Сценарии
Классный час
Нина Алексеева ,
МОУ Гимназия № 36, г. Иваново
МОУ Гимназия № 36, г. Иваново
Любовная лодка разбилась о быт
Проблемная беседа со старшеклассниками
Размышления о том, как уживаются в семье любовь и быт, казалось бы, тривиальны. Но, с другой стороны, в таком аспекте проблема взаимоотношений юношей и девушек обсуждается редко, тем более в школе и, следовательно, часто просто недооценивается молодежью.
Задачи:
• сформировать мотивацию на создание крепкой семьи;
• способствовать формированию умения находить компромисс в семейных отношениях;
• развить рефлексивные умения;
• диагностировать уровень готовности учащихся к семейной жизни (практические умения и навыки).
Проблемы молодой семьи
Классный час начинается с формирования у учащихся мотивации.
Учитель. Хотели бы вы иметь крепкую, счастливую семью? От чего это зависит?
Школьники отвечают, в том числе называют любовь супругов друг к другу.
Учитель. Действительно, подавляющее большинство супружеских пар заключают брак по любви. Почему же тогда до 60% браков распадается?
Учащиеся во фронтальной беседе высказывают свои предположения о причинах разводов. Сами или с подсказкой учителя называют неспособность супругов совместно решать бытовые проблемы как причину ухудшения отношений.
Дела и обязанности
Учитель. Давайте попробуем смоделировать бытовые проблемы молодой семьи. Для этого поработаем в группах.
Класс делится на группы. Каждая группа получает задание: составить список домашних дел и обязанностей в семье и распределить их между мужем и женой.
Примерный список дел:
• походы в магазин;
• уборка квартиры;
• мытье посуды;
• приготовление еды;
• глажка белья;
• починка одежды и обуви;
• мелкий ремонт;
• оплата коммунальных услуг.
После того как группы составят свои списки, они обсуждаются всем классом. В ходе обсуждения будут возникать противоречия, о которых и следует поговорить.
Примечание. Учитель может рассказать старшеклассникам, как проблема домашней работы решалась в традиционной семье и как решается в современных обществах; о распределении домашних дел в соответствии с физиологическими и психологическими особенностями полов; о биологической целесообразности распределения труда; о времени, которое затрачивается женщиной и мужчиной на домашний труд; об энергозатратах на различные виды домашней работы.
Учитель. А сейчас, после нашего обсуждения, я предлагаю вам сформулировать правила распределения домашних обязанностей.
Школьники работают в группах, затем подводятся итоги работы.
Возможные правила:
• нет чисто женских и мужских дел;
• часть дел можно выполнять вместе;
• обязанности должны распределяться справедливо;
• должна существовать взаимозаменяемость супругов;
• никто из супругов не должен пытаться переложить часть дел на другого, за семейное благополучие отвечают оба;
• чтобы существовали взаимозаменяемость и поддержка в семье, каждый из супругов должен уметь выполнять все виды домашней работы.
Мои домашние заботы
Учитель. Попробуйте проверить свою практическую готовность к семейной жизни. Используя составленный список домашних дел, оцените свои умения и навыки их выполнения: 0 баллов – не умею; 1 балл – умею плохо; 2 балла – хорошо выполняю. Посчитайте средний балл и получите уровень своей практической готовности к самостоятельной семейной жизни.
Задание выполняется индивидуально. Для наглядности можно предложить учащимся примерную шкалу оценок, разбив ее на три равных отрезка, демонстрирующих низкий, средний и высокий уровень готовности к семейной жизни.
Учитель. Ясно, что ведению домашнего хозяйства, организации быта, как и всему в жизни, надо учиться. Где молодые люди могут научиться домашним делам?
Школьники высказываются. Учитель подводит их к мысли, что научиться домашним делам можно в семье, в которой человек растет.
Учитель. Получается, когда родители требуют от вас, чтобы вы взяли на себя часть дел, они не хотят избавиться от домашней работы за ваш счет, а готовят вас к семейной жизни. Предлагаю проверить, насколько серьезно ваши родители готовят вас к будущей семейной жизни. Работая со списком домашних дел, отметьте, какие дела и насколько часто вам приходится выполнять: 0 баллов – никогда, 1 балл – иногда, 2 балла – регулярно. Посчитайте средний балл.
Ученики выполняют индивидуальное задание.
Тяжелый труд
Учитель. Некоторые родители говорят: “Еще успеет наработаться – жизнь длинная, пусть сейчас нагуляется” – и освобождают своих детей от всех домашних дел. Как вы считаете, пользу или вред они приносят своему ребенку?
Ученики снова работают в группах. Их задача – определить положительные и отрицательные последствия такой позиции родителей. Учитель выписывает результаты работы групп на доске в две колонки. Школьники с опорой на вспомогательные вопросы учителя обсуждают проблему необходимости формирования у молодого человека ответственного отношения к домашним обязанностям.
Возможные вопросы:
• В чем должна состоять бытовая подготовка к будущей семейной жизни?
• От чего зависит тяжесть домашних дел?
• К чему может привести нежелание участвовать в организации быта одного из членов семьи?
Подготовка к будущему
Учитель. В качестве подведения итогов нашего классного часа я предлагаю вам подумать, о чем же надо помнить молодой семье, супругам, чтобы их любовная лодка не “разбилась о быт”.
В ходе работы в группах либо фронтальной беседы формулируются основные условия создания гармоничных отношений в семье, связанные с организацией быта.
Возможные условия:
• готовность каждого брать на себя ответственность за быт семьи;
• умение выполнять важнейшие бытовые дела;
• способность договариваться.
В заключение беседы учитель может подчеркнуть мысль о том, что семейное благополучие зависит не только от умения распределять домашние дела, но и от многих других составляющих семейного счастья, о которых пойдет речь на следующих классных часах, а также задать школьникам вопрос: какие аспекты данной темы они хотели бы рассмотреть в первую очередь?