Идеи
Родительское собрание
Сергей Алешин ,
МОУ «Технический лицей», г. Сыктывкар
МОУ «Технический лицей», г. Сыктывкар
С минуса на плюс
Творческий подход к общению
При работе классного руководителя с семьями учеников зачастую упускается самое важное – создание эмоционального комфорта во взаимодействии “родители – школа”.
Формы сотрудничества
Недопонимание между школой и родителями, конечно, существует, особенно если ребенок неуспешен. В этом случае начинаются выяснения и критика на родительских собраниях, звонки классного руководителя, жалобы чада на учителей. Родителям порой приходится унижаться, кривить душой, в общем, делать неприятные вещи. Создается отрицательный эмоциональный фон, и он порождает, с одной стороны, нежелание детей делиться со взрослыми своей жизнью, с другой – нежелание родителей этой жизнью интересоваться.
Есть известные закономерности психологии родителей, которые педагогу необходимо учитывать:
• родитель всегда будет на стороне своего ребенка, а не учителя;
• отношение родителя к учебному заведению и учителю зависит от успехов его ребенка.
Попробуем определить, чего прежде всего хотят родители от школы:
• эмоционального и душевного комфорта ребенка;
• сохранения его здоровья;
• успешного окончания школы и поступления в вуз.
Если родители участвовали в школьной жизни ребенка, у них будут общие позитивные воспоминания; они лучше узнают своих детей, станут уважать их принципы и ценности, будут лучше понимать их; возможно, предотвратят негативное влияние. В семье в таком случае поддерживается постоянное общение, интерес друг к другу.
Принципиальный момент воспитания: дети должны общаться с родителями, обсуждать свою жизнь, делиться впечатлениями! Но когда старшеклассников попросили ответить на вопрос, сколько времени в день они общаются с родителями, то результат был такой: в среднем девять минут в день. Некоторые подростки даже не знают, где работают родители.
Для того чтобы у детей и родителей было больше общих интересов, необходимо привлекать родителей к позитивной деятельности в школе. Заметьте, учителя всегда лучше помнят “двоечников” и их родителей, потому что чаще общаются с ними, и далеко не позитивно.
При этом важно научить самих родителей быть интересными и нужными своим детям и не отпугнуть их от школы.
Задачи классного руководителя
• Определить возможности родителей;
• определить среди родителей работоспособный, коммуникабельный актив;
• дать возможность родителям почувствовать свою необходимость;
• сообщать родителям о событиях в школе и классе, особо отмечая успехи детей;
• при обсуждении отрицательных результатов учитывать психологию родителей и детей;
• научить родителей быть друзьями своему ребенку;
• осуществлять преемственность – через общешкольные мероприятия, устойчивые традиции.
Направления совместной работы
Учебная – родители выступают как контролирующий орган, участвуют в создании рейтинга успешности, портфолио.
Профориентационная – экскурсии на места работы родителей, классные часы “Профессии наших родителей”.
Научно-исследовательская – привлечение рабочего, профессионального ресурса родителей.
Физкультурно-спортивная – совместные спортивно-оздоровительные походы.
Общественно полезная – трудовые десанты; семейная помощь малоимущим и детским домам; совместное участие в благотворительных акциях, например “Подарок солдату”; в благотворительных концертах.
Художественная – помощь родителей в оформлении атрибутов класса (флаг, уголок); помощь при участии в конкурсах, спектаклях и т.п. (декорации, костюмы).
Сценическая – выступления на сцене, участие в жюри детских конкурсов.
Свободное общение – выявление и поддержка общих интересов и дел, сплачивающих семьи в классе.
Приведу несколько примеров деятельности родителей в моем классе и Технологическом лицее:
• клуб “Имидж” (формирование вкуса, стиля, повышение самооценки, самореализация в творчестве, посещение профессиональных дизайнерских студий, парикмахерских, обувных салонов);
• цикл экскурсий “Профессии наших родителей”;
• классные часы по проблемам здоровьесбережения;
Дни открытых дверей;
• участие родителей в общешкольных и классных мероприятиях;
• создание фильмов, фоторассказов о классе и мероприятиях.
Семья на Последнем звонке
Желательно, чтобы каждое школьное мероприятие проходило с участием родителей. Вот пример их возможного выступления на “Последнем звонке”.
Обычно выпускникам на этом мероприятии хочется:
• быть красивыми;
• чем-то удивить родителей и знакомых (вальс);
• чтобы их вспоминали только добрым словом;
• чтобы было немного грустно;
• чтобы было интересно и неожиданно (например, выступление родителей с веселым, необычным номером).
Родители выходят в роли пионеров с речевкой
(говорят хором):
Раз-два-три, раз-два-три,
К вам родители пришли.
Как когда-то пионеры,
Быть хотим для вас примером.
Год за годом, час за часом
Мы за вас переживали.
Вместе с вами в класс за классом
Иногда переползали.
(Поют):
В небесах зари полоска появляется,
Снова утром наша детка просыпается,
Приготовим мы на завтрак кашу с маслицем,
Ведь ребенку шесть уроков в школе маяться…
Ночью весело учить теоремы, теоремы, теоремы.
И успеть за вас решить все примеры, все примеры,
все примеры.
(Читают по очереди):
– Вы писали, вы писали,
Ваши пальчики устали.
– Чтобы вы не уставали,
Шоколад мы покупали.
– Приносили вы домой дневники,
Мы встречали, говорили: “Молодцы!”.
– Были строги педагоги,
Задавали вам уроки.
– Уму-разуму учили,
Чтоб вы в жизни не глупили.
– Появилась проблема у нас:
Как ребенок экзамены сдаст?
(Поют):
Вновь наступают бессонные ночи:
Школу окончат сыновья, дочи.
Близится время экзаменов,
Снова, родитель, будь к бою готов! (2 раза)
С дрожью в коленках, с нервическим смехом
Мы ожидаем ваших успехов.
Близится время экзаменов,
Снова, родитель, будь к бою готов! (2 раза)
(Снова читают, чередуясь):
– Дорогие учителя!
Хотим сказать мы вам спасибо
За то, что не жалели сил вы.
– За то, что душу отдавали,
За наших чад переживая.
– За ваши добрые дела
От нас, родителей, “Ура!”
Возможный ответ выпускников:
Какой прогноз на завтра, мы не знаем,
Надеемся, что ждет нас институт.
Лишь понимаем мы, что папе с мамой
Их дети спать спокойно не дадут.
И зазвенит звонок последний,
Подкатит к горлу горький ком,
Ведь год за годом наша школа
Была для нас спасительным зонтом. (2 раза)
Группа родителей выходит под песню “Как родная меня мать” в образе казачьего хора.
Как родная меня мать провожала,
Так и вся моя родня набежала.
“Ой, куда же ты, Ванёк, ой, куда ты,
Не ходил бы ты, Ванёк, во солдаты,
В нашей армии бойцы, чай, найдутся,
А вот вузы без тебя не обойдутся”.
(Говорят по очереди):
– Эх, пришло время жестокое, время лихое.
– Выросли сыновья и дочери, пора в поход
отправляться.
– За знаниями великими, за дипломами красными, за
профессией денежной!
– Тяжела она – дорога в вузы достойные.
– И чтобы шагалось вам легко и приятно, дарим мы
вам хлеб да соль.
– Конечно, не семгой же вас кормить!
– А я вот пирожков напекла, скушайте… на Новый
год!
– А у меня черный ящик, до 21 года не вскрывать!
– А я, дети, за безопасный… Твикс!
– Дарим вам еще ремень, если провинитесь, а
родителей рядом нет, не маленькие,
бейтесь самостоятельно!
– А вот волшебная метла Гарри Поттера, если
взмахнуть ею 133 раза, сразу станет
чище!
– Дети, следующий подарок! (Показывает телефон):
Позвоните родителям на этот телефон!
– А я дарю стишок:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
Садитесь каждый на своего конька и
Чешите по жизни весело, успешно, счастливо!
14. А родители вам всегда помогут и поддержат!
(Песня на мотив “Как хотела меня мать”):
Как хотела тебя мать да за двойку наказать.
“Только двоек будет еще столько”, –
Заступился отец!
Как хотела тебе мать за пятерку денег дать.
“Но пятерка – это цифра только.
Нет, не дам”, – сказал отец!
Как хотела тебя мать за любовь твою ругать.
“Любовь метка, станем бабкой с дедкой”, –
Поругал и отец!
Как хотят отец и мать всем учителям сказать:
“Эх, спасибо, за детей красивых,
И за умных “респект”!”
Как хотят отец и мать в институты вас отдать,
В институте лучшими вы будьте,
Так хотят отец и мать!
Как смогли отец и мать славных деток воспитать,
Но чем больше детки, тем сильнее бедки!
Начеку отец и мать!
Новая группа родителей выступает в милицейской форме.
(Зачитывается приказ):
Приказ по Министерству внутренних дел… семьи
В связи с окончанием Технологического лицея присвоить бывшим одиннадцатиклассникам очередное жизненное звание – выпускник.
В связи с этим событием приказываем:
– Родителям новоявленных выпускников держать ухо востро. Большие детки – большие проблемы.
– Усилить контроль за мероприятиями по подготовке в институт, в связи с чем:
а) сократить время пребывания выпускника на свежем воздухе;
б) вложить средства в индивидуальную подготовку выпускника;
в) купить ежовые рукавицы.
– Ознаменовать окончание лицея неоднократным звонком из одного колокольчика.
В связи с присвоением очередного звания выпускник обязан:
– Сделать всё возможное и невозможное для усиленной сдачи выпускных и вступительных экзаменов.
– Быть гордостью своих родителей.
– Не забывать о воспитавшем его таким хорошим учебном заведении.
– Оказывать уважение и почет его учителям.
Выпускник также имеет право:
– Оставаться любимым сыном (дочерью) своих родителей.
– Пользоваться пожизненным званием сына (дочери) с духовной и материальной выгодой, но в меру.
– Говорить “Спасибо” учителям и родителям за всё, что они для него сделали.
– Не забывать родной лицей и одноклассников.
– Быть хорошим человеком.
Данный приказ вступает в силу 25 мая 20… года с момента звучания последнего школьного звонка
(На мотив песни группы “Любэ” “Опера”):
Уже закончился последний твой урок,
И прозвенит сейчас последний твой звонок.
Родители всегда с тобой,
И нам доверено судьбой
Переживать за каждый шаг по жизни твой.
Припев:
Да! Мы пожелаем вам ни пуха ни пера.
Да! Ведь жизнь не детская игра.
Да! Пусть завтра будет лучше, чем вчера.
Прорвемся, детвора!
Уже вас ждет на горизонте институт,
Учеба – вот на данный миг ваш главный труд.
И, как бы ни был труден путь,
Ты о родных не позабудь:
Всегда на помощь мама с папою придут.
Припев.
Четыре года в лицее провели,
Четыре года мы трудились, как могли.
Чему учился – примени
И без сомнения иди
Ко всем свершениям, что где-то впереди.