Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №5/2010

Класс-info

Классный час

Елена Колосова

Связующая нить

Игры и упражнения

Предлагаемые задания можно использовать не только в начале учебного года и в новом классе, чтобы лучше познакомить ребят друг с другом. Они помогут сближению и созданию доброжелательной атмосферы в любой момент и в каждом детском коллективе, где возникнут проблемы общения.

Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу,
чем изменить каждого из них в отдельности.
Курт Левин

Ассоциации

Это упражнение стоит использовать в качестве разминки: для того, чтобы настроить детей на занятие, повысить уровень внимания и заинтересованности.

Ведущий бросает по кругу мяч каждому из ребят со словами, а их задача – назвать ассоциацию на это слово. Варианты предлагаемых слов: жизнь, школа, преподаватели, счастье, друг, здоровье, дружба, детство, будущее, одноклассники

Знакомство

Учитель держит в руках изображение сердца (оно может быть вырезано из бумаги, сшито из лоскутков и пр., – по выбору). Он говорит детям о том, что в сердце человека заключены тепло, любовь, дружба, и предлагает им свое сердце, одновременно называя собственное имя.

Затем педагог передает мягкое сердечко самому ближнему ребенку, который называет свое имя и передает сердечко другому. Учитель просит детей запомнить имена друг друга и громко, четко, эмоционально повторяет имя каждого ребенка.

Поменяйтесь местами

Во время упражнения нужно поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, если ведущий скажет: “Пересядьте все те, кто родился весной”, то все, кто родился весной, должны поменяться местами. Меняются местами те, кто: пришел в школу в хорошем настроении; имеет много друзей; рад, что он ученик; любит путешествовать; хорошо провел лето; любит мороженое; имеет дома собаку; хочет, чтобы класс, в котором он учится, был дружным.

После выполнения упражнения можно спросить у участников:

– Как вы себя чувствуете?

– Как ваше настроение?

– Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?

Цветок класса

Учитель раздает приготовленные заранее разноцветные ладошки из цветной бумаги и предлагает ребятам занять место за партой.

Каждому ребенку нужно подписать ладошку в середине, а на пальчиках написать о самом себе: о чертах своего характера, о своих увлечениях, о том, что он любит, чем ему нравится заниматься, что он ценит в одноклассниках. Затем дети снова собираются в круг, и каждый зачитывает свою ладошку.

На следующем этапе создается Цветок класса. В качестве центра учитель предлагает образ сердца, которое символизирует чувства всех ребят. Он прикрепляет сердце, вырезанное из цветной бумаги, в центре доски. Затем каждый может взять свою цветную ладошку и прикрепить рядом, чтобы ладошки собрались вокруг общего сердца.

Получается большой разноцветный цветок с сердцевиной в виде яркого сердца. Педагог отмечает, что хотя у цветка много лепестков, но всем ребятам хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Все лепестки разнообразны, но есть и общее – у кого-то окраска, у кого-то общие черты характера, увлечения. И всем без исключения лепесткам необходимо солнце и внимание.

Ребята вместе создали цветок, но ему необходим стебель, чтобы он стоял крепко и уверенно. Чтобы создать для цветка стебель, нужно прежде узнать удивительную историю.

Невидимая связь

Для проведения игры потребуется моток прочных толстых нитей. Педагог просит ребят встать в круг на расстоянии вытянутых рук и послушать историю.

Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинные седые волосы и борода, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким, как все. Менялись поколения, а мудрец всё жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой.

И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю Землю и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления. “Как непросто всем уживаться друг с другом, – думал мудрец, – что бы такое предпринять?”

Поразмышляв, мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой чудесной нитью. Гладкая, тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал необыкновенную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась, иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы связывались вновь, и узелок напоминал о прошлом споре.

Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно сохранял его, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая ценности нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился “узловатый”. Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями.

Учитель напоминает ребятам, что сейчас они ощущают в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Нужно проверить, что может произойти, если каждый потянет ее на себя. Она натянется и станет “резать” руки. Такие отношения в коллективе и между людьми называются “натянутыми”.

Другая возможность – если кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать. Педагог предлагает детям попробовать. Обращает их внимание на то, что равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то – в совсем неустойчивом. О таких ситуациях говорят: “Он тянет одеяло на себя”.

Некоторые люди предпочитают надевать эту нить себе на шею. Дети не должны это делать. Но можно предложить им вообразить, как больно нить режет шею. В подобных ситуациях говорят: “Посадил себе на шею”.

Разные эксперименты можно проводить с этой нитью. Многие посвящают этому целую жизнь: натянут, разорвут, завяжут узел, накинут на шею или вообще отпустят. Но не на это рассчитывал мудрец, делая людям чудесный подарок.

Учитель просит ребят найти такое положение и натяжение нити, которое для всех будет наиболее удобным, и запомнить это состояние. Затем он берет нить и закрепляет ее в виде стебля на доску. Теперь цветок класса будет стоять крепко и уверенно.

Цветок в подарок

Учитель раздает ребятам заготовленные заранее цветки, вырезанные из разноцветной бумаги. В сердцевине каждого цветка написаны крылатые выражения и пословица про дружбу. Детям нужно на лепестках цветов написать качества, черты характера, которые необходимы, чтобы комфортно жилось в коллективе, и пожелания для одноклассников.

Когда все выполнят первую часть упражнения, ребята должны сложить свои цветки в коробку. Педагог их перемешивает и предлагает каждому ребенку достать себе в подарок тот цветок, который ему нравится, и прочитать вслух всё, что на нем написано.

Взаимная благодарность

Участники встают в кружок, и учитель просит каждого мысленно положить на левую руку всё то, с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что он получил на этом занятии нового. Затем все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат: “Спасибо!”.

Этот ритуал позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво, на положительной эмоциональной ноте.

Рефлексия

Можно вынести на обсуждение следующие вопросы:

• Какое настроение было у вас во время занятия?

• Что понравилось вам больше всего?

• Было ли что-то, что не понравилось? Почему?

TopList