Идеи
Классный час
Наталья Спехова ,
г. Ярославль
г. Ярославль
Путь к мудрости
Игры и упражнения
Почти с первых дней жизни ребенка сопровождает сказка. Сначала она приходит в образе песни, слова которой кроха еще не осознаёт, а уже заворожен ею. Затем открывается как волшебная страна фантазии, где исполняются все мечты и где все добры друг к другу. Потом становится школой жизни.
– Я хочу быть феей.
– А что сделать, чтобы стать феей?
Надо делать добрые дела.
Из разговора с девочкой
Уникальный инструмент
Наверное, многие помнят слова из известной песни-баллады Владимира Высоцкого:
Что остается от сказки потом,
После того, как ее рассказали?
Это зависит от взрослых – от того, на чём будет сделан акцент, как они научат детей воспринимать сказку, что именно научат их в ней видеть и слышать. К.И. Чуковский писал, что цель сказочника – “воспитать в ребенке человечность”.
В совместном общении взрослых и детей сказки и притчи помогают:
– безопасно открыть и поднять волнующие вопросы;
– наладить эмоциональный контакт с ребенком;
– раскрыть, исследовать и развить себя как личность;
– выйти за узкие рамки быта благодаря ореолу волшебства;
– увидеть все возможные пути развития событий и решения жизненных вопросов;
– построить мостик между мудростью, которую несут притча и сказка, и реальной жизнью человека;
– преобразить мир ребенка (и внутренний, и внешний).
Говорят: слово – инструмент, речь – набор инструментов. А значит, притча и сказка – это коллекция уникальных инструментов. Ведь притча многофункциональна. Но “без упражнений наш инструмент останется грубым и несовершенным”, писал К.С. Станиславский. Поэтому предлагаем поупражняться вместе с детьми.
Бал сказочных героев
Задачи: дать детям возможность прочувствовать различные роли, эмоции; показать разные способы разрешения ситуации; скорректировать негативные поведенческие реакции.
Каждому ребенку взрослый подбирает персонажа сказки, где он мог бы стать настоящим героем (сказки и герои подыскиваются соответственно возрасту). Например, если мальчик часто трусит, предложить ему стать Ильей Муромцем; если девочка конфликтует с подружками, дать ей сыграть Золушку. Затем каждый ребенок подбирает себе какой-нибудь аксессуар, характеризующий его роль.
Лучше всего проводить подобную игру в зале с зеркалами (зале ритмической гимнастики) – там дети будут легче сохранять состояние “в роли”. При отсутствии подобного помещения можно провести ее в классе, освободив пространство в центре.
Когда все роли розданы, открывается бал. Ведущий (желательно взрослый) объявляет прибывших гостей – сказочных героев. Каждый из героев немного рассказывает о себе, подходя к ведущему. Например:
– Здравствуйте. Я Илья Муромец, прибыл из села Карачарово. Пока ехал к вам, успел освободить Царевну от Змея (и т.д.).
Далее, как и полагается, начинаются бальные танцы: звучит обычная музыка, знакомая детям (достаточно двух песен). Задача каждого ребенка – в танце отобразить характер своего героя.
После танцев проводится бальная игра “Ручеек”: играющие встают друг за другом парами. Берутся за руки так, чтобы из сцепленных рук получился коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку ручейка. Проходя по коридору, он ищет себе пару, уводя того, кто ему симпатичен.
По окончании бала проводится обсуждение ощущений и впечатлений от прожитой роли.
Возможные вопросы:
• Легко ли было изображать героя?
• Какие были сложности?
• Что мешало сохранять роль?
• Чем вы похожи?
• Чем вы отличаетесь?
• Сыграл ли новый образ роль в выборе партнера в танце и в игре?
• Чем может помочь новый образ в жизни? В разрешении каких ситуаций?
• Можете ли вы вести себя в жизни так, как сказочный герой?
• Каковы слабые и сильные стороны героя?
Примечание:
1. Иногда дети, видя себя в зеркале, начинают переигрывать и даже кривляться. Важно перевести ситуацию в конструктивное русло: например, дать задание: “Я вижу, тебе нравится собственное отражение, это замечательно. Отобрази, пожалуйста, в зеркале характер своего героя”.
2. Бывают ситуации, когда ребенок не желает играть и изображать сказку. В этом случае полезнее будет привлечь его к организации, чтобы он стал вашим помощником на время бала. Пусть это будет роль “распорядителя”. При умелом подходе такой персонаж тоже станет очень интересен и многое даст самому ребенку.
Портреты сказочных героев
Задачи: диагностика эмоциональных связей внутри коллектива, сплочение коллектива, определение самоощущения каждого ребенка относительно коллектива.
Упражнение состоит из двух частей. Проводиться могут как обе части, так и одна из них (в зависимости от целей). При проведении обеих частей разрыв во времени должен быть небольшой: 10–15 минут.
Индивидуальный рисунок
Задание: нарисовать любую сказку (по желанию).
Дети сидят за столами. Во время выполнения в классе должна соблюдаться тишина. По окончании рисунки сдаются и используются при личной беседе с ребенком. Если дети выразят желание, можно сделать выставку рисунков “Мой сказочный герой”.
Групповой рисунок
Задание: каждому ребенку нужно нарисовать любого сказочного героя в любом месте листа, чтобы у всех вместе получилась одна общая сказка.
Организованно готовится новое рабоче-игровое место – в центре сдвигаются четыре парты в один большой стол. Дети рассаживаются вокруг стола. Им дается большой лист ватмана.
По окончании проводится беседа со всем классом (группой детей) и каждым ребенком в отдельности.
Вопросы для коллективного обсуждения:
• Какие герои вам больше нравятся? Чем?
• На каких героев вы хотели бы быть похожи?
• Что стоит изменить в себе, чтоб стать такими, как сказочный герой?
Вопросы для индивидуальной беседы:
• Кого ты нарисовал?
• О ком ты думал, когда рисовал?
• Что делает нарисованный тобой герой?
• Где он находится?
• Что вокруг него?
• О чем он думает?
• Что он чувствует?
• Он тебе нравится?
• Какой у него характер?
• У героя есть какие-нибудь желания?
Важно обратить внимание на следующие нюансы:
1. Какие герои нарисованы: добрые, злые, честные, смелые, трусливые, храбрые?
2. Каким цветом нарисованы герои?
3. В какой они позе?
4. Какое у них выражение лица?
5. Есть ли разница в личном рисунке и коллективном, если есть, то в чем: настроение героев, цветовая гамма, штриховка, размер рисунка и т.д.
Примечание: при необходимости стоит провести более детальный анализ рисунка, обратившись к психологу и результатам интерпретации по методикам “Рисунок человека”, “Рисунок несуществующего животного”.
Дискуссионный клуб “Что я вижу”
Задачи: помочь детям видеть мудрость сказки или притчи, постигать скрытый смысл и принимать его; учить видеть разные пути решения вопроса.
1-й вариант: детям дается домашнее задание прочитать сказку или притчу и подумать над ее смыслом.
2-й вариант: сказка или притча читается в классе учителем. Дается время на обсуждение.
Задание: дать свой вариант толкования.
Провести дискуссию можно в обычном классе. Вопросы, предлагаемые детям для обсуждения, могут быть такими:
• Скажите, о чем эта притча?
• Кто может дополнить?
• Есть ли другие мнения?
• Зачем нужны притчи и сказки?
• О чем заставила задуматься притча?
• Как бы поступили вы на месте героя?
• Что полезного ты почерпнул?
• Кому еще будет полезна эта притча?
• В каких ситуациях ее можно применить (прочитать)?
Примечание: когда дети дадут разные толкования смысла сказки, полезно объяснить, что ее смысл многогранен.
Заключительное слово учителя может быть тоже основано на притче:
– Притчи тем и хороши, что из-за некоторой недосказанности дают простор для разных выводов и суждений, которые ближе каждому. Это возможность поиска ответов. Сказка и притча помогают нам видеть мир объемно. Их можно рассматривать с разных сторон, и все они будут верны, как в притче про слона.
В одном городе, где люди были слепы, остановился с войском чужеземный царь. У него был огромный боевой слон, прославившийся в битвах. Жителям города не терпелось узнать: что же это такое – слон. И вот несколько представителей, дабы разрешить эту задачу, поспешили к царскому лагерю.
Они принялись ощупывать слона. При этом каждый ощупал какую-нибудь одну часть. Трогавший ухо слона сказал:
– Слон – это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер.
Тот, кто ощупал хобот, сказал:
– Он похож на прямую пустотелую трубу.
– Слон могуч и крепок, как колонна, – возразил третий, ощупавший ногу и ступню…
Слон со всех сторон остается самим собой. Только каждый видит его и ощущает по-разному. “Каждое слово имеет только то значение, в каком его может воспринимать слушатель”, – писал Джон Рёск.
Сам себе автор
Задачи: расширить представления учащихся о разных стилях поведения, помочь им осознать наиболее полезные стили.
Задание: ребенку (или группе детей) дается тема, которая затрагивает какие-либо его нерешенные вопросы (дружба, трусость – смелость, честность – лживость и т.п.), и предлагается сочинить сказку на эту тему.
Наводящие вопросы (или технология сочинительства):
• Кто герой сказки?
• Есть ли еще герои?
Опиши характер героя, какой он?
• Есть ли что-то общее у героев?
• Что с ними произошло?
• Кого герой встретил?
• Где он побывал?
• Что он видел?
• Кто ему помогал?
• Что ему помогло?
• Благодаря чему он смог решить…(свой вопрос)?
• Что изменилось в характере героя?
• Что изменилось в жизни героя?
Если ребенок рассказывает сказку, где действуют только отрицательные герои (монстры, чудовища) и присутствуют только разрушительные события, полезно задать ему следующие вопросы:
• Кто этот герой?
• О ком ты думал, когда рассказывал сказку?
• Можешь ли ты оказаться:
– на месте жертвы (если герой – сам ребенок);
– на месте героя (если ребенок в сказке жертва)?
• Что произойдет, если ты окажешься в этой сказке?
• Хочешь ли ты остаться в живых?
• Что надо для этого сделать?
В более сложных ситуациях стоит обратиться к психологу.
Пример из практики
Однажды первоклассник по имени Владик посетовал, что у него нет друзей. Я предложила ему сочинить сказку о дружбе: как он ее видит (что такое дружба, сколько друзей у него, какие они и т.д.). Ведь сценарий жизни, облаченный в сказочную форму, легче изменить. И вот что получилось:
Воздушные друзья
Подружились однажды на службе три вертолета: Спасатель, Пожарник и Перевозчик. Однажды они решили совершить путешествие вокруг света. А, как известно, для вертолетов это сделать сложно. И все-таки друзья отправились в путь. И вот они уже долетели аж до пустыни. Кругом барханы, колючки – и ничего больше. Летят они, и вдруг у Пожарника заглох двигатель! Что делать? Обнаружили утечку горючего – надо заправляться. Да тут еще и песок попал в винт у лопасти.
– Надо вызывать ремонтников и лететь за горючим, – сказал Спасатель.
– Далеко же, – заворчал Перевозчик.
– Долетим! – уверенно ответил друг. – Ты, Пожарник, оставайся здесь, а мы – за подмогой. Скоро будем.
И только они улетели, как поднялась настоящая буря! Песок забивал лобовые стёкла, попадал в винты, мешал лопастям крутиться. И вообще ветер нес вертолеты назад.
– Погибнем мы здесь, – испугался Перевозчик.
– Прорвемся, – прокричал Спасатель, – мы же друзья! А дружбе преграды нипочем.
Кое-как они преодолели пыльное пространство и вдалеке увидели прекрасный город! Обрадовавшись, они полетели с такой скоростью, на какую только были способны. Но сколько они ни летели, а город ближе не становился.
– Это мираж, – разочарованно протянул Перевозчик, совсем уже упав духом.
И тут они увидели немного в стороне еще один город!
– Снова мираж…
– Да нет, это оазис! – прокричал обрадованный Спасатель! Я же говорил, что долетим! Ты лети за горючим, я – за ремонтниками. Через час встречаемся на вертолетной площадке.
И друзья расстались. Сложно было найти в этом городе ремонтников, и все-таки Спасатель нашел. И уже через час он был в назначенном месте. А вот Перевозчика не было. Подождав немного, Спасатель сам отправился за горючим, ведь Пожарник мог погибнуть. Еще через час они с командой подмоги уже искали оставленного в пустыне Пожарника. После бури трудно кого-то найти, и все-таки они увидели вдалеке странный бархан, напоминавший очертаниями вертолет. Его раскопали, починили, почистили и заправили.
– Вот это настоящие друзья! – воскликнул Пожарник. – А где Перевозчик?
– Его нет, – ответил Спасатель и вспомнил, как Перевозчик еще в полете говорил, что Пожарника давно уже засыпало песком. И возвращаться нет смысла. Что они могут тоже погибнуть, поэтому он останется в оазисе. Тогда Спасатель не придал всерьез значения этим словам, ведь они же друзья... Сейчас понял – тот говорил правду, он оставил их. Вот только другу рассказывать не стал. И свое путешествие Спасатель и Пожарник продолжали уже вдвоем. Верные настоящие друзья, готовые прийти на помощь друг другу.
Через некоторое время мальчик уже делился рассказами о настоящей, не сказочной дружбе. На самом деле многие ценности у детей находятся еще на стадии осознания, поэтому такие истории помогают им понять, чего они хотят.
Сказки-подсказки
Задачи: учить детей создавать несколько вариантов решения одной задачи, видеть возможности разных толкований.
Задание: педагог составляет с детьми самодельные книги различной тематики: сборник сказок и притч о дружбе, сборник хорошего настроения, сборник притч-действий. Чтобы достичь ощутимых результатов, важно иметь разнообразные и убедительные примеры.
1-й этап: каждый ребенок заводит тетрадь для учебных сказок.
2-й этап: читая сказки и притчи, учитель вместе с детьми определяет, в каком контексте они могут быть применены. Затем дети записывают в тетрадь их краткое содержание (3–4 предложения, тем самым тренируя и умение выделить главную мысль), помечая, где они пригодятся.
3-й этап: детям периодически дается задание на дом – найти сказку или притчу под конкретную задачу, тему. В классе совместно проводится обсуждение и конспектирование краткого содержания наиболее понравившихся произведений.
Примерные вопросы детям могут быть такими:
• О чем эти притчи?
• Что общего в них?
• Чем отличаются?
• Чему учат?
• Какая из притч вам ближе?
• Какая бы притча могла понравиться вашим маме и папе?
Например, дается тема “Отцы и дети”. Во вводном слове можно дать два примера, показывающих совершенно разные стороны взаимоотношений отцов и детей.
Уважение к отцу
У богатого Дамы был красивый драгоценный камень. К нему пришли покупатели. А Дама ответил, что сейчас не может продать камень, поскольку, чтобы его взять, нужно разбудить отца. Покупатели стали предлагать разную цену: всё большую и большую. Когда, наконец, они предложили баснословную сумму, проснулся отец, и Дама согласился продать камень. Покупатели вручили ему сумму, названную последней, а тот отказался:
– Я продам камень за первоначальную цену, потому что уважение к отцу не продается.
Улыбка отца
(Притча от Александра Шубникова)
– Я умею всё! – сказал сын отцу, научившись писать первую букву.
Отец улыбнулся и подарил ему букварь.
– Я знаю мир! – заявил сын, обойдя открытые комнаты в доме.
Отец улыбнулся и вывел его в сад.
– Я самый, самый, самый!
А отец всё улыбался и улыбался.
Коллекция таких уникальных “инструментов”, как притчи и сказки, помогает детям познавать свои взаимоотношения, свою жизнь, а педагогам и родителям – совершенствовать процесс воспитания. По убеждению А.С. Макаренко, “хорошо рассказанная сказка – это уже начало культурного воспитания”.