Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №5/2010

Идеи

Cамоопределение

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Классное руководство»

Над пропастью – во лжи

Об обязанностях классного руководителя

Если выполнять все требования, которые предъявляет государство к классному руководителю, времени на проведение уроков и настоящую внеклассную работу с детьми не останется вовсе.

Если их не выполнять – выговоры будут сыпаться один за другим; ни учителю, ни его ученикам лучше не станет.

Приходится лгать. Либо администрации, сдавая фиктивные отчеты, либо детям, проводя скучные мероприятия “для галочки”.

Кривое зеркало модернизации

Я много езжу по России, встречаюсь с учителями, завучами, директорами школ. На каждой встрече рассказываю об интересных находках, сделанных нашими авторами, показываю газеты: “Берите, пользуйтесь, на страницах нашей газеты вы найдете много интересного. Мы стараемся публиковать только такие статьи, которые можно использовать в работе классного руководителя, – увлекательные классные часы, родительские собрания, общешкольные мероприятия… Используя наши материалы, учитель может помочь многим детям справиться со своими проблемами, успешно закончить школу, противостоять трудностям жизни…”. А в ответ вижу усталые глаза, в которых без слов читается: “Где же взять силы и время на всё это?”

Классное руководство всегда было не очень желанной работой для учителей: делать нужно много, ответственности – через край, а платят – копейки. Но раньше, когда количество отчетности не было запредельным, многие учителя выполняли эту работу с любовью: уж очень велика отдача от этого труда, ведь нет для учителя ничего важнее настоящего взаимопонимания с учениками, их уважения и любви – главного итога работы хорошего классного руководителя.

Теперь наступили трудные времена. К привычным бумажно-отчетным обязанностям классного руководителя (заполнение журнала, оформление плана воспитательной работы, учет прибывших и убывших) прибавилось такое количество бумаг, которые нужно заполнять, что становится страшно. Особенно много отчетов приходится сдавать тем, кто живет в так называемых экспериментальных регионах, – там, где апробируется проект модернизации образования. Люди не очень хорошо понимают, в чем именно эта самая модернизация состоит, но при этом спокойно пишут положительные отчеты: за участие в эксперименте школам доплачивают, а разве можно плохо говорить о тех, кто тебе дает деньги? И при этом не понимают, что они своими собственными руками роют огромную яму, в которой вся система внеурочной работы с детьми в скором времени будет похоронена. Потому что, если то, что сегодня считается экспериментальным, будет принято (благодаря дружным отчетам благодарных за материальную помощь педагогов), деньги в их школы перестанут вкладывать, а “новшества”, которые незаметно для самих себя они признали как правильные, останутся.

Утро начинается с отчета

Рассказ об отчетах – не мои фантазии, а почти дословное изложение работающих в одном из экспериментальных регионов России людей. Впрочем, многое из того, что делается там, уже давно никаким экспериментом не является и требуется почти повсеместно.

Все эти отчеты сдаются в письменном виде, чтобы их можно было суммировать и анализировать.

Итак, каждое утро для классного руководителя начинается с отчета. В связи с напряженной эпидемиологической ситуацией все сдают медицинской сестре сведения о заболевших и здоровых детях, точно указывая причину каждого заболевания.

Ежедневно сдается и отчет по питанию. В нем классные руководители должны указать, сколько детей получили полный горячий обед, сколько – комплексный, сколько – только второе блюдо или купили лишь булочку. Это необходимо, чтобы дети правильно питались, получали необходимое количество витаминов.

Каждую четверть классные руководители отчитываются заместителям директоров по воспитательной работе о занятости учеников во внеурочное время. О тех ребятах, которые стоят на внутришкольном учете и на учете в детской комнате милиции, подобные отчеты обязательно представляются администрации ежемесячно: каждый сложный ребенок должен посещать кружки по интересам.

Каждую четверть классные руководители делают отчет для завучей по учебно-воспитательной работе по успеваемости учащихся класса.

Отдельно каждую четверть сдаются отчеты о работе с учащимися, состоящими на внутришкольном учете или в детской комнате милиции.

Каждую четверть сдается отчет по передвижению учащихся: кто выбыл из класса, кто прибыл – по специальной форме.

Каждую четверть классный руководитель сдает отчет по мониторингу портфолио учащихся. Очень сложная работа, которую все как один – и завучи, и классные руководители – называют ужасной. Чтобы написать такой отчет, каждый классный руководитель должен проанализировать портфолио каждого учащегося, проверить правильность его составления и вычислить по определенной шкале балл портфолио каждого ребенка и средний балл класса.

Кроме этого, как минимум раз в четверть сдаются протоколы родительских собраний, отчет об инструктаже по технике безопасности.

Раз в год сдается отчет по уровню воспитанности. Перед тем как написать такой отчет, классный руководитель обязан провести индивидуальные собеседования с каждым ребенком. Эти отчеты вкладываются в портфолио директора школы.

Напомним, что речь идет не об освобожденных классных руководителях и не о тьюторах, а об учителях-предметниках, которые ведут уроки. За всю эту работу классный руководитель получает 20% от ставки, то есть от 1000 до 3000 (в лучшем случае!) рублей.

Попытки ввести в школе ставки освобожденных классных руководителей предпринимаются более 15 лет. К сожалению, такая практика становится все более и более редкой.

Помогите!

Хорошие администраторы стараются сделать все, чтобы помочь своим классным руководителям, облегчить их работу. Например, заранее, в июне, выкладывают в школьную сеть (в специальную папку “Классным руководителям”) ряд материалов, необходимых всем.

Там можно найти электронную версию плана воспитательной работы на будущий учебный год. Например такой.

Рекомендации классным руководителям по тематическому
планированию классных часов, мероприятий на 2009–2010 уч. год

Месяц Неделя Тематика, направленность кл. часа, мероприятия
Сентябрь 1 Кл.час на Празднике первого звонка
2 Профилактика дорожно-транспортного травматизма (Акция “Внимание:дети!”)
3 Антинаркотическая пропаганда (месячник)
4 Месячник ГО (действия при пожарах, землетрясениях и др.ЧС)
Октябрь 1 Мероприятие ко Дню пожилых людей (встреча с ветеранами )
2  
3  
4  
5 Мероприятие на осенних каникулах
Ноябрь 1  
2 Мероприятие ко Всемирному дню отказа от курения
3 Мероприятие, посвященное Дню матери
4 Мероприятие ко Всемирному дню борьбы со СПИДом
Декабрь 1  
2 Мероприятие правовой направленности (День Конституции, День прав человека)
3  
4  
Январь 1
2
Мероприятие на зимних каникулах
3  
4  
5  
Февраль 1  
2 Мероприятие патриотической направленности (с 23.02 по 20.02) в рамках месячника оборонно-спортивной работы (встречи с военнослужащими и т.д.)
3  
4  
Март 1 Мероприятие к 8 Марта
2  
3 Мероприятие по профориентации (с 01.03–15.05)
4 Мероприятие на весенних каникулах
Апрель 1 Кл. час ко Всемирному дню здоровья (07.04)
2  
3 Мероприятие по противопож. безопасности (месячник)
4  
5 Мероприятие ко Дню Победы (встречи с ветеранами ВОВ)
Май 1  
2 Мероприятие ко Дню семьи
3 Мероприятие ко Дню города
  4 Мероприятие на Празднике последнего звонка

Используя общий план, каждый классный руководитель без лишних затрат сил и времени способен составить план воспитательной работы класса. Сначала учитель выбирает из общего плана только те мероприятия, которые по возрасту соответствуют его классу. После этого включает в общий план 34 классных часа, которые он намечает провести в предстоящем учебном году.

Отдельно в той же папке размещаются план проведения родительских собраний, различные бланки (протокола родительского собрания, анализа мероприятия, схемы портфолио учащихся и многого другого) – всё, что может пригодиться в работе классного руководителя.

Но даже самые лучшие матрицы планов классных часов, родительских собраний и внутришкольных мероприятий не спасают от лжи. Потому что каждому классному руководителю постоянно приходится делать выбор между оформлением отчетности и работой с детьми. К несчастью, все чаще в проигрыше остаются дети: они не могут повлиять на заработную плату своих классных руководителей, а администрация – может. В результате в каждой школе постоянно увеличивается количество показных мероприятий и красивых папок с отчетами. А времени на настоящую работу с детьми катастрофически не хватает.

TopList