Живые истории
Глазами учителей
Елена Ищук ,
г.Иваново
г.Иваново
Перекресток наших дорог
Центр школьной жизни
На лесной тропинке
Педагогическая деятельность для меня – это постоянный выбор между двумя полюсами: свободой и несвободой. Что такое свобода в воспитании? Как определить меру свободы и несвободы? Порой ответить на эти сложные вопросы помогают сами дети. Представляю вам самую правдивую историю создания свободной детской организации.
Детская общественная организация “Перекресток” была создана по инициативе самих учеников. Во время традиционного августовского похода мы говорили с детьми о том, что удалось, а что не удалось в прошедшем учебном году. Что нужно сделать в школе в новом учебном году? Поход – это своего рода свободная форма планирования. Идеи, высказанные в походе, становятся затем реальностью нашей школьной жизни.
Итак, во время похода и была высказана мысль о том, что формировать Совет старшеклассников нужно по-другому, чем было до сих пор. Необходимо дать возможность приходить в Совет каждому, кто хочет. Тут же началось обсуждение этой идеи, которое оказалось очень бурным.
– А если никто не захочет?
– А такая ситуация может возникнуть?
– А мы придем и с собой приведем друзей.
– А как же демократия?
– Демократия – это и есть возможность проявить себя в том, что тебе интересно.
– Зачем в Совет приходят люди, которые отбывают повинность?
– Я лично хочу заниматься общественной работой, я боюсь, вдруг меня не выберут. И не потому, что я плохая, просто есть еще желающие.
Для меня главным мотивом было огромное желание детей, которые проработали год в Совете старшеклассников, остаться в нем на следующий год.
Кто-то из продвинутых “стариков” сказал:
– Если не будет выборов в Совет старшеклассников, значит, у нас в школе не будет самоуправления?
– Будет. Но только заниматься этим самоуправлением мы будем добровольно.
– Давайте создадим добровольную организацию!
– У нас будет свой значок!
– Своя форма! Своя песня!
Осуществление замысла
Название пришло очень быстро. На перекрестке лестниц (дорог) школы вывешивалась газета Совета старшеклассников “Перекресток”. Там можно было узнать все новости. Мы выросли из Совета, поэтому решили взять это название. Решили, что постараемся стать нужными всем учащимся. Маша Борисова предложила переделать песню А.Макаревича “Перекресток семи дорог”, но затем все согласились, что оставим оригинал. Слова совпадали с нашими представлениями о реалиях, надеждах и перспективах жизни человека.
1 сентября 2003 года на линейке объявили о создании детской общественной организации “Перекресток”. У других участников школьного сообщества сразу появилось много вопросов.
Спрашивали ученики: “Можно приходить всем, кто хочет? И не важно, как я учусь?”
Спрашивали учителя: “И что вы будете делать с двоечниками и хулиганами? Не боитесь?”
Вспоминая эти вопросы, не перестаю удивляться детской мудрости. Если ученики пришли в то или иное объединение по своему желанию, то не встает вопрос дисциплины, не надо никого ничего заставлять делать. Все вопросы решаются сами собой. Мы учимся договариваться. И договор становится главным регулятором отношений.
Конечно, работать в такой форме нелегко. Добровольность приводит к тому, что состав организации достаточно подвижный. Дети приходят и уходят. Они имеют на это право. Единственное условие, которое им выдвинуто: нежелательно уходить в тот момент, когда проходит какое-либо дело и ты отвечаешь за определенный этап.
План работы тоже очень гибкий. Постоянно появляются новые идеи, которые хочется реализовать.
Время танцев
Иногда в “Перекресток” приходят дети с какой-то конкретной идеей, чтобы воплотить ее. Искренне радуюсь приходу каждого. Вместе думаем, как поддержать новенького.
В период проведения всевозможных танцевальных марафонов в “Перекресток” пришли девочки из 8-го класса с предложением создать группу. Они уже придумали название – “Show dance”. В первую минуту было желание сказать: “Хотите танцевать – танцуйте”. Возникло некоторое недоумение, замешательство. Но девчонки были настойчивы, объявили о наборе, договорились с руководителем спортивно-танцевального клуба, чтобы он помог в проведении первого занятия. О.Р. Смолин, руководитель клуба, был настолько удивлен одержимостью девчонок, что так и остался руководить этой группой на добровольных началах.
В городе был объявлен первый танцевальный марафон “Стартинейджер”. Девчонки сами нашли стилиста (им оказалась наша родительница – известный в Иванове модельер Т.Савосина). Постепенно эта группа объединила вокруг себя многих детей, которые обычно не участвовали в общественной жизни. Их интересовали дискотеки, поэтому они и ходили болеть за нашу группу. Во время подготовки ребята придумывали слоганы о группе, о школе, сами приходили в классы и привлекали к участию в марафоне. В число болельщиков стало входить всё больше и больше учителей. Так рождалось школьное братство. А объединили нас танцы.
Начались выступления на городских мероприятиях, потом поехали в детский дом. Затем решили проводить в классах динамические паузы для малышей, танцевальные конкурсы. Многие ребята пришли в “Перекресток” как болельщики группы “Show dance”, а оставшись, стали инициаторами интересных акций.
Стена гласности
Авторитет “Перекрестка” в школе возрос, количество участников перевалило за 60 человек. Я терялась, не знала, как организовать такую массу детей. Конкурсы заканчивались, и всё чаще вставал вопрос, как сделать так, чтобы в школе было хорошо не только вне уроков, но и на уроках. И учителя, и ученики на уроке ведут себя совсем по-другому. Дети настойчиво требовали, чтобы человеческие отношения были перенесены на урок. Не знаю, наверное, нам самим было бы трудно начать этот разговор с учителями.
Во время соловейчиковских чтений на тему “Как нам сегодня воспитывать детей?” А.Н. Тубельский предложил провести детско-взрослую экспертизу школьной жизни. Так в октябре 2005 года к нам приехала группа учителей и учащихся школы № 734 г. Москвы. Решение об участии в экспертизе труднее далось учителям.
В экспертизе согласились участвовать 15 учителей и 60 учащихся. Было сложно, но экспертиза помогла выявить проблемы школы, а главное – принять демократические ценности в организации школьной жизни. Педагоги и ученики вместе обсуждали критерии демократического урока, проекты по развитию школы. На педсовете учителя и учащиеся вместе рассказывали о результатах экспертизы. Впереди предстояла трудная работа. Но главное было в том, что взрослые и дети увидели друг в друге единомышленников. Возникла ситуация, которая позволила нам открыто обсуждать сложные проблемы:
– Всегда ли прав учитель?
– Что делать с учеником, который мешает всем?
– Чем детям заняться после уроков или как учесть интересы всех?
Важно, чтобы обсуждение проблем, волнующих ребят, не ограничивалось только разговорами на заседаниях. В детской организации должен быть механизм быстрого реагирования на острые вопросы. Такую роль выполняет “Стена гласности”, на которой мы вывешиваем плакаты, где обозначаем проблемы, проводим опросы, встречаемся с администрацией, членами Управляющего совета, инициируем открытое обсуждение сложных вопросов на конференциях.
Разные судьбы
“Перекресток” позволяет не только решать проблемы, связанные с организацией школьной жизни, но и, в первую очередь, поддержать конкретного ребенка. Дороги приводили к нам разных детей. Вспоминается несколько историй.
Саша Березин – подросток, которого не принял коллектив класса. Его приход удивил и некоторых ребят из “Перекрестка”, как ни странно, даже тех, кто когда-то выступал за добровольность в организации. Голос Кати Сабуровой снял все вопросы: “С нами может быть каждый, кто хочет”.
Почти три года Саша просидел у самой двери: сколько ни звали его сесть поближе, он оставался на своем месте. Участвовал во всех делах, выполнял все просьбы. Но инициативы не проявлял.
Однако Александр удивил нас, когда, будучи уже выпускником, пришел на заседание с гитарой. Он торжественно объявил, что учится играть на гитаре. Первой песней, которую он исполнил, была наша – “Перекресток”.
Руслан Ким совершал такие поступки, что было принято решение о его переводе на индивидуальный план обучения. Ради него не раз собирались комиссии управления образования. Каждый его приход в школу оповещала кнопка пожарной сигнализации (он ее нажимал).
Однажды подошел ко мне и заявил: “А если я приду на “Перекресток”, что, и меня пустите?” – “Приходи, будем рады”, – не задумываясь, ответила я.
Думала, что пошутил. А он пришел в то время, когда обсуждали программу концерта на День учителя. “А может, я станцую для учителей?” – спросил Руслан. Так в программе впервые появилось имя Руслана. С тех пор он не только стал неизменным участником концертов, но и прижился в “Перекрестке”. На концерты приводил всю команду из группы “Брейк-данс”.
На следующий учебный год Руслан снова стал учиться в своем классе. Сегодня он – студент автотранспортного колледжа, занимается не только брейк-дансом, но и тяжелой атлетикой. О нем пишут ивановские газеты, как об успешном спортсмене и человеке.
Отличница Лена Готовкина как-то во время рефлексии, отвечая на вопрос: “Что дал мне “Перекресток?”, сказала, что хотела отметить то, чего “Перекресток” не дал. Пришла она в “Перекресток” в надежде научиться играть на гитаре, но мечта довольно долго так и оставалась мечтой.
Оказалось, что таких детей несколько. Я договорилась с чудесной девушкой из Детско-юношеского центра. Она согласилась по субботам заниматься гитарой. К концу учебного года из 5 добровольцев осталась одна Лена. На “Последнем звонке” Лена сама исполняла песни под гитару.
Во время детско-взрослой экспертизы, когда выявляли проблемы школьного уклада, Сережа и Саша очень резко высказались о “Перекрестке”: “Куда ни глянь, везде “Перекресток”, а если мы хотим организовать что-то самостоятельно, мы имеем такую возможность в нашей школе?”. Мальчики стали авторами проекта создания центра школьной инициативы. Центр был создан и вскоре стал действовать… на базе “Перекрестка”. Опять “Перекресток”? Так уж получается, что всё крутится вокруг нашей организации. Ребята были благодарны за предоставленную возможность.
Ситуация стала для меня уроком. Надо всегда помнить, что деятельность детской организации должна быть открытой. Пути, которые приводят детей в “Перекресток”, разные, и каждый имеет право находиться здесь только по этой причине. И хотя мотивы бывают очень личные, почти любой находит дело по душе.
Все в школе знают, что каждую среду в 14.00 состоится заседание “Перекрестка”, и каждый может прийти на это заседание. Для чего? Узнать новости, принять участие в подготовке школьного дела, реализовать свою идею, просто попить чаю, отдохнуть после уроков, пообщаться, познакомиться с новыми людьми, помочь кому-нибудь решить задачу по физике, посидеть и помолчать.
А еще для чего? Не знаю. Может, мы и не должны всего знать о наших детях. Но они должны быть уверены, что взрослые им рады, что они могут рассчитывать на нас, что нам интересно с ними, что мы вместе на перекрестке наших дорог.
Фото автора