Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №4/2010

Идеи

Родительское собрание

Наталья Петрина ,
гимназия № 139, г.Омск ;
Алла Черноротая ,
директор, гимназия № 139, г.Омск

Ежедневная поддержка

Сотрудничество с психологом

Лучшие результаты в разрешении проблем дают совместные усилия всех участников школьной жизни: родителей, учителей, учеников и специалиста-психолога. Привлечение психолога к подготовке и проведению родительских собраний поможет классному руководителю наладить процесс индивидуального консультирования родителей и детей и более эффективно влиять на ситуации в семьях.

Запросы родителей и учеников

Когда объединяются усилия классного руководителя и психолога, речь может идти о последовательном психолого-педагогическом сопровождении семейного воспитания. Школа может помочь семье в решении следующих вопросов:

• выявление базовых проблем семьи;

• определение семейной воспитательной стратегии;

• предупреждение грубых ошибок во взаимоотношениях с детьми (анализ конкретных семейных коллизий);

• информирование родителей о возрастных особенностях детей;

• информирование родителей о типичных подростковых реакциях: эмансипации, создании различных групп и группировок, особенностях сексуального поведения и современных увлечений;

• помощь в выборе уровня образования после школы; профиля – в старших классах.

Кроме этого, семья (или кто-то из родителей) может обращаться за конкретной помощью с уже сформированным запросом, например:

• Положение ученика в коллективе не устраивает родителей, тревожит его самого. Тогда запрос формулируется так: “Как повысить статус ребенка в среде сверстников?”.

• Школьник учится ниже своих возможностей, и родители и ребенок хотели бы положение улучшить. Запрос звучит примерно так: “Что необходимо сделать, чтобы ребенок учился без троек?”.

Запрос родителей может быть связан с нарушениями внутрисемейной иерархии, конкуренцией между детьми или детьми и родителями, касаться вопросов ревности, зависти, негативизма по отношению к взрослым.

Для компетентного ответа на запрос классному руководителю необходимо осуществить соответствующую диагностику, провести собеседование с родителями, ребенком, другими родственниками, которые могут помочь увидеть ситуацию со стороны; обязательно получить информацию от учителя начальных классов, если он помнит и может охарактеризовать ребенка; обсудить ситуацию с учителями, которые учат школьника и наблюдают за ним в учебное время.

После получения информации из всех источников ее необходимо тщательно проанализировать и наметить несколько вариантов решения проблемы. На следующей консультации все варианты обсуждаются с родителями, которые сами выбирают наиболее оптимальное решение, что позволяет семье взять на себя ответственность за сделанный выбор и обеспечивает известную старательность и добросовестность в реализации намеченного.

Кроме запросов учителей и родителей, по различным поводам могут обращаться за помощью и сами школьники, чаще – старшеклассники. Прежде всего их интересуют:

• доверие в семье, особенно – взрослых к уже выросшим детям;

• степень (мера) свободы от родительской опеки и приемлемые формы “завоевания” этой свободы;

• способы такого ведения диалога с родителями, чтобы он приводил к определенным договоренностям, а не переходил в ссору;

• различные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, особенно противоположного пола и т.д.

Индивидуальный подход к каждой семейной ситуации в любом случае полезен, так как сама рефлексия, попытка наладить отношения, понимание проблем и желание справиться с ними – всё это признаки психологического здоровья семьи, которой временно необходима помощь: часто просто внимание, обсуждение определенных сторон жизни, неожиданный взгляд на ситуацию позволяют по-новому оценить привычное.

Критерии успеха

Наиболее эффективными являются классные родительские собрания в начальной школе. На их примере можно увидеть, каковы критерии успешного собрания:

• высокий уровень посещаемости (80–90%);

• заинтересованность в содержании обсуждаемых тем, что выражается в большом количестве вопросов со стороны родителей;

• активное желание получить помощь: родители записываются на индивидуальные консультации.

Еще один важный показатель – если родителей на консультации начинает интересовать не только вопрос “что делать?”, но и тревожат причины возникновения проблем, а это уже признаки первичной рефлексии, т.е. определенной психологизации отношений в семье.

Собрание не должно быть чисто теоретическим информированием родителей. Учителю важно показать:

• знание учеников конкретного класса;

• различные умения в диагностических процедурах (выбор методик, обобщение результатов, оптимальное использование статистики по ходу собрания);

• обязательное сопровождение любой темы соответствующей статистикой по конкретному классу;

• способность отвечать на конкретные вопросы, т.е. по ходу собрания делать анализ (хотя бы первичный) предложенных родителями ситуаций.

Статистика по классу, используемая на собрании, обеспечивает и заинтересованность родителей, и их понимание, что знание общего классного фона (мотивационного, эмоционального, коммуникативного) говорит о способности учителя управлять ситуацией.

Участие психолога

Перед родительским собранием классному руководителю стоит проконсультироваться со школьным психологом, определить вместе с ним и сформулировать проблемы коллектива, совместно найти причины и пути решения проблем. Делается это для того, чтобы учитель мог отвечать на вопросы родителей, давать рекомендации, что способствует повышению его статуса. В общении с психологом классный руководитель учится:

• грамотно вести беседу с родителями;

• задавать вопросы, а не говорить постоянно самому (т.е. избегать нравоучений и поучений);

• одобрять родителей, признавать их правоту и удачные находки в воспитании их ребенка.

С помощью психолога классный руководитель должен осознать необходимость эмоционального контакта с родителями, понять, что противостояние делает стороны (школу и семью) психологически глухими по отношению друг к другу – в этом случае проигрывают все, а самое главное, будет отсутствовать положительная динамика в учебе и поведении ребенка.

Начиная с 5-го класса, то есть в среднем школьном звене, психолог выполняет заказы родителей и классных руководителей на проведение родительских собраний по теме, которую заявляет родительская общественность. Психолог может подобрать методики, провести соответствующие диагностические процедуры, подготовить теоретический материал по предложенной теме и совместно с классным руководителем провести родительское собрание.

В старших классах психолог работает индивидуально с самими школьниками, родительские собрания проводятся гораздо реже, так как их заменяют индивидуальные консультации родителей по заявленным ими конкретным вопросам.

Более массовые формы работы с семьей (родительские конференции, родительские собрания параллели) требуют иного подхода. Разработка темы, целеполагание, планирование хода собрания, определение выступающих, ведущего самого мероприятия, подробное консультирование каждого участника встречи с родителями – всё это должно стать заботой психолога. Индивидуальная работа с каждым выступающим – самая затратная по времени и ответственная часть всей подготовки мероприятия. Недостаточно просто сообщить тему или цель выступления; необходима серьезная подготовка участников в области их мотивации, так как родители могут почувствовать незаинтересованность выступающих, что, безусловно, снизит психолого-педагогический эффект от родительского собрания.

В результате всех подготовительных усилий у каждого участника будущего мероприятия должна сложиться целостная картина, должны определиться его собственное место и роль в общем деле.

Особенно важной является роль ведущего. Для повышения статусности собрания лучше, если вести его будет заместитель директора, курирующий параллель, или даже сам директор школы. В этом случае объективно повышается уровень значимости и серьезности обсуждаемых вопросов.

TopList