Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №6/2010

Сценарии

Классный час

Светлана Гагич ,
СОШ № 2, г.Моздок, Республика Северная Осетия–Алания

Быть волшебником

Игровое занятие для 1–5-х классов

Беседа со школьниками о значимых жизненных ценностях и положительных качествах характера в совокупности с творческими играми и инсценированием ситуаций способствуют решению проблем общения в коллективе, а также обогащению внутреннего мира каждого участника классного часа.

Задачи:

• помочь школьникам научиться лучше понимать других людей: одноклассников, друзей, окружающих;

• привить учащимся этические нормы поведения в обществе, общения друг с другом;

Введение в тему

Учитель произносит вступительное слово.

Учитель. Cегодня мы с вами попробуем стать волшебниками. А задумывался ли кто-нибудь из вас, как это можно сделать?

Ребята предлагают варианты.

Учитель. В произведениях какого литературного жанра вы встречаете больше всего волшебства, загадочности?

Школьники отвечают, называют сказки.

Учитель. Людей, которые творят волшебство, называют волшебниками. Почему в сказках волшебник – это очень частый персонаж? Что он делает?

Ученики высказывают свое мнение. Учитель подводит детей к мысли о том, что волшебники в сказках, как правило, помогают героям, совершают добрые поступки.

Учитель. Получается, что добро – это практически синоним волшебства. А значит, и мы с вами можем быть волшебниками, если будем развивать в себе хорошие качества и совершать добрые поступки. Народная мудрость гласит: “Доброта – это солнце”. Как вы понимаете это выражение?

Ученики отвечают, их ответы подводят всех присутствующих к следующему этапу занятия.

Волшебная палочка

На доске закреплен ватман с ярким рисунком солнца. На лучах солнца записаны следующие слова: теплота, внимание, забота, честность, взаимопомощь, взаимоуважение, любовь, трудолюбие.

Учитель. Я хочу предложить вам поиграть в игру “Волшебная палочка”. Я беру в руки волшебную палочку и посылаю кому-либо солнечный лучик с тем или иным качеством. А вы должны мне рассказать, какими вы станете, получив этот лучик, какие поступки будете совершать. Итак, начинаем.

В ходе упражнения семь–восемь учащихся получают солнечные лучики и комментируют, какими они должны стать после получения подарка от солнышка. Когда игра окончена, проводится ритуал взаимообогащения ценными качествами.

Учитель. Многие из вас только что получили от солнышка в подарок ценные качества. Теперь ваша задача – не только сохранить в себе это богатство, но и поделиться им с теми, кто рядом с вами. Пусть свершится настоящее волшебство! Я предлагаю всем нам закрыть глаза, взяться за руки и сказать про себя такие слова: “Дарю тебе то, что есть во мне хорошего, чем меня одарило солнышко”. Вы сразу почувствуете, как через тепло своих рук вы передаете друг другу всё хорошее, чем обладаете.

Волшебный свиток

Учитель. Ребята, давайте вместе с вами попробуем составить волшебный свиток. Для начала, пожалуйста, поясните, что такое свиток?

Школьники отвечают, учитель обобщает сказанное, объясняет, что такое свиток, если дети не знают.

Учитель. Итак, приступим. Первый учащийся получает лист бумаги, записывает на нем свою мечту, которую он хочет осуществить для себя, для близких людей, города, страны, заворачивает край листа и передает следующему учащемуся. Таким образом, лист бумаги должен обойти всех ребят. Только очень хорошо подумайте о том, что собираетесь написать: желание может быть только одно.

Дети пишут свои желания. По окончании упражнения свиток передается учителю.

Учитель. Когда-нибудь, некоторое время спустя, мы с вами встретимся и развернем наш свиток, который будет хранить эти желания, и, прочитав их, вы скажете мне, исполинились они или нет и как вы стремились к их осуществлению. А они обязательно должны исполниться, ведь свиток волшебный.

Волшебные слова

Учитель. Представьте такую ситуацию: Алина принесла в школу альбом с марками, чтобы показать подруге. Неожиданно Вова, ее сосед по парте, выхватил альбом из рук Алины и не отдает ей. Сейчас Алина попробует получить назад свой альбом несколькими способами.

Из всех присутствующих выбираются пары участников, которые несколько минут готовятся, а затем разыгрывают варианты развития ситуации.

Вариант 1

А: Отдай альбом, а то стукну!

В: Не отдам.

А: Отдай, а то хуже будет.

В: Не отдам.

А: Ну я тебе покажу! (Кидается с кулаками.)

Учитель обсуждает со школьниками ситуацию. Ученики высказывают свое мнение по поводу поведения Алины и предположения о том, удастся ли ей отобрать альбом и почему.

Вариант 2

А: Отдай, пожалуйста, альбом!

В: Не отдам, сначала сам посмотрю, а потом друзьям покажу.

А: Но я же волшебное слово произнесла!

В: Какое?

Ситуация вновь обсуждается. Ученики отмечают достойное поведение Алины, но некрасивое поведение Вовы, так как он взял альбом без разрешения.

Вариант 3

А: Тебе нравится мой альбом?

В: Да!

А: А ты хотел бы, чтобы я рассказала тебе о самых интересных марках?

В: Хотел бы, мне это тоже очень интересно!

А: Хочешь, мы вместе посмотрим марки, и ты покажешь мне, какие тебе особенно понравились и о каких ты хотел бы узнать побольше?

В: Конечно, хочу! Давай посмотрим твои марки! Ты так интересно о них говоришь!

А: А хочешь, я подарю тебе марки, которых у меня по две?

В: Конечно! Алина, какая ты добрая, как интересно с тобой общаться! Прости меня, пожалуйста, за мой поступок!

Ситуация обсуждается. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Вопросы:

• Как Алине удалось решить возникушую проблему?

• Какая из трех ситуаций вам кажется более близкой?

• А у вас хватило бы такта и терпения так красиво решить создавшуюся проблему?

Подведение итогов

Учитель. Послушайте стихотворение.

Сам учитель или один из детей читает стихотворные строки.

Чтец

Пошел я гулять,
И в саду по привычке
Я дернул девчонку
За обе косички.
На крик прибежала
Девчонкина мать,
Меня изловчилась
За ухо поймать...
Попробовать, что ли?
В сторонку куда-то
“Простите меня”, –
Я шепнул виновато.
“Ступай, – улыбнулась. –
Прощаю пока”.
И ухо мое отпустила рука.
“Простите”...
Ура! Убедился я снова,
Какое оно Волшебное слово!

Учитель. Ребята, будьте волшебниками – не забывайте про волшебные слова и добрые поступки. Посмотрите еще раз на символ нашего классного часа – Волшебное солнце. Пусть оно еще раз коснется всех вас своими лучами и поможет всем нам быть добрее и творить волшебство в нашем сложном мире.

TopList