Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №7/2010

Идеи

От редакции

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Классное руководство»

Конкуренты или коллеги?

Мы привыкли к тому, что основной формой работы с родителями в российских школах является родительское собрание, и почему-то уверены, что их проводили всегда. Как же иначе донести до всех мам и пап информацию о том, что происходит в школе, об учебе детей и их поведении? Можно, конечно, работать с каждым родителем индивидуально, но на это уйдет масса времени, а его учителю катастрофически не хватает…

Сомневаюсь, что родительские собрания были обязательным атрибутом школы в девятнадцатом веке. Трудно представить себе дворян, собравшихся в классе и внимательно слушающих выступление педагога. Скорее всего, родительские собрания появились в постреволюционный период. Их основной задачей был ликбез и донесение до необразованных родителей важной, с точки зрения учителей, информации.

Сегодня родительские собрания старого образца не имеют никакого смысла. Всю информацию можно разместить на сайте школы (а иногда – на сайте класса) или разослать в виде SMS-сообщений или электронной почтой. Это гораздо надежнее, чем собрание, на которое приходят далеко не все: не так-то просто в наше время отпроситься с работы из-за сбора в школе.

Что же делать? Не встречаться с родителями вовсе?

Кто-то сделает именно такой вывод и встанет на довольно опасный путь: если взрослые, пытающиеся заниматься воспитанием ребенка дома (родители) и в школе (учителя), не будут уверены в поддержке друг друга, все их усилия могут быть совершенно бесполезными. Представьте себе, что произойдет с ребенком, в семье которого культивируется беспрекословное послушание, а в школе – свобода выбора (или наоборот): он неизбежно попадает в тиски противоречивых требований значимых взрослых. Оказаться в такой ситуации – врагу не пожелаешь.

К счастью, большинство педагогов не отказываются от работы с родителями, однако форму “родительское собрание” изменяют: проводят дискуссии, организуют совместную детско-взрослую деятельность, спортивные игры, проблемные семинары. При этом родители перестают находиться в позиции “обучаемых и информируемых”, они и учителя становятся единомышленниками. Если в работу с родителями вовлекаются и дети, у взрослых появляется шанс сделать своими единомышленниками и их.

Варианты могут быть самыми разнообразными. Самый простой и, соответственно, самый распространенный – проведение детско-взрослых соревнований вроде “Веселых стартов” или “Папа, мама, я…”. Веселые игры и конкурсы разрушают искусственно созданный барьер между взрослыми и детьми, между учителями и родителями; их общение становится более доверительным, а значит, действенным.

Кроме шуточных спортивных состязаний, в школах проводятся различные интеллектуальные конкурсы (“Знатоки”, “Брейн-ринг” и др.), в которых участвуют команды учителей, родителей и учеников. Можно приурочить конкурсы и соревнования к каким-нибудь праздникам и провести их как часть совместного действия, за которым следуют поздравления (именинников, например, или мам, или всех – с Новым годом) и чаепитие.

Отдельно стоит сказать о мероприятиях, идеи которых, скорее всего, учителя позаимствовали у психологов, проводящих тренинги на сплочение. Действительно, если учитель осознает, что без взаимопонимания с родителями учеников, без налаживания их отношений со своими стремительно растущими (но гораздо медленнее умнеющими!) детьми нельзя будет грамотно помочь детям в нужную минуту, почему бы не использовать и наработанные психологами методики?

Например, всем вместе построить “сладкий город” из печенья, сгущенки и других вкусностей. А потом съесть – естественно, тоже вместе. Как только мы опубликовали статью об этой методике (№ 18/2009), в редакцию стали приходить письма с различными вариациями этой идеи: вместе вяжут, строгают, вышивают, готовят еду… А потом – носят, дарят, продают, едят… Фантазия учителей поистине безмерна, как и фантазия родителей. Инициаторами подобных мероприятий далеко не всегда являются педагоги. Часто именно родители предлагают неформальные встречи, уговаривают классного руководителя встретиться с ними и с детьми во внеурочное время, в каникулы, потому что умные родители понимают: ребенок должен видеть, что сотрудничество и взаимопонимание гораздо эффективнее авторитаризма и борьбы за власть.

Придумать подобное мероприятие для детей, учителей и родителей нетрудно. Для начала стоит внимательно оглядеться и понять, что можно делать всем вместе, примерно на одном уровне – чтобы никто никого не винил в неудачах, чтобы взрослые и дети помогали и поддерживали друг друга.

TopList