлению сувениров.

Творческая зона выставки дает возможность выразить свои чувства от увиденного с помощью образов. Художники, работающие с детьми, помогают им сделать памятный сувенир.

Рубцы войны

Коммуникативной площадкой музейного проекта стала выставка “Это было не со мной… Я за это в ответе”, построенная на оригинальной идее И.Э. Зисман и Л.Г. Чуфистовой. Она рассказывает не о выдающихся командирах и полководцах, а о рядовых солдатах, простых людях с передовой. Выставка носит ассоциативно-интерактивный характер.

Экспозиция разбита на отдельные тематические сектора, посвященные самым важным событиям Великой Отечественной войны. Каждый из них завершается интерактивным разделом, включающим задания для школьников.

Начало Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г.)

Текст описывает подвиг, совершенный в первые дни войны:

“Утром 22 июня после жестокого боя в западноукраинский городок Сокаль ворвались фашисты. С оглушительным грохотом танк приближался к разрушенному зданию пограничной комендатуры, в подвале которого были укрыты женщины и дети. И вот навстречу бронированному чудовищу выбежал объятый пламенем человек, сорвав с себя смоченный бензином халат, кинул его на решетку моторного люка. А сам пылающим факелом бросился под танк. Раздался взрыв. Гитлеровцы повернули назад. Это произошло около девяти часов утра 22 июня”.

• Напиши, что для тебя подвиг?

• Как бы ты поступил в данной ситуации?

Песни Великой Отечественной войны

Песня – это своеобразная биография солдат. В текстах – любовь к жене, к матери, рано поседевшей от страха за сына, к старику-отцу, воспоминания о родном доме, дружеские подначки земляков, которые – косая сажень в плечах – а еще не нюхали пороха. И неброский, целомудренно скрываемый, прочитываемый как бы между строк патриотизм.

Куда бы ни занесла солдата судьба, как бы ни было трудно, его душу согреет песня, поможет в ратном труде, скрасит будни.

• Назови самые известные песни времен Великой Отечественной.

• В чём сила настоящей солдатской песни, непридуманной, выстраданной?

Материалы школьного музея можно оцифровать или снять на видео, создав таким образом экспозицию не только в стенах школы, но и в Интернете. Тогда идеи и находки создателей музея станут известны и в других регионах.

TopList