Идеи
Классный час
Юлия Амбросова ,
ГОУ СОШ № 318, г.Санкт-Петербург
ГОУ СОШ № 318, г.Санкт-Петербург
Знак вопроса
Психологический портрет класса
Предлагаемая технология дает возможность выйти на более высокий уровень общения не только в классных коллективах, но и в коллективе самих педагогов. Эта технология особенно интересна для классных руководителей 1–6-х классов, но с диагностической точки зрения она универсальна и может быть применена в любом формирующемся коллективе.
Необычный проект
Современной школе необходим педагог-исследователь. А совместная опытно-экспериментальная работа повышает уровень педагогического мастерства и педагогической культуры учителей. Хочу поделиться опытом проведения в рамках всей школы проекта “Альбом “Наш класс”” и обсуждения его на методическом объединении классных руководителей.
Для того чтобы изучить учеников класса, их отношения, общение, деятельность, уровень комфортности в классном коллективе, было предложено провести в школе опытно-экспериментальную работу “Альбом “Наш класс”” для учеников 1–9-х классов, а также их классных руководителей.
Какие цели были поставлены?
– получить педагогически важную информацию об учащихся;
– дать краткую психолого-педагогическую характеристику класса;
– изучить потребности, интересы, склонности, другие личностные характеристики членов классного коллектива;
– определить состояние в нем деловых и межличностных отношений;
– включить всех учеников классных коллективов и их классных руководителей в совместную деятельность.
Работа проводилась в два этапа.
Создание альбома
Первый этап проекта – купить альбом для рисования каждому классу. Дальше классный руководитель вместе с детьми оформляет обложку альбома, на которой делается надпись: “Наш класс 1-й “А”.
Каждому ученику выдается по одному листу из альбома и предлагается оформить его в течение одного–двух дней (можно это сделать и на классных часах) следующим образом:
• подписать лист (например, Полякова Катя);
• положить альбомный лист перед собой горизонтально;
• разделить его на 4 равных между собой прямоугольника;
• в первом прямоугольнике нужно нарисовать обобщенный портрет (лицо) своего класса (это не карикатура); если нарисовать портрет трудно, изображается лицо в упрощенной форме. Важно точно прорисовать глаза, рот и овал лица;
• во втором – большой квадрат, раскрасить его тем цветом, с каким вы сравниваете свой класс, и где-то здесь поставить букву Я (для педагога: буква Я определяет место ученика в классе);
• в третьем – круг, размер которого будет определять количество друзей в классе;
• в четвертом – посвящение своему классу. Это подарок, он может быть выполнен как творческое задание (рисунок, стихи, слова и т. д.).
Творчество поощряется на любом этапе работы. Главное – рисовать красочно! Ниже приведены два примера альбомных листов:
Благоприятный уровень комфортности может быть достигнут только с учетом взаимоотношений Ученик – Ученик. Поэтому надо уделить особое внимание качеству выполнения предлагаемого рисунка. Рисунки детей не должны подвергаться критике со стороны взрослых и обсуждаться с другими учениками класса.
После выполнения рисунки собираются и складываются в альбомы по классам.
Исследование результатов
После того как были собраны альбомы, началось очень интересное психолого-педагогическое исследование полученных материалов, несмотря на то, что времени ушло достаточно много. Оно проходило в середине учебного года в форме мастерской. Учителя работали совместно с психологами, которые были приглашены специально.
Образ класса
Задачи:
– познакомиться с результатами опытно-экспериментальной работы;
– перейти к учебно-исследовательской деятельности;
– создать психолого-педагогическую характеристику класса;
– определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем межличностных отношений;
– определить уровень комфортности ребенка в коллективе;
– обратить внимание классных руководителей на особенности детей класса, их характеров, а также на особенности взаимоотношений.
В результате анализа первой части альбома “Лицо класса” были выделены 4 основных часто встречающихся типов лица с психологической характеристикой каждого. Эти результаты были представлены в виде презентации.
Веселый образ класса
В классе по-настоящему дружно, хорошо, комфортно. И класс ребенку представляется именно таким. Образ искренний, открытый, радостный. Все стремятся жить ради улыбки товарища. Теплота во взаимоотношениях.
Смешанный образ: и веселый, и грустный.
Половина лица – это признак усложнения взаимоотношений. Ребенок еще не определился. Дети взрослеют – отношения между ними разные: доброжелательные, конфликтные. И в этом ничего страшного нет, закономерно – взрослеют.
Грустный образ, печальный. Класс воспринимается именно так.
И вот здесь внимание! Значит, ребенок ощущает дискомфорт, взаимоотношения в коллективе некомфортные, конфликтные. У некоторых появлялись слезы: т.е. ощущение полного дискомфорта, тревожность.
Если изображаются зубы, это отражение агрессии (надо отметить, что их было немало).
Озорной образ, хитрый, способный даже обмануть.
Это комфортные взаимоотношения.
Конечно, рисунки ребят выглядели намного красочнее и интереснее.
Далее были представлены результаты исследования по каждому классу в сравнении с параллелями, например: 1-й “А” и 1-й “Б”; 5-й “А” и 5-й “Б” в виде диаграмм.
Особое внимание уделялось классам, в которых прослеживались определенные трудности. Были сделаны соответствующие выводы. Например:
3-й “Б” – нет теплоты во взаимоотношениях, ребята чувствуют себя некомфортно. В коллективах нет того, что объединяло бы ребят: вроде бы все вместе, и в то же время каждый сам за себя. В данном случае ребята не решаются или не желают пойти навстречу друг другу. То есть общение ребят не приносит им удовольствия.
В итоге результаты превзошли все ожидания: учителя бурно вступили в дискуссию, стали с большим интересом обсуждать увиденное. “Лицо класса” показало, что в основном в школе учатся классы, в которых сформировалась достаточно комфортная атмосфера, где учащиеся чувствуют себя уютно, неконфликтно, удовлетворенно. В то же время было выявлено три класса с некомфортными взаимоотношениями.
После обсуждения были даны рекомендации классным руководителям:
Педагогу-воспитателю продумать дальнейшую воспитательную работу, направленную на сплочение классного коллектива. Возможна совместная работа с психологом (тренинги, психологические игры).
Продумать коллективно-творческие дела.
Продумать систему бесед на тему межличностных отношений.
Со второй и третьей частями альбомного листа ““Я“ в классе” и “Круг друзей” проводится аналогичная работа, которой стоит посвятить следующее заседание методического объединения. Результаты могут выглядеть так:
“Я” в классе
Задачи:
– изучить индивидуальные особенности детей в классе;
– выяснить представления каждого учащегося о том, как он ощущает свое “Я” в коллективе: ставит ли себя выше всех, играет ли класс для него важную роль, а может, ученик ощущает себя вообще вне коллектива.
“Я” – это проявление эго.
“Я” в центре: ярко выражен эгоцентризм. С одной стороны, это хорошо, с другой стороны, если в классе таких ребят много, то классному руководителю сложно в общении с коллективом, да и ребята испытывают трудности.
“Я” не в центре, но обязательно внутри. Это хорошо: ребенок адекватно воспринимает себя в коллективе, не ставя себя на первое место, прислушивается к мнению коллектива.
“Я” за прямоугольником. Это нехорошо: ребенок не видит себя в коллективе, а существует как бы вне его, выводит себя за его рамки.
“Я” вообще нет. То есть у ребенка отсутствует само понятие “Я” – эго, и он не ощущает себя как личность (необходимо обратиться к психологу).
“Круг друзей”
После представления результатов в виде диаграмм были выведены таблицы и рейтинги по всем классам. Например:
8-й “В” класс 55%
6-й “В” класс 48%
1-й “Б” класс 41%
5-й “А” и 8-й “А” классы 38%
4-й “А” класс 37%
2-й “А” класс 36%
6-й “А” класс 35%
3-й “А” класс 30%
5-й “Б” класс 22%
10-й “А” класс 19%
4-й “Б” класс 11%
3-й “Б”, 9-й “А”,
8-й “Б”, 9-й “Б” классы 10%
Здесь число в % показывает “дружность” класса, то есть, например, в 8-м “В” классе дети считают своими друзьями 55% своих одноклассников.
Задачи, которые были поставлены в начале этой учебно-исследовательской, диагностической работы, были достигнуты. Была обеспечена методическая помощь учителям-воспитателям в освоении инновационных программ и технологий. Каждый классный руководитель получил важную информацию об учениках, сам участвовал в коллективном составлении психолого-педагогической характеристики класса, научился определять уровень комфортности каждого воспитанника в классном коллективе, изучил потребности, интересы, склонности каждого ученика в межличностных отношениях.
А самое главное, удалось заинтересовать всех без исключения классных руководителей, объединить их вместе, включить в совместную деятельность. В конце учебного года, когда работа была завершена, все смело могли воскликнуть: “Мы – коллектив!”. И это уже здорово.