Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №6/2010

Класс-info

Классный час

Татьяна Белоножкина

Перо Жар-Птицы

Народные промыслы

Рассказ о традиционных промыслах, дополненный иллюстрациями, может стать хорошей основой и для викторины, и для мероприятий, связанных с краеведением, культурой и историей нашей страны.

Уникальное наследство

Исстари в народе рассказывали о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Там в давние времена спасались от гонений старообрядцы. Построил мастер дом в лесу на берегу реки и начал красить посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали о них в Москве и послали за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет “золотой” посуды, а сам исчез...

А вот как волшебно преобразилось это предание: “Сказывают, поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда”.

Деревянная посуда с самых давних времен была у русского человека в большом почтении. А уж хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились по всей России и даже вывозились в страны Азии и Западной Европы. При этом хохломская посуда была сравнительно дешевой и прочной.

Как предполагают искусствоведы, искусство росписи деревянной посуды, скорее всего, зародилось в монастырях. В монастырских слободах работали иконники и мастера различных отраслей прикладного искусства: ложечники, ковшечники, токари, серебряники и другие умельцы. Деревянную монастырскую посуду разных форм и художественной отделки дарили как памятные образцы национального искусства иностранным гостям.

Истоки орнаментики хохломской росписи ярко-алой киновари, черного цвета и золота, со своими вьющимися ветками с гроздьями ягод в окружении трав можно найти в древнерусской декоративной культуре XV–XVI веков. Подобные сочетания встречаются во фресках и иконах, в оформлениях книг, обложки которых украшены узорами, похожими на хохломские. Среди тех, кто “хохлому писал”, были беглые иконописцы, укрывшиеся от религиозных гонений в лесах по рекам Узола и Керженец.

В Нижегородской области есть место, где искусству росписи хохломским узором учатся еще с пеленок и впитывают ее азы с молоком матери. Из поколения в поколение здесь передается уникальное наследство: умение легкими мазками кисти вызвать в воображении солнечный образ цветения природы. Место это называется Семёнов – городок, который в свое время собрал художников-самородков в промысловые артели.

В 1916 году при помощи нижегородского земства в Семёнове была открыта школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой организовали небольшую артель, переросшую впоследствии в крупное производственное объединение.

Красота на коленке

Первое, что бросается в глаза при посещении фабрики “Хохломская роспись”, – это то, в каких позах сидят художницы. Свои произведения они в буквальном смысле этого слова создают на коленках на низеньких табуретах. При такой посадке именно колено является опорой расписываемому предмету.

Хохломские мастера владеют особым приемом держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука. Тонкую кисть из хвоста белки ставят почти вертикально к поверхности предмета и “ведут” к себе, немного вращая в ту сторону, куда изгибается мазок. А вот на столе уже удобно располагают кисти, краски и палитру.

Расписывают масляными красками. Узоры наносят без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают орнамент, который никогда не повторяется в точности, каждый вариант – новая импровизация. Не должно быть ни одного неверного движения, иначе всё придется начинать заново.

В хохломской росписи сочетаются красный и черный цвета с золотом фона. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Золотистый фон является ведущим. В качестве красной краски используют киноварь, а черная – обычная сажа. Принято говорить, что классические хохломские вещи – это яростная борьба двух цветов: красного и черного. Красное и черное – жизнь и смерть, радость и печаль, пламя и уголь, свет и тьма… Их противоборство умягчено золотом. Именно золото примиряет и связывает два цвета. После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Раньше их ставили в жаркие русские печи, а сейчас больше используют электропечи.

Мерцающее золото, пламень киновари, таинственная глубина черного фона – это три составляющих удивительной техники росписи под названием хохлома.

Большое влияние на семёновскую роспись оказали иконописцы из старообрядческой среды, владевшие древним приемом “вызолачивания” изделий. Здесь распространился своеобразный способ превращения простых деревянных мисок в “золотые” без использования драгоценного металла. В XVII–XVIII веках иконописцы уже умели имитировать золочение, употребляя вместо золота серебряный порошок. Посеребренную поверхность дерева покрывали желтоватым льняным маслом (олифой) и закладывали изделия в печи, отчего она становилась похожей на золотую. Традиционная техника, усовершенствованная в наше время, основана на простом принципе: после завершающего этапа отделки изделия – “закалки” – под влиянием высокой температуры покрывающая его лаковая пленка приобретает медовый цвет, а ее сочетание с просвечивающимся металлизированным слоем дает золотистый эффект.

К краскам, используемым для росписи хохломских изделий, предъявляют повышенные требования, так как многие из них в процессе сушки и закалки могут выгорать от высокой температуры. Технологический этап превращения простого дерева в произведение искусства составляет ни много ни мало – 58 трудоемких дней.

История и современность

Хохломские росписи бесконечно разнообразны, но по приемам письма они разделяются на два основных вида: “верховое” письмо и роспись “под фон”. При технике “верхового” письма рисунок выводится по блестящей поверхности, а при росписи “под фон” фон закрашивается, а золотым остается сам узор. В росписях хохломы почти нет жанровых сценок; всё свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента.

Изготавливают хохломские изделия из древесины местных лиственных пород: липы, осины, березы. Для производства необходимо большое количество древесины, и семёновское предприятие арендует сотни гектаров леса, само ведет его заготовку и обработку. Технология производства такова, что древесина предварительно выдерживается на открытом воздухе не менее года, поэтому запасы одной только липы составляют несколько тысяч кубометров. Из просушенного дерева – тонкомерных “стульчиков”, распиленных на толстые плахи “кряжей”, – вытесывают болванки и “чураки”.

Белые неокрашенные чашки и миски называются просто – белье. Раньше их сначала просушивали, а затем покрывали жидким слоем глины, которая закрывала поры дерева. Это делалось для того, чтобы древесина не впитывала сырого льняного масла, которым обрабатывались изделия в дальнейшем. После того как они простоят в печи всю ночь, их тщательно покрывали олифой и снова просушивали. Эту операцию повторяли три–четыре раза.

И сейчас продолжатели дела мастеров поволжского промысла, наши современники, совершенствуют технологию подготовки и отделки хохломских изделий. Новые производственные разработки ведутся с помощью компьютерных программ. Но многое остается неизменным: например, один из самых ответственных процессов – покрытие изделия олифой. Для этого так же, как и в старину, берут натуральную, сваренную из льняного или конопляного масла олифу. Ее равномерно размазывают на руках и слегка потирают ими изделие так, как будто моют его.

Начиная с 1858 года изделия семёновских мастеров экспонировались на отечественных и зарубежных промышленных выставках. После всемирной выставки 1889 года в Париже экспорт хохломских изделий резко увеличился.

В наши дни при фабрике существует и музей Хохломы. С 1964 года на предприятии действует творческая лаборатория, создающая выставочные образцы. На заказ к юбилейным датам и праздникам семёновские мастера научились создавать новые формы бытовых вещей: комплекты посудных изделий для компота, ухи, салата, ягод, блинов и меда, наборы для кухни – подставки с полками, крупные декоративные изделия для украшения жилища, а также целые интерьеры с хохломской мебелью, пользующиеся огромным спросом за рубежом.

Сегодня хохлома по праву переживает второе рождение. Изделия раскупаются – пользуются заслуженной популярностью не только за границей, но и в России.

TopList