Сценарии
Классный час
Ангелина Жилянина ,
г.Кинешма, Ивановская обл.
г.Кинешма, Ивановская обл.
Друг или враг
Занятие по противопожарной безопасности
30 апреля – День пожарной охраны. Групповая работа и поисковая деятельность по подбору материала к тематическому классному часу помогут школьникам разобраться в полезности и опасности огня в современной жизни.
Задачи:
• выявить уровень знаний и умений школьников по безопасности жизнедеятельности в условиях пожара;
• привить навыки обращения с газовыми и электрическими предметами быта;
• научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях.
Оборудование: плакаты с иллюстративным материалом.
Предварительная подготовка: школьники заранее делятся на три группы для выполнения домашнего задания – описания правил обращения с предметами быта и действия в пожарных ситуациях.
Введение в тему
В начале занятия учитель предлагает школьникам отгадать загадку:
Отец горяч и красен, бывает он опасен.
Накормишь – живет, напоишь – умрет.
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов – а кусает.
(Огонь)
Учитель открывает на доске первое слово в теме классного часа – “Огонь”.
Учитель. Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Каких?
Школьники перечисляют полезные функции огня: обогревает, освещает, помогает в приготовлении пищи. Все сказанное детьми обобщается в стихотворных строчках.
Учитель
Нам без доброго огня обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами: гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен. И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печет.
Учитель открывает на доске второе слово в теме классного часа – “друг”.
Учитель. Но всегда ли огонь так полезен и безобиден?
Школьники говорят об опасности обращения с огнем и возможности возникновения пожара. Учитель открывает на доске третье и четвертое слова в теме классного часа – “или враг”.
Домашнее задание
Основную часть классного часа можно предварить кратким вступительным словом учителя или докладом ученика о том, что же такое пожар и почему он возникает (см. Приложение).
Учитель. Чаще всего дома вызывают пожары газовые плиты, телевизоры и утюги. Чем же опасна газовая плита? Об этом готовили свое домашнее задание ребята из первой группы. Послушаем их.
Ученики из первой группы рассказывают об опасностях обращения с газовой плитой.
Основные моменты:
• газ взрывоопасен;
• пользоваться газом можно, когда комната проветривается;
• запрещается использовать газ для обогрева;
• при зажигании газа надо сначала поднести горящую спичку к горелке, а потом открыть кран;
• при запахе газа нужно звонить в газовую службу – телефон: “04”.
Учитель. Давайте обобщим все, что рассказали ребята из первой группы. Запомните 4 важных “не”, связанных с проблемой обращения с одним из самых опасных предметов домашнего быта – газовой плитой.
На доску вывешивается плакат с правилами. Учитель читает их:
• не ремонтируйте газовые приборы самостоятельно;
• не привязывайте к газовым трубам бельевые веревки;
• не исправляйте сами дефекты газопроводных труб;
• не оставляйте без присмотра работающие газовые приборы.
Учитель. А что делать, если в доме загорелся телевизор? Слово предоставляется учащимся из второй группы.
Ученики из второй группы рассказывают о правилах поведения в случае возгорания телевизора.
Основные моменты:
• телевизор надо сразу отключить от сети;
• на него нужно набросить плотную ткань или одеяло;
• тушить огонь водой следует через верхнее отверстие задней стенки телевизора;
• вызвать пожарную службу по телефону “01”.
Все сказанное второй группой обобщается и дополняется.
Учитель. А как вести себя, если загорелся утюг? Об этом нам расскажут ребята из третьей группы.
Ученики из третьей группы рассказывают о правилах поведения в случае возгорания утюга.
Основные моменты:
• отключить утюг от электричества (лучше делать это в резиновой перчатке);
• набросить на него плотную ткань;
• залить огонь водой.
• вызвать пожарную службу по телефону “01”.
Все сказанное третьей группой обобщается и дополняется.
Вопросы и ответы
Для закрепления пройденного материала и знакомства с новой информацией школьники работают в группах. Учитель предлагает им на рассмотрение ряд вопросов. Группы готовят ответы и выступают по очереди, дополняя друг друга. На подготовку каждого вопроса отводится определенное время.
Вопросы:
• Каковы пути эвакуации в случае пожара из актового зала? из кабинета на третьем этаже школы? (Необходимо выйти на улицу через специальный выход в соответствии с планом школы, который ученик должен описать.)
• Что нужно сделать, если человек оказался в зоне пожара и на нем загорелась одежда? Объясните ваши действия и скажите, на чем они основаны. (Если горит небольшой участок одежды, ее срывают и гасят вдали от легковоспламеняющихся предметов. Когда пламя охватывает большую часть одежды, прежде всего нужно принять горизонтальное положение, чтобы огонь не распространялся к голове, а затем тушить водой, снегом, песком, жидкой грязью, огнегасительным порошком, пенным огнетушителем. Пострадавший должен при этом закрыть глаза. Бегать в горящей одежде нельзя, так как пламя от этого только усиливается.)
• Как оказать первую помощь человеку, получившему термический ожог? (Различают четыре степени ожога. Доврачебную помощь оказывают только при первой степени. Для обеззараживания и уменьшения боли нужно обработать место ожога смоченной спиртом чистой мягкой тканью. Затем на пораженное место можно наложить повязку с фурацилином. Ожоги иных степеней не обрабатывают – их лишь защищают сухой стерильной повязкой.)
• Назовите правила поведения на природе, предупреждающие возникновение пожара. (Костер следует раскладывать лишь на специально отведенных для этого местах; если их нет, то выбирать старое кострище или вытоптанное место. Для нового кострища надо снять слой дернины и сохранить его, а уходя, тщательно уложить на прежнее место. Не следует разводить большой костер. Особенно осторожно нужно разжигать костер в засушливое время, а в жару следует вообще отказаться от него. Не бросать зажженные спички, не оставлять непотушенные костры, а также различный мусор – обыкновенная бутылка, брошенная жарким летом туристами, не только захламляет лес, но и может стать причиной лесного пожара, подобно линзе, способной сфокусировать солнечные лучи.)
• Перечислите все возможные средства тушения пожара. (Вода, пена, углекислый газ, снег, земля, песок и другие негорючие материалы. Эффективным средством является сода. Она разлагается при повышенной температуре, при этом поглощается тепло и выделяется углекислый газ, обволакивающий горящий предмет. Кроме того, применяют накидки из огнезащитной ткани или тяжелые покрывала. И, конечно же, огнетушители.)
Подведение итогов
Учитель. Об огне, его свойствах и причинах возникновения сегодня было сказано много. В конце занятия хочу вам задать вопрос, который послужил темой нашего занятия: все-таки огонь – это наш друг или враг?
Ребята делятся своими соображениями. В заключение классного часа учитель просит школьников написать на листах бумаги, что из пройденного материала запомнилось им как наиболее важное, и сформулировать основные правила поведения при пожаре.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пожар – это неконтролируемый, быстро протекающий при высокой температуре химический процесс, сопровождающийся выделением большого количества теплоты, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни людей.
Горючие вещества обычно находятся в соприкосновении с воздухом. Поэтому достаточно наличия источника зажигания, чтобы возник пожар. Источником зажигания или пожара могут быть печь или плита, оставленные без надзора, неотключенные электроприборы, брошенная горящая спичка, непотушенный окурок и др. Но пожар может быть вызван и самовозгоранием некоторых материалов, которые медленно окисляются, выделяя при этом теплоту и постепенно разогреваясь. Например, сложенные в кучу после обтирания машин промасленные тряпки – это потенциальный источник самовоспламенения и возникновения пожара.
Большой вред наносят пожары лесам. Они возникают в результате непотушенных костров, грозовых разрядов. Пожары приводят к гибели птиц, млекопитающих, ценных пород древесины и всего живого. А ведь лес играет решающую роль в поддержании кислорода в атмосфере. Леса всего мира ежегодно высвобождают 55,5 млн тонн кислорода, обеспечивая всему живому возможность дышать.
Чаще всего пожар является следствием несоблюдения мер предосторожности при работе с огнем и нарушения правил противопожарной безопасности.