Разное
От редакции
Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Классное руководство»
главный редактор газеты «Классное руководство»
То ли гроза, то ли эхо…
“Какой интересный прием продемонстрировала коллега на открытом классном часе! – воскликнула одна из участниц методического объединения в одном из регионов России. – Так можно работать даже на уроке!” Все вокруг согласно закивали: бесспорно, этот метод годится для использования и в учебном процессе.
Мне же всегда казалось, что работа классного руководителя гораздо сложнее, чем преподавание любого школьного предмета. Завязалась небольшая дискуссия. Молодые педагоги говорили, что чувствуют себя во время классных часов как рыба в воде. Те, кто поопытнее, задумались.
– Пожалуй, классный час провести труднее, чем урок. Потому что урок нравственности всегда труднее, чем урок знаний.
– На уроке есть тема, и ты четко понимаешь: к концу занятия дети должны ее усвоить, для этого учителю достаточно держать дисциплину и использовать ряд приемов. На классном часе никогда не известно, что произойдет, потому что это общение, поиск смыслов. Во время классного часа главное, чтобы каждый имел возможность (и захотел!) высказать свое личное мнение. Их нельзя делить на правильные и неправильные, как ответы на уроке. На то они и мнения, чтобы быть разными…
– Сделать так, чтобы ребята позволили себе высказать собственные мнения, дорогого стоит. Но главное даже не это: важно с уважением отнестись к их точке зрения и начать с ней работать. Однажды я проводила классный час и поставила перед классом нравственную задачу. Мне решение казалось очевидным, а ребята предложили вариант, совершенно неприемлемый для меня. Я решила, что не буду настаивать на своем, а просто покажу груз ответственности, который ляжет на их плечи, если они выберут свой вариант. Был очень интересный и поучительный разговор – и для меня в том числе.
Сложное это дело – воспитание. За него не поставишь отметку ни своим ученикам, ни себе. Но от того, что именно вкладывают в это слово взрослые, работающие с детьми, зависит слишком многое. И какие бы требования к многоплановости воспитания ни предъявляли проверяющие, как бы ни пытались разделить его на патриотическое, нравственное (даже произносить все разделы страшно) и какое-то другое, воспитание едино. Потому что в этом процессе всё – важное, всё – главное. Каждый взгляд, каждое слово, даже каждое мгновение молчания.
Сегодня Россия, как и весь цивилизованный мир, готовится к празднованию 65-й годовщины окончания Второй мировой войны. Думают о том, как отдать дань памяти, и в каждой школе, в каждом классе.
На уроках истории им расскажут о победах и поражениях, об ошибках и мудрых решениях политиков и военачальников.
Но гораздо ценнее не то, что узнают ребята за эти дни, а то, что они почувствуют и поймут: о себе, о других, о жизни и смерти.
Размышляя, как встретить с ребятами этот праздник, классному руководителю особенно важно не ошибиться.
В прошлом году мы опубликовали стихи погибших фронтовиков, а потом пришло письмо. Классная руководительница дала почитать эти стихи своим ребятам-старшеклассникам; каждый юноша выбрал одно стихотворение, выучил и… на перемене читал его вслух, прямо в школьном коридоре – стоя на обычном стуле. Так решили сами ребята: не митинг проводить, не “монтаж” делать – читать стихи почти таких же юных, как они, солдат, не обращая внимания ни на шум, ни на отсутствие аудитории, ни на кого… Наверное, что-то очень важное, а может, главное произошло в тот момент с этими современными мальчишками…
Можно ставить спектакли, петь песни, читать стихи.
Можно создать во всю длину школьного коридора “реку Великой Отечественной войны”, которая насытится не водой, а событиями из жизни семей всех учеников и учителей школы: каждый сможет разместить там небольшой рассказ о своих дедах и прадедах – в фото, текстах, вещах, – а когда река насытится экспонатами, проводить по ней экскурсии или просто “плыть по течению” и, вспоминая, думать…
Можно поздравлять ветеранов или тех, чье детство пришлось на военные годы; можно кому-то из них помочь.
Но главное не в том, что будет сделано вместе с ребятами в эти дни. Гораздо важнее то, что останется в душе каждого ребенка. Захочется ли ему потом, когда окончатся торжества, помочь старику перейти дорогу; не смеяться над слабым, но защитить его; не следовать требованиям беснующейся толпы…
Ведь уроки прошедшей войны осмысливает каждый – всю жизнь. Если в детстве его этому кто-то научил…