Сценарии
Классный час
Светлана Козлова ,
МОУ СОШ № 2, г.Великие Луки, Псковская обл.
МОУ СОШ № 2, г.Великие Луки, Псковская обл.
Имя твое – птица в руке
Разговор об этике с учениками 5–7-х классов
Об именах и их значении интересно поговорить всегда. Но хорошо бы, чтобы за бортом такой беседы не осталась проблема, существующая, пожалуй, в каждом классном коллективе, – проблема прозвищ, от которой напрямую зависят отношения школьников между собой и атмосфера в классе.
Задачи:
• развивать творческие способности детей;
• содействовать становлению и проявлению индивидуальности учащихся;
• способствовать воспитанию у школьников чувства уважения к людям и к себе;
• развивать умение работать с различными литературными источниками;
• содействовать развитию коммуникативных навыков учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор для презентаций; литература по теме классного часа (например, Зима Д., Зима Н. “Тайна имени”, Ладыженская Т.А. и др. “Развитие речи: школьная риторика”; Полякова Е.Н. “Из истории русских имен и фамилий”; Суслова А.В., Суперанская А.В. “О русских именах”); иллюстративный материал.
Введение в тему
Классный час начинается со сценки “Разговор о вежливости” (Б.В. Бушелева), которая иллюстрирует во многом типичный стиль общения подростков.
Сценка
– Вот, например, если я сижу в автобусе, – сказала Лида Петрова, – а входит старушка, я ей сразу место уступаю.
– Это каждый дурак знает! – закричал Оганес Суприкян.
– А еще надо сказать: “Садитесь, пожалуйста!” – поняла, ворона?
– Ты что, с приветом? – закричал Дима Ковалев.
– Надо сказать этой старушке: “Будьте любезны, садитесь, пожалуйста”.
– Понятно! А так она и не захочет садиться на твое дурацкое место.
– Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может, вообще вылезет из автобуса.
Учитель. Что вам не нравится в разговоре ребят о вежливости?
Ученики отвечают, отмечают, что герои использовали достаточно грубые слова в своем разговоре.
Учитель. Как подобный разговор характеризует героев? Какие невежливые слова пробегали в разговоре ребят?
Школьники высказываются, перечисляют невежливые слова (в тексте сценки они выделены). В ходе беседы ученики вместе с учителем приходят к выводу, что важно следить за тем, как ты обращаешься к другому человеку и какие слова при этом используешь.
Учитель. А какое обращение особенно приятно будет любому человеку? Конечно, обращение по имени.
Науки об именах
Учитель. Почему у человека есть имя, фамилия и отчество?
Школьники делятся мыслями.
Учитель. Представьте, что вашего знакомого зовут Александром Ивановичем Щукиным. Подумайте, как его именуют в различной обстановке близкие и малознакомые люди, ровесники и не ровесники?
Учащиеся предлагают варианты имени, которым героя могли называть в детском возрасте (родители, ровесники в детском саду и школе, воспитатели и учителя), а также в статусе уже взрослого человека (родственники, друзья, коллеги по работе, малознакомые люди).
Возможные варианты:
Пока он был маленьким, ходил в детский сад или школу, родители его называли Шуриком, Саней, Санечкой. Воспитатели и учителя – Сашей, Сашей Щукиным, ребята в классе и во дворе – Щукой.
Когда он стал взрослым человеком, близкие люди его зовут Саней, Сашей и даже шутливо Щукой, на работе, в официальной обстановке – товарищем Щукиным, Александром Ивановичем Щукиным или Александром Ивановичем.
Учитель. Изучением имен занимаются различные науки. Давайте посмотрим, что это за науки и что они изучают.
Школьники вместе с учителем (см. материалы приложения) или самостоятельно, на основе литературы по теме выполняют задания.
Задания:
• перечислить науки, которые изучают имена;
• определить количество и группы распространения имен;
• выявить состав имен в классе по группам распространения.
Как звать?
Звучит стихотворение И.Снегова “Анастасия”.
Что в глазах ненастненько,
Дождики косые,
Ася, Стася, Настенька,
Дочь Анастасия?
Просто жизнь – фантастика
Трех матрех вместила;
Ася, Стася, Настенька,
Все – Анастасия.
Учитель. Итак, мы уже отметили, что у одного имени может быть много различных вариантов. Это официальные и неофициальные, полные и сокращенные формы имени.
На примере имени Александр учитель совместно с детьми составляет схему его вариантов. Затем школьники самостоятельно составляют подобные схемы со своим именем.
В ходе фронтальной беседы учащиеся обсуждают, зачем людям нужны имена и как они выбираются для каждого человека. Школьники по желанию рассказывают, что они знают о своем имени и как их чаще всего называют.
Учитель. Значение имени для человека отражено и в народном творчестве. Вспомните, какие пословицы на данную тему вам знакомы.
Варианты пословиц:
• Имя свое всяк знает, а в лицо себя никто не помнит.
• С именем – Иван, без имени – болван.
• В ком чаем, того и величаем.
• У милого дитяти много имен.
• Трех лет Ивана по отчеству звать рано.
Учитель подводит итоги беседы.
Учитель. Имя, несомненно, важно для человека. Трудно обратиться к кому-либо иначе, чем назвав его по имени. У древних славян существовал обычай: человек должен был добыть себе имя в бою, труде, состязании или иных занятиях и получал его по характеру и своим личным достоинствам. Сейчас нам дают имя самые близкие люди – родители. В каждое имя они вкладывают свой смысл.
Происхождение прозвищ
Учитель. Но всем нам известно, что люди называют друг друга не только по именам, но и по прозвищам. Как вы думаете, почему люди дают друг другу прозвища?
Школьники делятся своими соображениями и изучают вместе с учителем происхождение прозвищ и их тематических групп (см. таблицу).
Прозвища
По порядку рождения |
По дням недели |
По внешним признакам |
По характеру человека |
По названию животных |
Первуша | Пятница | Белыш Белый |
Добрыня | Орел |
Третьяк | Суббота | Черныш | Злоба | Медведь |
Последыш | Неделя | Рыжий | Молчун | Слон |
Учитель. Часто прозвищами являются названия животных. Почему?
Школьники отвечают, учитель подводит их к мысли, что подобные прозвища даются по внешнему сходству либо с опорой на основные черты (особенности поведения) животных.
Учитель. Приведите примеры прозвищ-животных и определите, что означает то или иное прозвище.
Школьники анализируют распространенные прозвища и их значение.
Возможные варианты:
Баран – упрямый, непонимающий, как баран смотрит на новые ворота.
Горилла – огромный, мощный, здоровяк, страшный.
Дятел – пустоголовый, стукач.
Заяц – трусливый, хвастун, доверчивый.
Котик – ласковый, любимый, ловкий.
Крыса – вредность, проныра, воровка, предатель.
Ленивец – ленивый, медлительный, сонный.
Медведь – неуклюжий, сильный, толстый.
Свинья – грязнуля, неряха, толстая, наглая.
Хорек – хитрый, наивный.
Осел – упрямый, тупой.
Учитель. А что, на ваш взгляд, общего между именем и прозвищем и чем они отличаются?
Ученики отвечают на вопрос, говорят о часто возникающей негативной окраске прозвищ.
Учитель. А как вы относитесь к именованию людей по прозвищам?
Ребята высказываются, объясняя свою позицию.
Подведение итогов
Учитель. У каждого человека есть имя, и каждое имя, нравится это его обладателю или нет, хранит в себе огромное количество информации о его носителе. Просто так человека никто не называет, его нарекают, исходя из тех или иных соображений.
Учитель помогает ученикам сформулировать выводы из состоявшейся беседы.
Примерные выводы:
• Имя – это первое, что люди узнают о человеке. Имя важно для человека.
• Трудно обратиться к человеку иначе, чем назвав его по имени.
• Имя может быть разным по значению и по звучанию: сильным, резким или, наоборот, мягким, ласковым.
• Имя и отношение к нему каждого из нас влияет на человека, а человек влияет на имя.
• Все имена красивые и благозвучные.
• Прозвищем можно обидеть человека.
• Лучше называть одноклассников, друзей, взрослых только по имени.
Учитель. Будьте вежливы, с гордостью носите свое имя и зовите друг друга только по имени – и люди к вам потянутся.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Науки об именах
• ономастика (от греческого ономастик – искусство давать имена) – наука об именах собственных, занимается разбором свойств и качеств собственных имен;
• антропонимика – наука об именах людей;
• антропонимика – научная дисциплина, изучающая именования;
• зоонимика – наука об именах животных.
Количество имен
• около 900 мужских и 250 женских имен – насчитывалось в месяцеслове 1891 года;
• на 5300 мужских имен приходится не более 50 женских – в словаре Н.М. Тупикова;
• 316 мужских имен, 180 женских – в “Справочнике личных имен народов РСФСР”;
• 362 мужских имени, 185 женских – в “Орфографическом словаре русского языка” под редакцией С.Г. Бархударова;
• 246 мужских, 153 женских – в книге А.А. Угрюмова “Русские имена”.
Состав имен по группам распространения
(по данным на 1988 г.)
• имена массового распространения (например, Александр, Алексей, Дмитрий, Сергей, Анастасия, Анна, Екатерина, Мария, Ольга, Юлия);
• имена широкого распространения (например, Андрей, Виталий, Владимир, Денис, Евгений, Виктория, Ирина, Светлана);
• имена ограниченного распространения (например, Игнат, Кирилл, Алёна, Кристина, Яна);
• редкие имена (например, Архип, Вацлав, Тихон, Глафира, Фотина).