Идеи
Школьная жизнь
Ирина Блёсткина ,
учитель начальных классов, МОУ Гимназия № 80, г.Нижний Новгород
учитель начальных классов, МОУ Гимназия № 80, г.Нижний Новгород
Пестрые страницы
Библиотека в классе
Обращение к полузабытой дореволюционной традиции помогает ребятам познакомиться с профессией библиотекаря, с правилами создания и работы библиотек, учит школьников ценить книги и заботиться о них, как о лучших друзьях.
Вернуться в прошлое
Нередко отмечают, что падение интереса к книгам – болезнь нашего времени. Чтение – это труд, причем интеллектуальный и не самый легкий. Читать стали меньше не только дети, но и, в первую очередь, их родители. Книги с трудом могут составить конкуренцию телевидению, Интернету, аудиозаписям.
У нас в гимназии собрана богатая библиотека, которая ежегодно пополняется интересными изданиями. Наши библиотекари, люди талантливые, работающие с душой, много делают для того, чтобы ребята с удовольствием ходили в этот центр гимназии, который носит очень хорошее название: “Открытая книга”. Мы регулярно бываем там на библиотечных тематических уроках, которые приближают книгу к маленькому читателю, пробуждают интерес к чтению. Но далеко не все гимназисты становятся завсегдатаями библиотеки. Часто посещают ее по необходимости – только если задали прочитать какое-либо произведение к уроку.
На классном часе мы вместе с детьми стали анализировать, почему они не любят ходить в библиотеку, и пришли к интересным выводам: во-первых, туда надо именно “ходить”, а это не всегда удобно, а во-вторых, там мало новых интересных книг для младшего школьного возраста. Так и родилась идея создания классной библиотеки.
Казалось бы, в этой идее нет ничего нового. Классные библиотечки существовали в школах еще до революции, и в нашей гимназии есть очень хорошая традиция: дети во время рождественских святок дарят книгу в школьную библиотеку, ежегодно пополняя ее фонд. А в классах библиотечки для общего пользования создаются редко. Оказалось, что мы напрасно забыли эту замечательную традицию.
Хранители библиотеки
Сначала мы выделили в кабинете место для библиотеки – две полки в книжном шкафу. Полки без дверок, поэтому любой может подойти и взять в руки любую книгу. Но сначала эти полки были совсем пустыми. Дети решили, что каждый принесет из дома самую интересную книгу, с условием, что ее потом можно снова забрать домой.
Выбрали библиотекарей, которые стали создавать каталог. Мы решили, что необязательно делать алфавитный каталог: книг не так уж много. Проще каждой книге присвоить порядковый номер и отвести для нее отдельную страницу в каталоге-журнале. В нем, кроме автора и названия книги, записывается ее хозяин и ведутся записи выдачи и возврата книги. Библиотекари следят за тем, чтобы книгу читали не слишком долго, возвращали чистой и прочитанной. Библиотекарь может попросить кратко пересказать книгу, задать вопросы по содержанию. Поэтому библиотекарями стали самые читающие и самые аккуратные ребята.
В библиотеку можно обратиться в любое время: до и после уроков, во время любой перемены. Библиотекарей в классе трое, поэтому кто-нибудь из них обязательно свободен и всегда готов прийти на помощь и посоветовать, какую книгу лучше выбрать.
Вот появились на полке первые двадцать пять книг, но сначала они почему-то не пользовались большим спросом. Тогда мы поняли, что нашей библиотеке не хватает рекламы. На уроках литературного чтения мы стали регулярно уделять пять минут для рассказа о новых поступлениях. Хозяин книги описывал самый интересный эпизод и заканчивал свое изложение фразой: “А что было дальше, вы узнаете, если прочитаете эту книгу”.
Тот, кто уже прочитал эту книгу из классной библиотеки, тоже мог рассказать о своих впечатлениях. Так постоянно поддерживался интерес, вызывавший приток новых книг. Тем, кто предоставлял книги, библиотекари наклеивали в дневник мини-сертификат: “Моя книга есть в классной библиотеке”.
Оказалось, что это был правильный ход. Теперь книги на полках не залеживаются, и их стало уже больше шестидесяти. На самые популярные есть предварительная запись.
Тесный круг читателей
Нашу игру поддержали гимназические библиотекари. Они пригласили нас как своих коллег на празднование Дня школьных библиотек, рассказали, что в мире распространяется движение под названием “буккроссинг”. Книги оставляют в людных местах, снабдив их желтой наклейкой, на которой написано, что книгу не потеряли, а “пустили в плавание”. Нужно прочитать ее, сообщить о находке на сайт в Интернете по указанному адресу и снова оставить книгу в людном месте.
Дети обсудили эту идею, но пришли к выводу, что такое движение вряд ли приживется в России, потому что люди или будут “отпускать в свободное плавание” неинтересные, ненужные книги, или книги просто будут оседать в руках первого же нашедшего их человека. Кстати, в Интернете позднее мы нашли подтверждение нашим предположениям. Книги, “отпущенные на свободу”, пропадают на просторах России, и сведений о них на сайтах, посвященных буккроссингу, не появляется.
В центре “Открытая книга” мы узнали и об истории школьных библиотек, поздравили наших друзей-библиотекарей, подарив им самодельные открытки, и получили книгу о Гарри Поттере в подарок для нашей классной библиотеки.
Еще одним шагом в поддержку классной библиотеки стали минуты общего чтения. Во время большой перемены мы с первого класса все вместе читаем книгу. Помните, когда вы были маленькими, вы очень любили, если мама брала в руки книгу, читала вам ее, а вы наслаждались этими минутами общения и с мамой, и с книгой, мечтали о дальних странах, переносились в сказочные страны, сражались с драконами, спасали принцесс? Во многих ли семьях сохранилась сейчас эта традиция? К сожалению, книги уже давно вытеснил телевизор, и родители зачастую не читают сами и не приучают к чтению детей.
Во время большой перемены мы садимся в кружок и читаем книги. Сначала это были книги Софьи Могилевской, Виктора Драгунского, Аркадия Гайдара и Николая Носова. Сейчас мы читаем Марка Твена. У ребенка есть пять минут для того, чтобы спокойно посидеть и послушать интересную книгу, которую читает учитель. Эти пять минут общего чтения в день и побуждают к чтению, и дают детям возможность спокойно отдохнуть и расслабиться, немного помечтать. Оказывается, это так важно – пять минут тихо посидеть и подумать. Ведь наши дети, к сожалению, с самого раннего детства привыкают к жизни в высоком темпе, к суете и шуму.
Новая жизнь
Анализ тетради-каталога, в котором ведется учет выдачи книг, позволяет мне сделать вывод, что за этот год интерес к чтению у ребят возрос, изменились их читательские интересы. Меньше стали читать сказок, больше появилось в круге чтения книг о жизни ровесников, о приключениях. Конечно, встречается и так называемый “читательский мусор” – “ужастики” и “детективчики для детей”. Но радует то, что ребята научились давать оценку такому чтению, различать серьезные книги и книги для развлечения.
В конце года самого активного читателя классной библиотеки ждет подарок – новая книга и сертификат “Люблю читать”, а бессменных библиотекарей – дипломы за ответственную и добросовестную работу.
Летом книги вернутся к своим хозяевам, а первого сентября на полках классной библиотеки их место займут новые. Надеюсь, что это будут интересные, увлекательные книги, которые станут гимназистам настоящими друзьями и проводниками в интересный мир, который их окружает.
Коллажи Т. Белоножкиной