Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №5/2010

Класс-info

Cамоопределение

Алла Фоминова ,
кандидат психологических наук, г. Нижний Новгород

Победы и поражения

Воспитание жизнестойкости

Сочетание качеств, помогающих человеку выстоять в трудных жизненных обстоятельствах, не потерять себя, развиваться и позитивно воздействовать на окружающую жизнь, связана с таким обобщающим понятием, как жизнестойкость. Учителю важно знать, как в условиях школьной жизни можно повлиять на развитие психологических способностей ребенка.

Ресурсы личности

Формирование умения справляться с жизненными трудностями зависит от очень многого. К факторам биологического уровня можно отнести прежде всего свойства нервной системы, уровень защитных сил организма, общее состояние здоровья ребенка.

К факторам психологического уровня относятся общий уровень интеллектуального развития, социально-психологическая компетентность, эмоциональная и поведенческая саморегуляция, личностные особенности (интересы, цели, ценности, мотивы).

Факторами социального уровня являются социальные, культурные, экономические особенности общества, в котором живет ребенок, семейная ситуация.

Биологический аспект жизнестойкости связан со здоровьем человека. Можно вспомнить поговорку “В здоровом теле – здоровый дух”, которая отражает взаимосвязь физического и духовного начала в человеке. И, несомненно, важно оберегать здоровье ребенка, способствовать его физическому развитию. Особо значимую роль для ребенка здесь играют психогигиена, соблюдение режима дня. Иначе возможны проявления невротических реакций.


Родители и учитель способны помочь ребенку находить опору в себе самом.


Но очень сложно отделить биологическую составляющую жизни человека от социальной. Страх, тревога школьника могут приводить к различным соматическим (телесным) заболеваниям, связанным с реакциями нервной системы на неблагоприятное взаимодействие с окружающим миром. Список таких болезней всё время пополняется. Поэтому в данной статье мы больше сконцентрируем внимание на факторах психологического уровня жизнестойкости человека. Ведь желание, интересы, мотивы человека могут достаточно сильно повлиять и на состояние его физического здоровья, помочь активно противостоять трудностям и защитить свой организм на биологическом уровне. (Вспомним произведение А.И. Солженицына “Раковый корпус”.) Роль личностных качеств человека в умении справляться с жизненными ситуациями проявляется в выборе тактик решения проблем: от активного действия – до полной пассивности и ухода в болезненное состояние.

Родители и учитель способны помочь ребенку находить опору в себе самом, выработать жизнестойкость в повседневном общении. Можно в процессе каждого урока, на примере каждого предмета, в процессе решения заданий, работы в команде, участия в соревнованиях и олимпиадах активизировать у ребенка свойства личности, повышающие способность справляться с трудностями.

Ресурсы личности связаны с интеллектуальной сферой (реалистичность в оценке ситуации; эмоциональный интеллект, позволяющий понимать свои собственные чувства и чувства другого человека); эмоциональной сферой (самопринятие, в том числе эмоций); поведенческой сферой (чувство контроля; включенность в деятельность, навыки оптимального взаимодействия).

Для развития этих качеств необходима обстановка психологической безопасности, творчества, взаимной поддержки. Однако достаточно часто учебные перегрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями учеников, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа становится для детей и подростков постоянным источником тревоги. По словам французского психолога Франсуазы Дольто, “жить без нее (без тревоги) в любом случае невозможно; нужно научиться жить с ней, но так, чтобы она была выносима; она может даже побуждать к творчеству”.

Рассмотрим школьную тревогу как трудную ситуацию в жизни ребенка, с которой он должен изо дня в день справляться. Как сделать ее выносимой? Как научить ребенка справляться с любой тревогой в его жизни? В преодолении школьной тревоги ребенок может полагаться на свои силы и осознанно развивать тактики преодоления этого напряженного чувства или полагаться на помощь взрослых.

В исследованиях психологов Р.М. Грановской и И.М. Никольской были выявлены наиболее частые и эффективные стратегии преодоления отрицательных эмоций у учеников 1–5-х классов. Особо эффективными для детей оказались 12 стратегий. Перечислим их в порядке уменьшения меры эффективности:

1 – сплю;

2 – рисую, пишу, читаю;

3 – прошу прощения или говорю правду;

4 – обнимаю, прижимаю, глажу;

5 – гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде;

6 – стараюсь расслабиться, оставаться спокойным;

7 – гуляю;

8 – смотрю телевизор, слушаю музыку;

9 – играю в игру;

10 – остаюсь сам по себе, один;

11 – мечтаю, представляю;

12 – молюсь.

Таким образом, мы видим, что дети, как и взрослые, используют разные типы стратегий: поведенческие (рисую, играю, говорю с кем-нибудь), интеллектуальные (думаю об этом, мечтаю, стараюсь забыть), эмоциональные (плачу, грущу, стараюсь оставаться спокойным).

Два типа мышления

Остановимся на интеллектуальной сфере, так как по мере взросления именно данные стратегии усиливаются в поведении человека. Надо обратить внимание на то, что дети и многие подростки, в отличие от взрослых, не способны полноценно интеллектуально переработать и рационализировать ситуацию, поскольку у них еще не созрели соответствующие мозговые структуры, отвечающие за операции отвлечения и обобщения, лежащие в основе развития абстрактно-логического мышления. Поэтому дети реже, чем взрослые, и с меньшим успехом используют интеллектуальные стратегии.

Но именно умение анализировать тревожащую ситуацию, разобраться в ней порождает конструктивность. “Что меня тревожит в школе? По какой причине меня тревожит именно это? Что я могу сделать, чтобы снизить тревогу? К кому я могу обратиться за помощью? Чему научила меня моя тревога, ведь она для чего-то была нужна?” – вопросы для размышления. Умение обдумывать свое состояние поможет ребенку научиться анализировать и планировать собственные поступки.


Умение обдумывать свое состояние поможет ребенку научиться анализировать и планировать собственные поступки.


Большое значение для эффективного анализа жизненных ситуаций имеет развитое саногенное мышление – “оздоравливающее” мышление (о нем пишут психологи Ю.М. Орлов, А.Л. Гройсман). Противопоставляется такому мышлению – мышление патогенное, то есть “болезненное”, которое воспроизводит ситуацию стресса много раз и ведет к состоянию хронического стресса.

Особенности патогенного мышления:

1. Полная свобода воображения от контроля, отрыв от реальности. Фиксируясь в своих мыслях на отрицательных образах, человек уже настроен на определенные эмоциональные и поведенческие реакции. Например, обдумывая обиду, он невольно начинает предвосхищать наказание обидчиков.

2. Поскольку каждый акт такого воображения сочетается с отрицательными переживаниями, образы приобретают большую энергию чувств, способствуют накоплению отрицательного опыта и фиксируются в последующем в чертах характера.

3. Патогенное мышление исключает рефлексию, т.е. способность рассмотреть себя и свое состояние со стороны. В нем присутствует полная поглощенность ситуацией, поэтому человеку трудно изменить свое поведение.

4. Для патогенного мышления характерна тенденция сохранять в себе отрицательные образования: обиду, зависть и т.д. В этом случае у человека не возникает стремления избавиться от них.

В то же время саногенное мышление, наоборот, способствует оздоровлению психики, снятию внутренней напряженности, устранению застарелых обид. Оно освобождает образы от отрицательного эмоционального заряда и тем самым снижает нервно-психические новообразования.

Особенности саногенного мышления:

1. Умение отделять себя от собственных переживаний и наблюдать их, что способствует ослаблению переживаний. Например, наблюдение со стороны и проигрывание ситуации обиды может быть выполнено в виде рисунка, письма.

Важно отметить, что “…юмор дает возможность человеку занять дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе и обрести тем самым полный контроль над собой”, – как писал В.Франкл, психолог, бывший узник концлагеря.

В результате того, что человек может “встать в принципе над любой ситуацией, вписав ее в более широкий контекст бытия”, происходит снятие состояния тревоги и формирование адекватных способов ее преодоления.

2. “Проигрывание” ситуаций стресса осуществляется на фоне релаксации, что создает угасающий эффект негативных эмоций. Так, последовательное и систематическое представление угнетающего образа или события с последующей релаксацией приводит, в конце концов, к снижению тревоги. (Для учеников, испытывающих чувство тревоги, можно проиграть ситуацию экзамена с последующим расслаблением под приятную мелодию.)

3. Овладение саногенным мышлением предусматривает расширение кругозора, внутренней культуры. В этой связи необходимо отметить важность формирования у детей потребности и способности к самостоятельной, творческой работе, “содержанием которой были бы не только проблемы повседневной жизни – быта, учебы, общения, но и обязательно проблемы близкого и далекого социума (Отечества, человечества, планеты Земля), глубоко затрагивающие их, мобилизующие их мысль и реализующиеся в поступках и деяниях”, – отмечал отечественный психолог А.А. Бодалев.

Поэтому важным моментом в работе по развитию у ребенка умения преодолевать трудности и отрицательные эмоции является расширение поля сознания, а также развитие деятельности воображения. В работах А.В. Запорожца об организации у детей деятельности эмоционального воображения, которая позволила бы им не только представить, но и пережить отдаленные последствия своих поступков, было показано, что формирование процессов эмоционального предвосхищения способствует мобилизации душевных и физических сил ребенка.

Рассказ Рэя Брэдбери “И грянул гром” служит яркой иллюстрацией активизации работы эмоционального предвосхищения. Читая и обсуждая этот рассказ, можно сделать перенос на нашу повседневную действительность. “Давайте представим, как может отразиться определенный наш поступок на нашей жизни и судьбах наших близких через много лет.” Активная работа сознания, воображения оптимизирует развитие чувства самоконтроля, ответственности, осмысленности своей жизни.

Поле действия

Переходя к поведенческой сфере, важно отметить, что воображение помогает придумать и разыграть актуальную ситуацию или просто сыграть роль какого-либо персонажа, черты которого важны для ребенка в данный период жизни. В работе Ф.Зимбардо выявлена любопытная закономерность влияния роли на личность: уже невозможно отвергнуть тот опыт, который человек получил, играя роль, в том числе и опыт эмоционального переживания. Поэтому при работе в группе во время занятий очень важно, чтобы каждый участник получал роль.

Учителю важно давать детям роли, в которых они редко бывают в реальной жизни. Таким образом развивается понимание чувств другого человека, осваиваются новые, непривычные формы общения. Например, активному лидеру можно дать роль внимательного наблюдателя, фиксирующего особенности работы команды. Тихому интеллектуалу отвести роль капитана, обобщающего различные мнения по проблеме. Импульсивному непоседе – роль смотрителя за временем. Можно придумать много ролей в зависимости от задания: художник, отражающий графически результаты обсуждения; протоколист, фиксирующий мнения, и т.д. На разных уроках меняются команды, каждый ученик получает разные роли и, встречаясь с трудностями, учится эти трудности в общении, в решении учебной проблемы преодолевать. И опять хочется подчеркнуть важнейшее условие развития гибкости поведения и эмоционального интеллекта при таких формах занятий – создание учителем доброжелательной обстановки, обстановки творчества и взаимоподдержки, обстановки психологической безопасности.


Учителю важно давать детям роли, в которых они редко бывают в реальной жизни.


Говоря о поведенческом аспекте в жизнестойкости человека, важно подчеркнуть, что не только личные качества, принципы человека влияют на его поведение. Иногда обстоятельства настолько сильны, что человек как бы “дрейфует по линиям наименьшего сопротивления под действием переменных ветров психологического поля” (К.Левин). Хочется отметить большое значение навыков, хорошо усвоенных действий, привычек, которые помогают не растеряться в необычной ситуации: твердо сказать “нет”, попросить при необходимости о помощи или настоять на своем мнении, признать свои ошибки, адекватно реагировать на критику.

Чем больше конструктивных способов поведения освоил человек, проигрывая различные жизненные роли, тем больше возможностей оптимального поведения в сложных ситуациях он может проявить. Задача взрослых – помочь ребенку приобрести полезные навыки, привычки в игровых, учебных, трудовых ситуациях.

В зеркале эмоций

Мы подошли к эмоциональной составляющей жизнестойкости человека, которая играет важнейшую роль в эффективном поведении. Жизнь без эмоций, переживаний невозможна. Любое высказывание, обращенное к ребенку со стороны значимого для него взрослого, отражается на его эмоциональном переживании, самооценке, самовосприятии.

В современной психологической литературе используется термин “Я-концепции”, обозначающий совокупность всех представлений человека о себе. Повышение самооценки, по мнению Ш.А. Амонашвилли и других педагогов-исследователей, – один из самых эффективных приемов борьбы с тревогой в школе.

Составляющими позитивного образа “Я” считаются следующие осознанные или бессознательные установки:

• Я – защищенный, находящийся в безопасности, благополучный, здоровый;

• Я – самостоятельный, независимый, свободный, превосходящий в чем-то всех остальных;

• Я – умный, знающий, компетентный, контролирующий ситуацию;

• Я – красивый, принимаемый, любимый.

Конечно, прежде всего, самооценка ребенка развивается на основе его отношений с родителями. Детям необходимо, чтобы кто-то из родителей или оба показывали им, какие они особенные, желанные, какое удовольствие видеть их рядом. Однако это узнается не по словам родителей, а скорее из наиболее тонких намеков: жестов, выражения лица, интонации голоса.

Родительскому посланию восхищения своим ребенком американский психолог Х.Кохут дал название “отражения”, или “зеркализации”. Дети, имевшие богатый опыт удачной “зеркализации”, могут привлечь воспоминания об этом и таким образом создать возможность какое-то время обходиться без “зеркала”. Они начинают понимать, что могут быть и своим собственным “зеркалом”. Такие ребята твердо усвоили подобную установку независимо от того, какие сообщения они могут получить из внешнего мира. Они знают, что их понимают, любят. Это дает им возможность легче переживать негативные оценки, критические замечания. Чувство самопринятия и самоуважения помогает выбирать более спокойные, адекватные способы реагирования в непростых ситуациях общения с учителем, одноклассниками.

Уверенность в себе нужна школьнику для реалистического, оптимистического и активного отношения к своим недостаткам. Например: “Я этого еще не умею, но научусь”. При негативном отношении к себе, когда ребенок усвоил замечания со стороны взрослых в свой адрес гораздо в большей степени, чем одобрения, возможны нежелательные варианты переживаний: “Мне это не удается, значит, я – плохой ученик и плохой ребенок”. В данном случае доминирует отрицательный полюс образа себя, нет программы эффективных действий, самоуважение низкое, нет мотивации к перемене, остается только восприятие себя в качестве жертвы.

Можно научить ребенка тому, что эмоциональные состояния не должны быть основой для принятия решения, поскольку связаны с нами самими, а не со смыслом ситуации. Чувства являются отражением нашего физического состояния, настроения, опыта переживания. Они носят указующий характер, побуждают нас к тому, чтобы разобраться в них и понять, что они означают. А для этого ребенок должен научиться отделять реальные факты от эмоциональных оценок.

Эмоциональное оценочное утверждение “Учительница ко мне плохо относится” можно научиться менять на более реалистическое: “Учительница сделала мне сегодня два замечания и поставила тройку”. Определенная дистанция по отношению к чувствам защищает нас от купания в душевной боли, приводит к адекватному восприятию своего поведения и выработке эффективных тактик реагирования в разных ситуациях, даже эмоционально напряженных.

Конечно, все компоненты личностной ресурсности, жизнестойкости взаимосвязаны. Интеллектуальная сфера оказывает влияние на эмоциональную и поведенческую сферы; в свою очередь, эмоции продуцируют развитие определенных мыслей и поведенческих реакций; начиная что-то делать, человек может иначе посмотреть на ситуацию, казавшуюся безвыходной. Поэтому, несомненно, взрослым необходимо помогать детям вырабатывать и оптимальные навыки поведения, и рациональное, саногенное мышление, и эмоциональную саморегуляцию.

Обсуждая факторы жизнестойкости ребенка биологического и психологического уровней, мы постоянно возвращались к уровню социальному – к роли окружающей социокультурной среды, влияющей на ребенка прежде всего через общение со значимыми взрослыми – родителями и учителями. Именно учителя и родители могут при желании стать “психотерапевтическими помощниками” для своих детей.

TopList