Сценарии
Классный час
Наталья Панкратова ,
МОУ Гимназия № 1, г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
МОУ Гимназия № 1, г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Школа без агрессии
Занятие для учащихся 5–7-х классов
К сожалению, современный мир не лишен ожесточения, зависти, нетерпимости людей друг к другу. Разговор о причинах и истоках агрессии, а также способах ее преодоления – важное звено в воспитании у детей внимательного, доброжелательного отношения к окружающим, умения сотрудничать и искать компромиссы.
Задачи:
• развить личностную и групповую активность;
• способствовать осознанию проблемы агрессии в школе;
• снизить уровень агрессивности, повысить терпимость друг к другу через совместные виды деятельности.
Мотивация
Все участники делятся на три группы. Учитель задает ситуацию-провокацию. Он приглашает к доске троих человек (по одному из каждой группы), чтобы начать работу. Им дается задание быстро и красиво нарисовать здание. Ученики начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что ученики допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учеников и выдвигает все новые и новые претензии: например, здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современной, обязательно должны быть балконы, а почему не идет дым из трубы, почему трубы и вовсе нет? Затем учитель дает возможность закончить рисунок, после чего сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
Учитель. Какие чувства вы испытываете после выполнения задания? Почему?
Школьники после выполнения данного задания, как правило, очень рассержены – это они и выражают.
Учитель. Что произошло в данной ситуации? Почему рисунки не получились?
В ходе беседы школьники вместе с учителем приходят к выводу, что причиной агрессии учеников на сложившуюся ситуацию стало непонимание: им не объяснили, что конкретно нужно делать.
Учитель. Что не было сделано до начала работы? Можно было избежать конфликта? Как?
Ученики приходят к выводу о необходимости оговаривать правила выполнения задания заранее.
Учитель. Действительно, результаты работы зависят от установленных правил. Рисунок не получился, потому что не договорились, что и как нужно рисовать. Сложилась конфликтная ситуация. А в конфликтных ситуациях их участники прибегают к различным формам защитного поведения, одной из которых является агрессия.
Объекты агрессии
Учитель. Кто у вас, школьников, чаще всего является объектом агрессии?
Школьники называют возможные объекты агрессии: одноклассников, сверстников, родителей, учителей.
Учитель. А какими должны быть все эти люди, чтобы не вызывать агрессии окружающих?
Ребята работают в группах. Каждой группе предлагается продолжить предложения:
• Мой учитель – это…
• Мой сверстник, одноклассник – это…
• Мои родители – это…
Все наработки школьников помещаются на доску.
Учитель. Итак, у нас появился некий идеал, к которому надо стремиться. Теперь попробуйте самостоятельно определить, что же такое школа без агрессии.
Группа письменно высказывает свое мнение, затем листы помещаются на доску – на символическое здание школы.
Памятка
Учитель. Люди живут, руководствуясь определенными правилами. Поэтому я предлагаю поработать вам над созданием памятки бесконфликтного поведения, т.е. сформулировать перечень правил, которые сделают человека не агрессивным, а приветливым, а общение с ним – приятным.
Каждая группа получает листок с началами формулировок, которые им предстоит закончить:
• Нельзя...
• Не говори о вещах, которые…
• Не давай обещаний, если…
• Не обсуждай…
• Не прерывай…
• Мальчики должны вести себя как…
• Девочки должны быть…
После обсуждения группы зачитывают листы-памятки. Учитель может предложить и свой вариант:
• Нельзя кричать, размахивать руками, показывать пальцем.
• Не говори о вещах, которые неприятны окружающим или могут их обидеть.
• Не давай обещаний, если не уверен, что сможешь их выполнить.
• Не обсуждай отсутствующих.
• Не прерывай речь собеседника.
• Мальчики должны вести себя как настоящие мужчины: помогать девочкам, пропускать их вперед, не обижать, защищать.
• Девочки должны быть опрятными, женственными.
Подведение итогов
Учитель. Так как вы думаете, возможно ли существование школы без агрессии? Что же для этого требуется от тех, кто в ней учится и работает?
Ученики высказываются, обобщая все, о чем говорилось на классном часе.