Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №4/2010

Идеи

Классный час

Римма Сабрекова ,
ГОУ НПО ПЛ № 18, г.Киров

Мастерицы на все руки

История простых вещей

Даже самое обычное полотенце может зародить в детях интерес не только к народным традициям, но и к созданию семейного уюта, к деталям, влияющим на атмосферу в доме. Занятие в форме “мастерской” проводилось среди девочек и было приурочено к празднику Восьмого марта. Но его также можно провести как классный час или совместное с мамами родительское собрание.

Подготовка и вступление

Для проведения мероприятия потребуются образцы вятских полотенец, карточки с информацией, ткань для полотенец, образцы вышивок, нитки мулине, книги по вышивке, бумага, фломастеры, записи народных песен, презентация “Полотенце”.

Вначале учитель (или ведущий) рассказывает девочкам, что дом для каждого человека – настоящая крепость. Конечно же, все стремятся, чтобы эта крепость была не просто надежной защитой от жизненных невзгод, но и местом, куда хочется возвращаться, оставаясь там как можно дольше. Ведь когда человек приходит домой, он стремится попасть не в помещение, уставленное набором модной мебели или современной техники, а в мир комфорта, безграничного уюта, который так важен для ребенка.

Какой дом может обойтись без постельного белья, без скатертей, без полотенец? И в чем заключается уют? В мелочах: это яркие полотенца, чистое белье, одного взгляда на которые достаточно, чтобы с новым запасом бодрости и энергии начать новый день. Полотенцам, белью мы обязаны чистотой, которую они нам дарят каждый день. Без них уже сложно представить современного человека: они стали неотъемлемой частью нашей жизни.

Педагог задает девочкам вопросы:

• Что такое полотенце?

• Какими бывают полотенца?

• Для чего они нужны?

• Выбрасывают ли полотенца из дома? Почему?

Ученицы делятся на группы, каждая из которых получает печатный материал: о роли полотенца в жизни человека, о вышивке, о материале, из которого изготавливают полотенца, обсуждают их и делятся своими впечатлениями с другими группами. Затем ученицам предлагается презентация “Полотенце”.

Обучение у мастера

В качестве гостя, играющего роль “мастера”, в мероприятии может принять участие чья-нибудь мама или бабушка. Она познакомит девушек с правилами вышивки, образцами вышивки и книгами по теме. Ее выступление может быть, например, таким:

“Мы попробуем своими руками создать свадебное полотенце, которое вышивала раньше девушка к свадьбе. Лучше выбрать обычное “вафельное” полотно. Размер ткани в длину – 2,5–3 м, в ширину – не менее 45–50 см. Ширина определяется повтором рисунка, длина – количеством вышивки (середины должно хватить для того, чтобы поместились жених и невеста). Шьют полотенце вручную, подгиб должен быть не более 1 см в ширину.

Теперь о самой вышивке. Полотенце вышивается в три этажа. Первый – дерево рода, и к нему обычно добавляют деревья с парой птиц, второй – пожелание для жениха и невесты, третий – берегини, и в заключение вышивается свадебный венок с инициалами жениха и невесты.

Вышивают, следуя таким правилам: первой идет каемка. Она может быть разной: имитирующей кисточки или кружево. Кружево можно действительно пришить (желательно связанное вручную), а можно вытеребить и сделать кисточки.

Затем вышивают дерево рода и чередуют его с деревьями, где попарно сидят птицы (символ супружеской пары), разные деревья: с ласточками, с голубями, самые старые – с неизвестными науке зверями, похожими на оленей, но непременно под деревом, сейчас самые распространенные – с павлинами”.

Пример вышивки свадебного полотенца:

Девочкам предлагается выбрать и перенести рисунок с кальки на полотно и дома вышить его на ткани.

Заключительная часть

Девочки демонстрируют выбранные рисунки и объясняют причину своего выбора. Другой вариант задания – дать им возможность самим нарисовать эскизы вышивки и представить их друг другу, разделившись предварительно по группам.

В качестве интересной формы рефлексии можно предложить участникам мероприятия составить синквейн на тему полотенца и прочитать его в классе.

После завершения занятия важно продемонстрировать его результаты – в том числе и для тех, кто не принимал участия: например, устроить выставку вышивок (или их эскизов) в классе либо в коридоре школы.

TopList