Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №5/2010

Идеи

Cамоопределение

Елена Ищук ,
г.Иваново

Вместе мы – сила

Обмен педагогическим опытом

“Хочешь изменить школу – начни с себя!” – под таким девизом в октябре 2006 года учителя Ивановской области создали общественную организацию “Ассоциация классных руководителей” – пространство равноправного общения педагогов данного региона.

Как ни парадоксально, но своим рождением ассоциация обязана решению правительства о вознаграждении за классное руководство. Естественно, дискуссии об оплате труда классных руководителей шли в разных направлениях:

– Много или мало денег получит учитель?

– Что это изменит?

– Что теперь будут требовать от классного руководителя?

– Каковы критерии оценки его работы?

В результате многие коллеги констатировали, что классный руководитель сегодня выступает в разных ролях, наиболее распространенные среди них – формалист и энтузиаст. А где же профессионалы? Их мало. По каким критериям можно судить о компетентности классного руководителя?

Профессия педагога потенциально является одним из наиболее творческих видов деятельности. Предмет творчества – воспитание и образование уникальной и неповторимой человеческой личности. Соответственно и сам учитель должен быть личностью творческой. Учитель постоянно находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения.

Однако управляют школой в основном директивно. К учителю относятся с недоверием, непониманием, вынуждая его тратить огромное количество сил и времени на оформление отчетности. Деятельность педагога ограничена нескончаемым потоком приказов, нормативов, внешних требований, обилием конкурсов, в которых приходится участвовать и классам, и самим учителям. Педагоги живут и работают в постоянном напряжении. Как несвободный учитель сможет воспитать свободного ученика? Как поддержать классного руководителя?

Для того чтобы в подобных условиях повысить свой творческий потенциал и уровень компетентности, необходимо создавать такие организационно-педагогические условия, которые позволят продуктивно общаться с коллегами, обмениваться опытом, будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию. На реализацию этих задач и направлена деятельность ассоциации.

Задачи ассоциации:

– консолидация учителей;

– укрепление и развитие профессиональных связей;

– устранение дефицита педагогического общения;

– поддержка разобщенных классных руководителей.

Основные формы работы:

– педагогические десанты на территории области;

– знакомство с инновационным опытом;

– совместное участие в общественной экспертизе и конкурсах;

– обсуждение актуальных вопросов воспитательной работы.

Главное отличие ассоциации от методического объединения в том, что помощь учителям оказывается адресно, в зависимости от проблем конкретного классного руководителя.

Ивановская областная организация “Ассоциация классных руководителей” внесена в Государственный реестр некоммерческих организаций 15 сентября 2008 года, имеет свой счет и логотип.

В состав ассоциации входят территориальные отделения, которые созданы в городских округах Иваново, Тейково, Кинешма. На сегодняшний день ассоциация объединяет 103 педагога из 16 территорий.

Ассоциацию поддерживают преподаватели высшей школы, Департамент образования, Институт развития образования Ивановской области, Управление образования администрации г. Иванова, заведующие районными методическими службами.

Есть и серьезные проблемы, с которыми участники ассоциации столкнулись в самом начале пути. Например, приехать на встречу или мероприятие в Иваново могут далеко не все: некоторые районы значительно удалены от центра.

Казалось бы, эту задачу решают педагогические десанты, в ходе которых члены ассоциации приезжают в отдаленные районы, обмениваются опытом, готовят совместные проекты, обсуждают наиболее острые темы, проводят проблемно-деятельностные игры, экспертизы и др. Но для поездок по области необходимы финансовые средства. Если использовать средства органов образования, то работа приобретет формальный характер, поскольку в первую очередь будет определяться не реальными потребностями учителей, а директивами сверху и отчетностью.

Поэтому вопрос о финансовой стороне деятельности ассоциации пока остается открытым. В данный период решается задача создания собственного фонда.

Ассоциация еще только начинает свою деятельность. Впереди намечено много дел:

– создание новых территориальных отделений;

– летняя школа для классного руководителя “В поисках смысла” для творчески работающих классных руководителей, ищущих новые идеи, смыслы, единомышленников;

– организация “Мастерской классного руководителя”;

– проведение открытых дискуссий с родителями, учителями и учениками;

– разработка механизма включения классных руководителей в научно-исследовательскую работу (менеджмент воспитания);

– создание рекомендаций по оптимизации работы классного руководителя;

– участие в конкурсах общественных организаций на получение грантов для развития.

В чем состоит содержание воспитания? Каков жизненный идеал современного человека? Каковы критерии успешного воспитания?

В реальной школьной жизни классные руководители и учителя вынуждены искать ответы на эти и другие вопросы самостоятельно, разрозненно, интуитивно. Ассоциация классных руководителей позволяет думать над этими и многими другими вопросами совместно, поддерживая друг друга.

Фото из архива атора

TopList