Класс-info
Классный час
Елена Кололеева ,
учитель истории и обществознания, МОУ «СОШ № 1», г. Усть-Лабинск, Краснодарский край
учитель истории и обществознания, МОУ «СОШ № 1», г. Усть-Лабинск, Краснодарский край
Вселенная метро
Материалы, конкурсы, задания
Многое в окружающем мире кажется ребятам привычным, как будто так было всегда: компьютеры, видеомагнитофоны и плееры, машины и метро... Конкурсы и викторины по истории техники могут не только разнообразить праздник или классный час, но и натолкнуть школьников на новые идеи: а что если самим устроить похожее мероприятие о какой-то из технических новинок?
История метро
Наземный транспорт крупных городов уже в середине XIX века перестал справляться с ежедневными перевозками десятков тысяч пассажиров. Улицы были забиты экипажами, которые двигались ненамного быстрее пешеходов.
Впервые городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров появилась в 1863 году в Лондоне. Первая линия была на паровой тяге. Ее длина была 3,6 км, а тоннель находился на небольшой глубине. Строительство вела компания “Метрополитен Рейлвейз”, и сеть внеуличных железных дорог стала именоваться “Metropoliten” – по названию строившей ее компании или сокращенно – “метро”.
В первый же год услугами метро воспользовались 9,5 млн. человек. В 1890 году в Лондоне уже были построены первые тоннели глубокого заложения. Вскоре на смену шумным и грязным паровым поездам пришли вагоны на электрической тяге. Использование электрической тяги освободило тоннели от дыма и копоти и улучшило условия эксплуатации городской подземной линии.
Знаете ли вы, что…
Метро – самый пассажироемкий вид транспорта: оно способно перевозить 60 тыс. пассажиров в час. Сегодня поезда метрополитена перевозят пассажиров более, чем в 60 городах мира.
Метро отличается большой пропускной способностью, регулярностью и высокой эксплуатационной скоростью движения поездов. Линии метро могут быть подземными (в тоннелях), наземными и надземными (на эстакадах). Подземные линии метро получили наибольшее распространение, так как они не нарушают исторически сложившейся планировки города, не стесняют движения городского наземного транспорта и пешеходов, способствуют уменьшению шума и вибрации в зданиях от движения поездов.
В разных городах метрополитен называют по-разному, например: в Лондоне – трубой, в Париже и Москве – метро, а в Нью-Йорке – сабвеем.
Первые линии московского метро общей протяженностью 11,6 км с 13 станциями и всем комплексом сооружений были построены за 3 года и сданы в эксплуатацию 15 мая 1935 года. Таких темпов сооружения метро мировая практика до того момента не знала.
Московское метро перевозит около 9 млн. пассажиров ежедневно, у него 12 линий (одна их них – линия легкого метро) и 180 станций.
По богатству внутреннего оформления старые станции московского метро не имеют себе равных. Этому уделялось внимание на самом высоком уровне. В блокадном Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) делали мозаику для станции “Комсомольская” и в тех тяжелейших условиях доставляли ее в Москву.
15 ноября 1955 года был сдан в эксплуатацию первый участок метро в Ленинграде протяженностью 10,8 км с 8 станциями.
Необходимость в метро – скоростном транспорте, не загромождающем уличной дорожной сети и не имеющем пересечений на одном уровне, ощущается в большинстве городов с численностью населения свыше 1 млн. человек. Сегодня метро есть и в других городах России: Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге, Казани. Строится метро в Челябинске, Красноярске, Ростове-на-Дону, Омске.
Метрополитен удобен для пассажиров, совершающих сравнительно дальние поездки, поэтому расстояние между станциями в городах России, как правило, устанавливается от 1 до 2 километров. Среднее расстояние между станциями метрополитена Берлина, Мадрида, Милана, Буэнос-Айреса, Торонто и некоторых других городов Европы и Америки составляет 500–800 метров.
Ширина колеи российского метро такая же, как ширина обычной “большой” железнодорожной колеи (1520 мм). В зарубежных метро наиболее распространена ширина колеи 1435 мм. Однако в некоторых странах единый стандарт ширины колеи отсутствует (в Японии, например, приняты колеи 1067, 1372, 1435 и 2180 мм).
Поезда метро на отдельных участках развивают скорость до 90 км/ч и следуют с интервалом менее минуты. За безопасностью движения следит централизованная система контроля, которая останавливает поезд, проехавший запрещающий сигнал светофора. Выдерживать график движения машинисту помогают интервальные часы, стоящие на каждой станции перед тоннелем. Они показывают, сколько минут и секунд назад ушел предыдущий поезд.
Метрополитен представляет собой большой комплекс сооружений и устройств, из которых основными являются: станции и вестибюли со служебными помещениями, эскалаторные устройства, перегонные тоннели, камеры съездов и тупики, вагонные депо с производственными цехами и бытовыми помещениями, тяговые и понижающие электрические подстанции, тоннельные сооружения для инженерного и санитарно-технического оборудования, вентиляции, водоотлива и водоснабжения.
Конкурс “Метро-...”
Задание: вписать в клетки недостающие буквы.
1. Это метро – маятниковый прибор, отмечающий ударами короткие промежутки времени (метроном).
2. Это метро – состав сцепленных вагонов, перевозящий пассажиров (метропоезд).
3. Это метро – государство по отношению к своим колониям, экономически зависимым странам (метрополия).
4. Это метро – строительная организация в нашей стране, занимающаяся строительством метрополитена (метрострой).
5. Это метро – наука об измерениях, их единстве и точности (метрология).
6. Это метро – подземная, наземная или надземная городская электрическая железная дорога (метрополитен).
7. Это метро – линия скоростного метрополитена (метро-экспресс).
8. Это метро – крупнейшее в мире художественное собрание произведений древневосточного, античного, средневекового, нового западноевропейского и американского искусства (Метрополитен-музей – столичный музей искусства – Metropolitan Museum of Art в Нью-Йорке).
Кроссворд
По вертикали:
1. Сооружение в виде коридора, по которому проложены пути (тоннель).
2. Железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров (метрополитен).
3. Количество едущих в определенном направлении пассажиров (пассажиропоток).
9. Движущаяся лестница (эскалатор).
По горизонтали:
4. Большое помещение станции метро (вестибюль).
5. Специалист по вождению поезда (машинист).
6. Узкие стальные брусы, по которым катятся колеса (рельсы).
7. Форма тоннеля, по которому движется поезд (труба).
8. Поезд метро (электропоезд).
10. Способность вмещать то или иное количество пассажиров (вместимость).
11. Транспортное средство, движущееся по рельсам (вагон).
12. Разговорное название метрополитена (подземка).
13. Путь сообщения (линия).
14. Пункт, место остановки (станция).
15. Сооружение в виде моста для проведения одного пути над другим в месте их пересечения (эстакада).
16. Сигнальное устройство для регулирования движения (светофор).
Экскурсия по метрополитенам мира
1. Первое в мире метро было открыто в … (Лондоне в 1863 году).
2. Больше всего пассажиров – до миллиарда человек в год – перевозит метро … (Нью-Йорка).
3. Самые большие и красивые станции метро построены в … (Москве).
4. Город Советского Союза, в котором метро начали строить в 1955 году … (Ленинград).
5. Самый разветвленный метрополитен находится в … (Париже).
6. Самую большую протяженность линий – приблизительно по 400 км – имеют метрополитены … (Лондона и Нью-Йорка).
7. Первый город в нашей стране, где появился метрополитен … (Москва, 1935 год).
8. Старейшим на Европейском континенте является метрополитен … (Будапешта), построенный в 1896 году.
9. Пуск первой линии метрополитена этого города был приурочен к открытию Всемирной промышленной выставки 1900 года … (Парижа).
10. Первый город Востока, в котором появилось метро … (Токио, 1927 год).
Головоломка “География метро”
Задание: разгадать названия городов, в которых есть метрополитен (см. рисунок).
Подсказка: последние буквы в названии одних городов являются первыми в названии других.
Комментарий: буквы-подсказки выделены на рисунке жирным шрифтом. Ответы обозначены курсивом.