Живые истории
Глазами учителей
Татьяна Подгорная
Дань благодарности
Значимые отношения
Внимание и душевное тепло, обращенные на ребенка, спасают не только его. Сохранив память о руке, протянутой навстречу, о поддержке со стороны учителя, в будущем он и сам станет для других источником сочувствия и понимания.
Наверное, в каждом классе есть такие ученики: с заниженной самооценкой, тихие, с большим трудом усваивающие материал. Они часто оказываются обделены вниманием педагога, хотя больше всего нуждаются в нем.
В школьные годы я была очень неуверенной в себе, долго терпела насмешки и издевательства со стороны одноклассников. Несмотря на все старания, часто получала тройки по математике и физике (училась в математической школе), не могла выполнить нормативы по физкультуре. Ждала, но не чувствовала от учителей понимания и поддержки. К счастью, в восьмом классе встретила своего настоящего Учителя – Искру Васильевну, которая стала вести у нас русский язык и литературу. Общение с ней помогло мне справиться с трудностями, поверить в себя и во многом предопределило выбор жизненного пути.
Когда мы учились в старших классах, все в школе знали, что я собираюсь поступать в педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Мне часто доверяли замену заболевших учителей и проверку тетрадей, а в качестве общественного поручения предложили организовать шефство над младшими ребятами.
Общение с Искрой Васильевной продолжилось и после того, как я окончила школу: она поддерживала меня в самые тяжелые моменты. Этот замечательный человек и сейчас остается для меня очень важным.
Осмысливая события, происходившие в моей жизни в период взросления, понимаю: я просто не могла выбрать другую профессию, а начав работать в школе, – остаться равнодушной к проблемам тех, кому что-то дается трудно.
В первые годы работы в школе я еще была студенткой педагогического института. Восьмой класс, конец недельного погружения в словесность. Ощущение, что не удалось реализовать многое из задуманного. Размышляю про себя: “Ничего не получается. Занимаюсь не своим делом? Но ученики не виноваты! Не раскисать!”. Продолжаю вести урок, но не могу избавиться от растерянности и бессилия. Даю итоговое сочинение, от которого не жду ни ярких работ, ни даже отдельных интересных мыслей.
Вроде бы всё шло как обычно: старалась держать в поле зрения всех ребят. К тем, кому трудно, внимания – чуть больше, чем к остальным.
И вдруг – прорыв! Женя, один из тех, кого мы так часто раз и навсегда записываем в “слабые”, – не умеющий точно выражать на письме свои мысли, допускающий огромное количество ошибок, задавленный постоянными неудачами, – решается написать о самом сокровенном – о гибели любимой собаки, которая была его лучшим другом, – и сразу находит очень яркие, точные слова, передающие его чувства и переживания. Главное – подросток, возможно, впервые смог выразить себя, а значит, поднялся на новую ступень развития.
Читаю сочинение и испытываю огромную благодарность к человеку, написавшему о своих переживаниях, которые даже более чем через год после потери любимого существа остались столь же острыми. Благодарность – за доверие ко мне, совсем еще молодому и неопытному учителю, первый год работающему в этом классе. И одновременно – благодарность к дорогой Искре Васильевне, которая, как никто другой, помогла мне сформироваться как личности и на протяжении многих лет поддерживает меня в трудных ситуациях.
Потом жизнь Жени внешне почти не изменилась: всё та же неуспешность в учебе и сосредоточенность на собственном внутреннем мире (который неожиданно для педагога оказался столь богатым), редкие мгновения побед – прежде всего над самим собой. Но тот первый успех, отмеченный при всём классе, вероятно, остался одним из самых ярких воспоминаний подростка о школьных годах. А меня этот случай заставил задуматься о том, как важно, чтобы учитель чувствовал состояние каждого ученика и мог вовремя прийти к нему на помощь. О том, как трудно быть Настоящим Учителем и не обманывать ожидания ребят, которым часто так не хватает рядом настоящего друга и наставника.
Другая ситуация. Алешу, ученика девятого класса, перевели на индивидуальное обучение по основным предметам, так как в предыдущие годы он часто пропускал занятия по болезни, имел большие пробелы в знаниях и не мог усваивать учебный материал в одном темпе со своими одноклассниками. Моей задачей как учителя было организовать работу с ним в спокойной, доброжелательной атмосфере, фиксировать каждый, пусть даже самый незначительный, его успех и помогать ему обрести веру в свои силы.
Как я строила свою работу с Алексеем? Просто вспомнила, что в юности больше всего ценила в отношениях с Искрой Васильевной, чем она отличалась от других учителей нашей математической школы – далеко не самой худшей. И верила в него – несмотря ни на что, стремилась выстраивать работу с ним, как со взрослым, помогала решать возникавшие проблемы, но никогда не делала этого за него – только вместе.
Казалось бы, ничего особенного… Однако убеждалась не раз: подростки всегда тонко чувствуют отношение к ним учителя, любого взрослого, и уже одно это может стать очень эффективным педагогическим средством. Так и получилось: осознав ответственность за свою дальнейшую судьбу, ученик очень повзрослел внутренне и начал действовать активно: договаривался с учителями о времени занятий, сам брал в поликлинике справку для сдачи экзаменов в щадящем режиме, усиленно готовился к ним.
В результате долгой непростой работы Алексей успешно сдал экзамены за неполную среднюю школу, получив за изложение заслуженную четверку. После девятого класса поступил в профессиональное училище на специальность, которую выбрал сам, окончил его и сейчас вполне доволен своей жизнью. А ведь если бы в школе не пошли ему навстречу и не организовали индивидуальное обучение, всё могло бы быть по-другому.
На мой взгляд, самая важная задача педагога – постоянно анализировать, что происходит с учеником, замечать и фиксировать для ребенка, подростка каждое его достижение, помогать ему становиться увереннее в себе. Это – лучшее, что может дать учитель растущему человеку. Такое – не забывается.