Идеи
Классный час
Светлана Солодовникова ,
МОУ Силикатненская СОШ, п.Силикатный, Ульяновская обл.
МОУ Силикатненская СОШ, п.Силикатный, Ульяновская обл.
Огоньки сердец
Коллективные традиции
“Свечка” как форма вечерней беседы в кругу обычно ассоциируется с летним лагерем, сбором отряда, тихим разговором. Но благожелательную атмосферу в кругу единомышленников можно создать и внутри класса. Правда, это потребует времени и взаимного уважения.
Уходя из школы, дети уносят с собой много невыясненных вопросов. Иногда пытаются обсудить их с родителями, которые в лучшем случае могут выслушать, но не всегда способны помочь. Порой родители приходят в школу для выяснения отношений. Однако даже это мало влияет на реальную ситуацию.
А что если научить ребенка не уходить домой с проблемой, а решать ее непосредственно там, где она возникла, то есть в школе? Так родилась идея: надо больше откровенничать друг с другом. Но к этому можно прийти лишь постепенно. Вопрос – как?
В пятом классе мы начали с того, что устраивали интересные разговоры, назвав их откровенными. Дети заранее писали вопросы, которые хотели бы задать любому в классе, запаковывали листки в конвертики, не подписывая и никому не говоря о своем вопросе.
В назначенный день ребята садились в круг, брали наугад конвертики – какой кому достался, и по очереди, вскрывая конвертик, отвечали на попавший вопрос. Условие разговора: говорить откровенно, какой бы вопрос ни достался. Сама я тоже принимала участие, несколько раз отвечала первой. Это раскрепощало детей: если учитель ответил откровенно, то почему я не могу?
Вопросы у детей в 5–6-м классах возникали разные, начиная с того, “почему мальчики дерутся”, и заканчивая тем, “кем ты хочешь быть и почему”. Но стали постепенно появляться недоуменные и даже требовательные: почему не все принимают участие в деле? Почему N учится хуже, чем мог бы? Главное, правильно направить ребят на первых этапах, чтобы они не в душу друг другу лезли, а решали то, что касается жизни класса.
В 7–8-м классах мы перешли к “свечкам”. Традиция “свечки” возникла еще в пионерских лагерях. Дети там находились вдали от дома, и, когда тихим вечером отряд объединялся вокруг зажженной свечи, возникала атмосфера доверия и тепла. На “свечке” не только подводили итоги дня, но и размышляли вслух о том, что волнует, искали друг у друга поддержку и понимание. Но использовать свечку в школьной жизни для решения проблем в классе еще никто не пробовал – это наша находка.
Инициаторами стали дети. “Свечка” выручала нас до 11-го класса. “Сегодня свечка”, – может заявить любой, кто видит проблему в классе. Услышав это, все обычно приходят после уроков, не спрашивая и не сопротивляясь. Понимают, что раз возникло такое предложение, значит, человеку есть что сказать. Может быть, не нравится чье-то поведение, мешает кто-то на уроке или не хочет выполнять поручение, оскорбляет одноклассник и т.д. Тем для разговоров бывает много. Главное, что говорят обычно все и всё, что думают. Неправильно сказал? Поправят, причем корректно.
Разговоры вокруг “свечки” стали делиться на “добрые” и “проблемные”. Решили провести “хорошую” свечку? Легко! Можно говорить с открытыми дверями про свои успехи, можно, взявшись за руки, кричать: “Мы – команда!” – а то и визжать от восторга. “Плохая” свечка намечена? Закроем дверь, занавесим окна, зажжем свечу, сядем в круг, выскажемся потихоньку по очереди обо всём нехорошем и наболевшем. Потом задуем “плохую” свечку и уберем ее в шкаф, пусть ждет своего часа. Так и живут у нас в классе в шкафу две свечки: “добрая” и не очень.
Вот и не ушел ребенок домой с проблемой, проговорил ее, попросил совета или послушал о себе и задумался. Можно засомневаться, а не унесет ли в результате школьник обиду? Если дети готовы к открытому разговору друг с другом, уверена – нет. Если учитель с ними вместе говорит, вместе переживает проблемную ситуацию – нет. Если все искренни и чувствуют поддержку друг друга – нет. Уже в 8-м классе подросток понимает, что никто в классе не желает никому зла, и если заговорили о тебе и твоем поведении, если беспокоят твои оценки, то от чистого сердца хотят помочь. А как же иначе? Мы же – одна семья, а тогда друг другу надо помогать, исправлять что-то.
Что мне это дает как классному руководителю? Многое! Об одном я уже сказала: большинство непростых проблем успешно решается внутри класса. А еще дети учатся говорить честно, открыто, отстаивать свою точку зрения. “Свечка” укрепляет в человеке стержень. Он понимает свою значимость, осознает, что может на многое повлиять, становится уверенным в том, что рядом с ним те, кто всегда поможет в трудную минуту и разделит радость. А именно для этого и создается классный коллектив.