Класс-info
Самоопределение
Татьяна Алексеева
Школа для взрослых
Новые перспективы
Конкурс “Самый классный классный”-2009 в г. Сыктывкаре прошел в форме классных часов, проведенных по методу этических диалогов. Каждый учитель работал с незнакомыми ему детьми. Темы для обсуждения выбирали сами ребята – из числа нескольких предложенных.
Ориентир для учителей
Метод этического диалога, разработанный Аллой Ивановной Шемшуриной, достаточно широко известен. Он завоевал признание в начале 2000-х гг. Классные часы на основе этого метода выстраиваются по сюжетному принципу, как история, позволяющая вовлечь ребенка в обсуждение нравственной проблемы.
Конструирование диалога состоит из следующих этапов:
• завязка, выявляющая проблему;
• процесс диалогического общения учителя с учениками в логике развивающего взаимодействия;
• нравственный выбор как итог внутреннего диалога ученика с собой, как самоопределение;
• открытый финал, предполагающий последующие индивидуальные размышления.
Способов вовлечь школьников в обсуждение этической проблемы существует немало: от интригующего вопроса, дилеммы, спорной цитаты, предложенной для анализа ситуации, – до эпизода фильма, фрагмента литературного произведения, игры, незаконченного сюжета, адресованного детям письма и т.д. Метод учитывает возрастные особенности детей: с младшими используются игровые и ролевые сюжеты, сказочные образы; со старшеклассниками – случаи из жизни, конструирование реальных ситуаций.
Диалог строится на основе пошаговой логической цепочки развития мысли. Учитель не явно, но последовательно направляет ученика вопросами “почему?”, “как вы думаете?” и т.д. Метод А.И. Шемшуриной предполагает, что ответы детей никак не оцениваются.
Обязательный элемент этического диалога – установка на доброжелательные и уважительные отношения друг к другу. В начале беседы педагог обычно выражает уверенность, что в течение обсуждения никто не будет обижен и каждому будет приятно и спокойно во взаимодействии с другими. В момент завершения учитель тоже произносит какие-то добрые слова, благодарит всех за участие в разговоре. А в случае непредвиденных конфликтов проводится так называемая “моральная пятиминутка” по следующей схеме:
– учитель выражает сожаление, что не всё в отношениях детей получилось так, как предполагалось, и спрашивает, кто был обижен;
– дети не высказываются, а просто поднимают руки, давая понять, кто испытывает обиду;
– педагог не выясняет суть провинности, а предлагает способ изменить ситуацию: тем, кто чувствует себя в роли обидчика, подойти к тому, кого обидели, и выразить, шепча на ухо, свое сожаление. Или извиниться, пожать руку, положить на парту вырезанный кружочек определенного цвета как символ примирения.
Интересы детей
Классные часы на конкурсе проводились в трех возрастных группах: младшая школа, средняя и старшая, – хотя темы в некоторых случаях пересекались. Общий список тем был таким:
1–7-е классы
• Всегда ли дружба важнее всего?
• Как признаться в серьезной проблеме или ошибке?
• Как строить отношения с теми, кто не похож на вас?
• Как я могу повлиять на поступки моих сверстников?
• Компьютер – враг, друг, помощник?
• Легко любить всё человечество. Соседа любить сумей.
• Любовь и дружба – что это?
• Отношения с родителями.
• Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?
• Я не такой, как все. Как мне добиться признания?
8–11-е классы
• Как стать успешным?
• Как строить отношения с теми, кто не похож на вас?
• Как я могу повлиять на поступки своих сверстников?
• Какие проблемы нас ждут в жизни после школы? Как к ним подготовиться?
• Легко любить всё человечество. Соседа любить сумей.
• Первая любовь бывает настоящей?
• Родители меня не понимают. Как быть?
• Умеем ли мы говорить “нет”?
• Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?
• Я не такой, как все. Как мне добиться признания?
Темы заранее были предложены ученикам разных возрастов в тех школах, на базе которых проходил конкурс. Обсуждение проходило при участии взрослых: классного руководителя и завуча по воспитательной работе. В одних классах дети подошли к выбору очень серьезно – делились на группы, спорили, голосовали. В других темы отбирали более формально, но в любом случае предпочтения ребят отражали значимость для них определенной проблемы, независимо от возраста.
Например, вопрос “Как признаться в серьезной ошибке или проблеме?” заинтересовал учеников как 4-го, так и 7-го классов. А вопрос “Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?” увлек ребят из 3-го, двух 7-х, 9-го и 10-го классов. Темы любви и дружбы закономерно оказались лидирующими: вопросы о дружбе – у младших школьников, а о любви – у ребят, начиная с 7-го класса и до 11-го.
Еще одной значимой проблемой стал вопрос индивидуальных особенностей. Его выбирали ученики разных возрастов в разных формулировках: “Я не такой, как все. Как мне добиться признания?”, “Как строить отношения с теми, кто не похож на вас?”.
Для младших и средних классов была интересна тема “Компьютер – друг, враг, помощник?”, а старшеклассники уже ее не выбирали. Но только старших ребят привлекли вопросы: “Умеем ли мы говорить “нет”?” и “Какие проблемы ждут нас в жизни после школы? Как к ним подготовиться?”.
Только в двух случаях дети вынесли на обсуждение проблему отношений с родителями. Ведь диалоги проходили в открытом режиме – в присутствии жюри и других конкурсантов. Разговор о семейных проблемах, о конфликтах с родителями – слишком интимная сфера. Он даже на обычном классном часе далеко не всегда возможен, требует особого доверия и настроя. Скорее всего, проблемы в отношениях с родителями и со сверстниками могут обсуждаться публично лишь на отвлеченных примерах и в игровых ситуациях.
Педагогические находки
Некоторые из учителей-конкурсантов почти сразу переходили к обсуждению темы. Другие гораздо больше внимания уделяли установлению контакта между детьми в группе. Запомнилось, как один из педагогов попросил ребят, разбившись на пары, пристально посмотреть в глаза собеседнику. Атмосфера в классе заметно изменилась. Сразу возросло внимание, интерес к своему и чужому состоянию.
На этом классном часе обсуждался вопрос: “Как я могу повлиять на поступки моих сверстников?”. Ребята с первых минут на собственном опыте осознали: чтобы повлиять на человека, нужно посмотреть ему в глаза, почувствовать, какой он. Логические доводы отступили перед живым контактом. И хотя потом рассматривались и классифицировались разные способы влияния, важно, что основой для работы ума стал контакт на уровне чувств.
На другом классном часе, где рассматривалась тема “Всё ли можно простить?”, важная часть разговора состояла из осмысления самого понятия прощения: что означает простить? в каких случаях мы произносим “извини”, а в каких – “прости”? Дети отвечали: простить – это “перестать упрекать”, “не держать зла”, “относиться терпимо к тому, что не принимаешь в других”; “не ждать, пока обидевший первый придет мириться”. Вспоминали из опыта, что чувствует человек, когда прощает другого. Не обошлось и без анализа притчи о блудном сыне.
А в конце учительница каждому ребенку сделала небольшой подарок – вложила в руки маленькую фигурку ангела. Дети были еще маленькие – четвероклассники. Для них в итоге все эмоции и размышления соединились в символическом подарке. Теперь он будет напоминать о прошедшем разговоре, помогать, чтобы слова не развеялись, а обрели в сознании весомость ангельской фигурки.
Похожим образом завершилось и другое занятие – “Как признаться в серьезной ошибке или проблеме?”. Разбирали и обсуждали ошибки литературных героев. Вспоминали трудные и болезненные чувства, связанные с признанием своей вины, а также радостное чувство облегчения, если в ответ на признание тебя вдруг поняли и поддержали. Изображали все эти чувства образно, с помощью цветной бумаги.
В конце каждый ребенок получил в ладошку горошину как символ зерна, которое можно выбросить, а можно и в землю посадить. Горошина стала символом личной проблемы, в которой так тяжело признаться. И надо было самому, наедине с собой подумать и решить, что с ней делать дальше: “выбросить”, забыть о ней или “прорастить” как ценный опыт, на котором учишься.
Получается, что, сколько ни обсуждай проблему на словах, ни анализируй на примерах, а завершать такой разговор лучше действием – прямым и конкретным. Младшеклассник, да и ученик средней школы, в большей мере живет телом и эмоциями, чем интеллектом. Ему важно ощутимо, по-настоящему зажать в ладони символический предмет или подарок, чтобы прочувствовать: “Всё – в твоих руках!”.
Открытый финал
Важность и актуальность самого метода этического диалога очевидна. По этой модели можно проводить интереснейшие классные часы, которые запомнятся надолго. Однако на практике выявилось множество подводных камней во взаимодействии учителей с конкретными учениками. Как оказалось, равноправное общение в диалоге труднее всего дается не детям, а самим педагогам.
Некоторым участникам конкурса сложно было разговаривать с детьми на равных, не защищаясь от них “ролью” учителя, непогрешимого и авторитетного. В этическом разговоре многие вставали в позицию обычного педагога-предметника. Немалая часть классных часов проходила по схеме традиционного урока: взрослый заведомо знает правильные ответы и лишь подталкивает детей в нужном ему направлении.
При таком подходе разговоры об этике зачастую сводятся к утверждению “правильности” добра, грешат назидательностью и односторонним морализмом. А все действия, приводящие к ошибкам и конфликтам, клеймятся как “недолжные”.
Однако самые живые, насыщенные обсуждения нравственных вопросов получались, когда детям давали право на отрицательные эмоции. В тех случаях, когда педагоги соглашались, что взросление неизбежно связано с негативным опытом – со склонностью сердиться, обижаться, мстить, ревновать, завидовать, – дети чувствовали к ним доверие, раскрывались, спорили. Но чаще на конкурсных классных часах возникало впечатление, что учителя хронически боятся “не справиться” не только с чужим классом (в чём некоторые признавались прямо, но и со сложностью человеческой души.
Самих же школьников привлекали именно такие темы, которые позволяли соприкоснуться с личными трудностями и болезненными эмоциями. Открытое обсуждение помогло им увидеть, что и с другими людьми происходит нечто похожее. Им тоже бывает с собой сложно справиться. А значит, мы едины в стремлении понять самих себя и друг друга, найти какой-то путь к взаимодействию.
В ходе конкурса учителя присутствовали на классных часах друг друга, видели успехи и неудачи. Такое интенсивное погружение в ситуацию диалогического общения стало для них хорошей школой, заставило усомниться в неоспоримости готовых ответов и убедило в ценности психологических знаний, в важности самообразования.
Педагогические конкурсы нередко проходят как демонстрация достижений. Но по-настоящему плодотворным становится лишь такой конкурс, который дает возможность участникам научиться чему-то новому у своих коллег, проверить силы в непредвиденной ситуации. На этот раз учителя вернулись в свои классы со множеством вопросов и с желанием спорить, обсуждать, думать.
Фото автора