Идеи
Классный час
Марина Саватеева ,
г. Москва
г. Москва
Улыбка друга
Альбом выпускнику
В большинстве школ выпускникам вручаются памятные альбомы с портретами учителей, общей фотографией класса и небольшими фотозарисовками с концертов, экскурсий и других праздничных мероприятий. Как правило, эти альбомы имеют довольно помпезный внешний вид и делаются по одному шаблону. Однако создание подарочного альбома может не только превратиться в творческое занятие, но и надолго укрепить школьную дружбу.
Памятные страницы
Официальные школьные фотоальбомы, вручаемые выпускникам, почти не затрагивают чувств, так как не отражают многих важнейших событий. Где, например, наравне с показательно-отчетными выступлениями, память о долгой подготовительной работе с выучиванием ролей, изготовлением костюмов и декораций, со смешными случаями на репетициях? В лучшем варианте она осталась на любительских фотографиях ребят, пылящихся дома, в ящике серванта.
В нашей школе наряду с подарочным глянцевым альбомом каждый выпускник получает и рукотворный альбом, изготовленный для него десятиклассником. Эта традиция существует уже более тридцати лет, с каждым годом приобретая, благодаря научно-техническому прогрессу, всё более совершенные формы.
Суть в том, что каждый десятиклассник оформляет выпускнику альбом, который преподносится в качестве подарка на “Последнем звонке” 25 мая. Альбом покупается десятиклассником, а базовый материал для оформления предоставляет одиннадцатиклассник.
К семнадцати годам у каждого накапливаются памятные предметы или свидетельства. Если первое изделие из “лего”, которое ребенок собрал своими руками, можно поставить на полочку, а рукотворную куклу, подаренную бабушкой, посадить на шкафчик, то что делать с первыми рисунками и аппликациями, с первой записочкой маме? Со шпаргалками, которые выручили чуть ли не весь класс на зачете по географии? И сохранять ли на память тетрадь с первой двойкой? Это всё не менее ценно, но разбросано по ящикам письменного стола или пылится на книжных полках. Однако если эти памятные свидетельства пустить в дело, отдать в руки десятиклассникам, то все они найдут себе место в тематически оформленном альбоме.
Кто кому
Кто кому из учеников делает альбом, распределяется с помощью жребия. Если количество учеников в классах неодинаковое, например, выпускников оказывается больше, чем десятиклассников, то право на оформление достается тому, у кого “оформительские” способности развиты больше. Как правило, к десятому классу школьники уже точно знают, кто и в чем из них силен.
Если выпускников больше, чем потенциальных изготовителей, то некоторые десятиклассники изготавливают по два альбома. В каждом классе есть ребята, любящие заниматься выпуском газет, оформлением стендов и другой рисовально-творческой деятельностью – им и отдается почетное право на дизайнерскую обработку двух альбомов.
Правила определения, кто кому оформляет альбом, не жесткие. Ребята могут обмениваться доставшимися им заданиями в частном порядке.
Техническая сторона
Альбомы продаются в книжных магазинах в отделе “Канцтовары”. Желательно найти большой альбом с плотными картонными листами, на которые потом будут наклеиваться фотографии и другой тематический материал.
Выпускник предоставляет для оформления своего альбома материал, ценный для него как память. В основном это фотографии, начиная с грудничкового периода и заканчивая последними месяцами в стенах школы, детские рисунки, заметки, записочки, школьные тетради, шпаргалки, памятные билеты, скажем, на концерт любимой рок-группы. Всё, что не было использовано при оформлении альбома, возвращается выпускнику.
Самое главное правило – выпускник не должен видеть альбом в стадии его подготовки. При этом он может выказать свои пожелания по оформлению альбома или попросить не резать на части ценные для него фотографии для создания коллажа.
Правила оформления
Как показывает многолетняя практика, альбомы оформляются по возрастному и событийному принципу. Начинаются с освещения года рождения, затем следует грудничковый период, детсадовский, начальная и средняя школа.
Наиболее выразительные фотографии служат акцентирующей точкой, вокруг них группируются фотографии поменьше, рисунки, шаржи, записочки. Почти каждая фотография сопровождается смешной подписью, которая делается от руки либо вырезается из газеты или журнала, может быть распечатана на принтере. Главное, чтобы она была в тему и иронична.
Если у выпускника слишком много рисунков и тетрадей, которые из-за большого объема вклеить не удается, то их вкладывают в нужные тематические страницы. Если есть много памятных записочек, то можно вклеить красиво оформленный конверт и в него вложить ценный “записочный” материал.
Несколько страниц в конце альбома оставляют для пожеланий одноклассников и учителей.
В наш век всеобщей компьютеризации оформлять альбомы стало значительно легче, так как можно напечатать любую надпись любым шрифтом на компьютере, а затем распечатать на принтере. В Интернете нетрудно откопать анекдот или картинку на любую тему. Можно сканировать фотографию, уменьшить ее, если она не входит в предназначенное ей в альбоме место, затем распечатать и вклеить, а подлинник вернуть хозяину.
Конкурс альбомов
В день Последнего звонка проходит импровизированный конкурс. После того как альбомы вручены, внимательно вдоль и поперек изучены владельцами, они выкладываются на сдвинутые столы в актовом зале, и все желающие могут их рассмотреть и оценить. За выпускником остается право либо показать свой альбом зрителям, либо убрать для индивидуального просмотра. Как правило, все альбомы участвуют в конкурсе.
Призы в знак всеобщего одобрения присуждаются по двум номинациям: за качество и необычность оформления и за юмор. В первой номинации ценится новый дизайнерский подход, ранее не используемые технологии. Например, применение различных трафаретов, наклеек, переводных картинок, выбор какого-нибудь единого художественного стиля или общая тематическая направленность. Допустим, для выпускника, который увлекается историей и мечтает поступить на исторический факультет, альбом оформляется в виде атласа всемирной истории. Девушке, мечтающей поступить в музыкальное училище, преподносится альбом в виде нотной тетради, в котором фотографии и рисунки располагаются словно ноты.
Во второй номинации оценивается точность подбора анекдотов, надписей, заголовков и высказываний к фотографиям.
Добрая привычка
Работа над созданием альбомов объединяет одноклассников, так как идет постоянный обмен идеями, творческими наработками, источниками новых материалов. Кроме того, ребята начинают активнее общаться со старшеклассниками, для которых готовят подарки. Например, если им не хватает для общего замысла каких-то фотографий, школьники уже совместно думают, как их создать, где и с кем сфотографироваться, как обыграть ту или иную тему. И зачастую дружба, рожденная в совместном творчестве, растягивается на десятилетия.
У многих привычка систематизировать фотографии и оформлять альбомы сохраняется на всю жизнь. Вместо того чтобы хранить фото в коробках вперемешку с театральными программками, записками близких людей, смешными вырезками из газет и журналов, почему бы самим не вклеить всё это в альбом и не оформить? Всегда будет, чем занять гостей, когда они внезапно заскучали или хозяевам нужна пауза, чтобы завершить приготовления к празднику.
Фото автора