Класс-info
Родительское собрание
Наталья Коткова ,
учитель английского и немецкого языков, МОУ «Тагайская СОШ», с. Тагай, Ульяновская обл.
учитель английского и немецкого языков, МОУ «Тагайская СОШ», с. Тагай, Ульяновская обл.
Предупрежден – значит вооружен
Опасности и заблуждения
Выпускник с аттестатом о среднем образовании – словно былинный витязь на распутье, перед которым не три дороги, а значительно больше, но перед глазами нет придорожного камня, где было бы четко написано, какие испытания ждут на каждой из них. Классный руководитель может предупредить и самого ученика, и его родителей о типичных ошибках, связанных с выбором профессии.
Проблема выбора
Профессиональное самоопределение – важнейшая часть жизни старшеклассника. Именно в этом возрасте происходит координация того, каким видит себя в настоящем и будущем подросток, каким его видят окружающие и каким он сам хотел бы быть.
Явный путь не обязательно верный. Пятерки по математике не всегда свидетельствуют о наличии таланта бухгалтера. Бывает, что отличник по химии вдруг заявляет, что хочет поступать на факультет философии. Родители принимают это решение за протест, сопротивляются выбору, даже запрещают.
На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень заработной платы и т.д. Однако могут оказать решающее влияние и другие обстоятельства – советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой, и т.п.
Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе старшеклассником профессии. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, однако каждый человек имеет право стремиться к собственным целям и удовлетворять свои желания.
Многие родители видят в своих детях больше недостатков, чем достоинств, считают, что им не хватает трудолюбия, упорства, целеустремленности, уверенности в своих силах. Но вместо того, чтобы упрекать ребенка, родителям стоит поддержать его. Постоянные обвинения и наказания лишь способствуют занижению самооценки.
По статистике, у подростков, которые имеют четкую позицию по поводу профессионального самоопределения, взгляды на будущее совпадают с родительскими. Это те семьи, в которых родители поддерживают своих детей, считаются с их мнением, гордятся их личностными и деловыми качествами.
Немало разочарований возникает в результате недостаточной осведомленности старшеклассников о требованиях, предъявляемых к той или иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимается порой молодым человеком как жизненная катастрофа. Возникает комплекс неполноценности, неудачник теряет уважение к себе, чувствует себя несостоявшейся личностью.
В стремлении к получению высшего образования есть и утилитарный подход. Люди с высшим образованием обладают определенными преимуществами в смысле общественного престижа, выдвижения на руководящую работу, приобретения жизненных благ и т.п. Поэтому часть молодых людей стремится в вуз не для того, чтобы овладеть системой знаний, а для того, чтобы хотя бы формально приобрести высшее образование.
Принятие решения
Существует поговорка: “Человек счастлив, когда утром он с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой”. Очевидно, что работа в жизни человека занимает очень важное место. Именно поэтому необходимо вовлечь в процесс выбора родителей старшеклассников, предупредив их о возможных опасностях и характерных ошибках. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет, да и просто готовы прийти на помощь первыми. Недаром свыше 60% старшеклассников, по результатам анкетирования, говорят, что хотели бы обсудить свои планы по выбору профессии именно с родителями.
На родительском собрании в выпускном классе желательно заранее поставить, а затем и обсудить следующие вопросы:
– Кем хочет стать Ваш ребенок?
– Соответствует ли выбранная им профессия особенностям его темперамента?
– Какие интересы и склонности Вы отмечаете у своего ребенка?
– Что Вы делаете для развития профессиональных интересов у сына (дочери)?
– Чем Вы советуете ему заниматься после окончания школы (где учиться, где работать)?
– Согласен ли сын (дочь) с Вашим советом? А если не согласен, то в чем причины разногласий?
– Как Вы оцениваете возможность найти работу по профессии, которую мечтает получить Ваш ребенок?
Анализируя собственные ответы на эти вопросы, родители смогут лучше понять своего ребенка, помочь ему осуществить выбор, который его не разочарует.
Предварительно перед родительским собранием стоит провести анкетирование старшеклассников, взяв за основу, например, такой вариант опросника:
Анкета
1. Любишь ли ты трудиться? (Выбери ответ и подчеркни.)
а) Да;
б) нет.
2. Какой труд тебе больше нравится? (Выбери ответ и подчеркни.)
а) Умственный;
б) физический;
в) умственный и физический (оба).
3. Сколько времени в день у тебя занимает умственная работа?
4. Сколько времени в день у тебя уходит на физическую работу?
5. Назови, чем ты занимаешься, выполняя умственную работу.
6. Какие виды физического труда ты выполняешь:
а) ежедневно – …;
б) один–два раза в неделю – …;
в) иногда – … ?
7. Какие чувства ты испытываешь, когда трудишься умственно или физически? Когда ты занят трудом, что больше всего нравится?
8. Что ты испытываешь, когда ничем не занят?
9. Что побуждает тебя трудиться? (Выбери ответ и подчеркни.)
а) Интерес;
б) веление сердца и разума;
в) требование родителей;
г) любовь и уважение к родителям или другим взрослым людям;
д) материальная нужда;
е) что-то еще (напиши) ____________________
10. Какое общественное поручение ты выполняешь?
11. Что побуждает тебя заниматься общественной работой? (Выбери ответ и подчеркни.)
а) Интерес;
б) “давление” классного руководителя;
в) общественное мнение коллектива класса;
г) что-то еще (напиши) ___________________________________________________
12. Осознаешь ли ты важность выполняемой работы?
13. Знаешь ли ты, что должен делать согласно твоему общественному поручению?
Типичные ошибки
Анкетирование подростков нередко показывает, что даже в выпускном классе совсем не многие знают, куда именно они будут поступать и какие предметы им нужно сдавать при поступлении. Из этого следует, что серьезный выбор для большинства остается лишь мечтой – школьники не верят в себя, сомневаются, окончательно не выбрали свой дальнейший путь.
Важнейшая задача взрослых – помочь ребенку разобраться в собственных профессиональных интересах и склонностях, в сильных и слабых сторонах своей личности. На стадии выбора подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей – это помогает ему обрести уверенность в себе. Оказывая помощь подростку в выборе профессии, важно помочь ему избежать наиболее распространенных ошибок. Знание оградит молодых людей от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую профессию.
Выбор профессии “за компанию”
Часто молодые люди, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
Выбор престижной профессии
В данный момент престижными считаются профессии юриста, менеджера, экономиста, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (эрудиция, коммуникабельность, высокая работоспособность).
Отождествление учебного предмета с профессией
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
Несоответствие здоровья и условий труда по избранной профессии
Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условий, в которых придется работать, – иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояние здоровья. Ряд профессий предъявляет очень жесткие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских противопоказаний (например, хорошее зрение должно быть у водителя, повара, кондитера).
Устаревшее представление о характере труда и возможностях профессии
Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
Помощь в самопознании могут оказать психолог, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
Выбор профессии под давлением родителей
Очень часто родители сами совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:
– нередко родственники активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни им не удалось осуществить самим, то есть через ребенка они пытаются реализовать свою собственную мечту;
– часто родительские советы можно объединить под рубрикой “полезно для семейной жизни”: “Будь врачом, нас и себя лечить будешь”, “Становись поваром – хоть готовить научишься” и т.д.;
– еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и высокооплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.
Важно, чтобы молодые люди понимали, что желаемый ими уровень образования может быть достигнут и ступенчатым путем: ПТУ – колледж – вуз; работа и заочная форма обучения. Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Важно помогать, но не заставлять.
Коротко формула удачного выбора выражается тремя словами: “нужно”, “хочу”, “смогу”. Осознав, чего он хочет и что умеет, подросток должен сделать выбор. Когда цель поставлена, нужно наметить шаги к ее решению и начать их осуществлять.
Коллажи Т.Белоножкиной