Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №6/2010

Идеи

Родительское собрание

Сергей Алешин ,
МОУ «Технический лицей», г. Сыктывкар

С минуса на плюс

Творческий подход к общению

При работе классного руководителя с семьями учеников зачастую упускается самое важное – создание эмоционального комфорта во взаимодействии “родители – школа”.

Формы сотрудничества

Недопонимание между школой и родителями, конечно, существует, особенно если ребенок неуспешен. В этом случае начинаются выяснения и критика на родительских собраниях, звонки классного руководителя, жалобы чада на учителей. Родителям порой приходится унижаться, кривить душой, в общем, делать неприятные вещи. Создается отрицательный эмоциональный фон, и он порождает, с одной стороны, нежелание детей делиться со взрослыми своей жизнью, с другой – нежелание родителей этой жизнью интересоваться.

Есть известные закономерности психологии родителей, которые педагогу необходимо учитывать:

• родитель всегда будет на стороне своего ребенка, а не учителя;

• отношение родителя к учебному заведению и учителю зависит от успехов его ребенка.

Попробуем определить, чего прежде всего хотят родители от школы:

• эмоционального и душевного комфорта ребенка;

• сохранения его здоровья;

• успешного окончания школы и поступления в вуз.

Если родители участвовали в школьной жизни ребенка, у них будут общие позитивные воспоминания; они лучше узнают своих детей, станут уважать их принципы и ценности, будут лучше понимать их; возможно, предотвратят негативное влияние. В семье в таком случае поддерживается постоянное общение, интерес друг к другу.

Принципиальный момент воспитания: дети должны общаться с родителями, обсуждать свою жизнь, делиться впечатлениями! Но когда старшеклассников попросили ответить на вопрос, сколько времени в день они общаются с родителями, то результат был такой: в среднем девять минут в день. Некоторые подростки даже не знают, где работают родители.

Для того чтобы у детей и родителей было больше общих интересов, необходимо привлекать родителей к позитивной деятельности в школе. Заметьте, учителя всегда лучше помнят “двоечников” и их родителей, потому что чаще общаются с ними, и далеко не позитивно.

При этом важно научить самих родителей быть интересными и нужными своим детям и не отпугнуть их от школы.

Задачи классного руководителя

• Определить возможности родителей;

• определить среди родителей работоспособный, коммуникабельный актив;

• дать возможность родителям почувствовать свою необходимость;

• сообщать родителям о событиях в школе и классе, особо отмечая успехи детей;

• при обсуждении отрицательных результатов учитывать психологию родителей и детей;

• научить родителей быть друзьями своему ребенку;

• осуществлять преемственность – через общешкольные мероприятия, устойчивые традиции.

Направления совместной работы

Учебная – родители выступают как контролирующий орган, участвуют в создании рейтинга успешности, портфолио.

Профориентационнаяэкскурсии на места работы родителей, классные часы “Профессии наших родителей”.

Научно-исследовательская – привлечение рабочего, профессионального ресурса родителей.

Физкультурно-спортивная – совместные спортивно-оздоровительные походы.

Общественно полезная – трудовые десанты; семейная помощь малоимущим и детским домам; совместное участие в благотворительных акциях, например “Подарок солдату”; в благотворительных концертах.

Художественная – помощь родителей в оформлении атрибутов класса (флаг, уголок); помощь при участии в конкурсах, спектаклях и т.п. (декорации, костюмы).

Сценическая – выступления на сцене, участие в жюри детских конкурсов.

Свободное общение – выявление и поддержка общих интересов и дел, сплачивающих семьи в классе.

Приведу несколько примеров деятельности родителей в моем классе и Технологическом лицее:

• клуб “Имидж” (формирование вкуса, стиля, повышение самооценки, самореализация в творчестве, посещение профессиональных дизайнерских студий, парикмахерских, обувных салонов);

• цикл экскурсий “Профессии наших родителей”;

• классные часы по проблемам здоровьесбережения;

Дни открытых дверей;

• участие родителей в общешкольных и классных мероприятиях;

• создание фильмов, фоторассказов о классе и мероприятиях.

Семья на Последнем звонке

Желательно, чтобы каждое школьное мероприятие проходило с участием родителей. Вот пример их возможного выступления на “Последнем звонке”.

Обычно выпускникам на этом мероприятии хочется:

• быть красивыми;

• чем-то удивить родителей и знакомых (вальс);

• чтобы их вспоминали только добрым словом;

• чтобы было немного грустно;

• чтобы было интересно и неожиданно (например, выступление родителей с веселым, необычным номером).

Родители выходят в роли пионеров с речевкой

(говорят хором):

Раз-два-три, раз-два-три,
К вам родители пришли.
Как когда-то пионеры,
Быть хотим для вас примером.
Год за годом, час за часом
Мы за вас переживали.
Вместе с вами в класс за классом
Иногда переползали.

(Поют):

В небесах зари полоска появляется,
Снова утром наша детка просыпается,
Приготовим мы на завтрак кашу с маслицем,
Ведь ребенку шесть уроков в школе маяться…
Ночью весело учить теоремы, теоремы, теоремы.
И успеть за вас решить все примеры, все примеры, все примеры.

(Читают по очереди):

– Вы писали, вы писали,
Ваши пальчики устали.
– Чтобы вы не уставали,
Шоколад мы покупали.
– Приносили вы домой дневники,
Мы встречали, говорили: “Молодцы!”.
– Были строги педагоги,
Задавали вам уроки.
– Уму-разуму учили,
Чтоб вы в жизни не глупили.
– Появилась проблема у нас:
Как ребенок экзамены сдаст?

(Поют):

Вновь наступают бессонные ночи:
Школу окончат сыновья, дочи.
Близится время экзаменов,
Снова, родитель, будь к бою готов! (2 раза)
С дрожью в коленках, с нервическим смехом
Мы ожидаем ваших успехов.
Близится время экзаменов,
Снова, родитель, будь к бою готов! (2 раза)

(Снова читают, чередуясь):

– Дорогие учителя!
Хотим сказать мы вам спасибо
За то, что не жалели сил вы.
– За то, что душу отдавали,
За наших чад переживая.
– За ваши добрые дела
От нас, родителей, “Ура!”

Возможный ответ выпускников:

Какой прогноз на завтра, мы не знаем,
Надеемся, что ждет нас институт.
Лишь понимаем мы, что папе с мамой
Их дети спать спокойно не дадут.
И зазвенит звонок последний,
Подкатит к горлу горький ком,
Ведь год за годом наша школа
Была для нас спасительным зонтом. (2 раза)

Группа родителей выходит под песню “Как родная меня мать” в образе казачьего хора.

Как родная меня мать провожала,
Так и вся моя родня набежала.
“Ой, куда же ты, Ванёк, ой, куда ты,
Не ходил бы ты, Ванёк, во солдаты,
В нашей армии бойцы, чай, найдутся,
А вот вузы без тебя не обойдутся”.

(Говорят по очереди):

– Эх, пришло время жестокое, время лихое.
– Выросли сыновья и дочери, пора в поход отправляться.
– За знаниями великими, за дипломами красными, за профессией денежной!
– Тяжела она – дорога в вузы достойные.
– И чтобы шагалось вам легко и приятно, дарим мы вам хлеб да соль.
– Конечно, не семгой же вас кормить!
– А я вот пирожков напекла, скушайте… на Новый год!
– А у меня черный ящик, до 21 года не вскрывать!
– А я, дети, за безопасный… Твикс!
– Дарим вам еще ремень, если провинитесь, а родителей рядом нет, не маленькие,
бейтесь самостоятельно!
– А вот волшебная метла Гарри Поттера, если взмахнуть ею 133 раза, сразу станет
чище!
– Дети, следующий подарок! (Показывает телефон):
Позвоните родителям на этот телефон!

– А я дарю стишок:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
Садитесь каждый на своего конька и
Чешите по жизни весело, успешно, счастливо!
14. А родители вам всегда помогут и поддержат!

(Песня на мотив “Как хотела меня мать”):

Как хотела тебя мать да за двойку наказать.
“Только двоек будет еще столько”, –
Заступился отец!
Как хотела тебе мать за пятерку денег дать.
“Но пятерка – это цифра только.
Нет, не дам”, – сказал отец!
Как хотела тебя мать за любовь твою ругать.
“Любовь метка, станем бабкой с дедкой”, –
Поругал и отец!
Как хотят отец и мать всем учителям сказать:
“Эх, спасибо, за детей красивых,
И за умных “респект”!”
Как хотят отец и мать в институты вас отдать,
В институте лучшими вы будьте,
Так хотят отец и мать!
Как смогли отец и мать славных деток воспитать,
Но чем больше детки, тем сильнее бедки!
Начеку отец и мать!

Новая группа родителей выступает в милицейской форме.

(Зачитывается приказ):

Приказ по Министерству внутренних дел… семьи

В связи с окончанием Технологического лицея присвоить бывшим одиннадцатиклассникам очередное жизненное звание – выпускник.

В связи с этим событием приказываем:

– Родителям новоявленных выпускников держать ухо востро. Большие детки – большие проблемы.

– Усилить контроль за мероприятиями по подготовке в институт, в связи с чем:

а) сократить время пребывания выпускника на свежем воздухе;

б) вложить средства в индивидуальную подготовку выпускника;

в) купить ежовые рукавицы.

– Ознаменовать окончание лицея неоднократным звонком из одного колокольчика.

В связи с присвоением очередного звания выпускник обязан:

– Сделать всё возможное и невозможное для усиленной сдачи выпускных и вступительных экзаменов.

– Быть гордостью своих родителей.

– Не забывать о воспитавшем его таким хорошим учебном заведении.

– Оказывать уважение и почет его учителям.

Выпускник также имеет право:

– Оставаться любимым сыном (дочерью) своих родителей.

– Пользоваться пожизненным званием сына (дочери) с духовной и материальной выгодой, но в меру.

– Говорить “Спасибо” учителям и родителям за всё, что они для него сделали.

– Не забывать родной лицей и одноклассников.

– Быть хорошим человеком.

Данный приказ вступает в силу 25 мая 20… года с момента звучания последнего школьного звонка

(На мотив песни группы “Любэ” “Опера”):

Уже закончился последний твой урок,
И прозвенит сейчас последний твой звонок.
Родители всегда с тобой,
И нам доверено судьбой
Переживать за каждый шаг по жизни твой.

Припев:

Да! Мы пожелаем вам ни пуха ни пера.
Да! Ведь жизнь не детская игра.
Да! Пусть завтра будет лучше, чем вчера.
Прорвемся, детвора!
Уже вас ждет на горизонте институт,
Учеба – вот на данный миг ваш главный труд.
И, как бы ни был труден путь,
Ты о родных не позабудь:
Всегда на помощь мама с папою придут.

Припев.

Четыре года в лицее провели,
Четыре года мы трудились, как могли.
Чему учился – примени
И без сомнения иди
Ко всем свершениям, что где-то впереди.

TopList