Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №4/2010

Идеи

Классный час

Нина Алексеева ,
МОУ Гимназия № 36, г. Иваново

Путеводитель

Формирование опыта самопознания

Правильно понимать себя и других – важное умение для любого человека. Тренировкой в познании себя и окружающих могут стать различные упражнения, коллективные и индивидуальные задания, направленные на развитие критического мышления школьников.

Задачи:

• развить способность учащихся к самопознанию и пониманию других людей;

• помочь школьникам осознать свои положительные и отрицательные черты;

• сформировать у учеников потребность в самосовершенствовании;

• получить диагностические материалы для изучения личности каждого ребенка.

Разминка

Занятие начинается с комплиментов: ученики должны назвать самое приятное качество одного из своих одноклассников (дети могут работать в парах – с соседями по парте; если это вызывает затруднения, то можно выбирать для комплимента любого ученика, но тогда учитель должен следить, чтобы в обмене комплиментами смогли участвовать все присутствующие).

Узнай товарища

На небольших листах бумаги дети за три минуты дают описание своего одноклассника. Это может быть сосед по парте или любой одноклассник по заданию учителя (в таком случае фамилии того, кого надо описать, пишутся на листочках и раздаются участникам). Заранее обговариваются условия: указывать нужно только самые характерные, легко узнаваемые черты; описание не должно быть обидным или оскорбительным. Школьники выполняют задание и сдают свои работы учителю.

На следующем этапе игры учитель зачитывает несколько самых удачных характеристик, а дети стараются угадать, кому они даны.

Вопросы для обсуждения упражнения:

• Легко ли было дать описание одноклассника? Почему?

• Легко ли было узнать по описанию товарища? Почему?

• Одинаково ли одни и те же люди воспринимаются разными окружающими и одинаково ли они себя ведут в разных жизненных ситуациях? Почему?

• Хорошо это или плохо?

Ожидаемые выводы: все люди разные, и уж тем более они ведут себя по-разному в различных жизненных ситуациях. Чтобы узнать человека хорошо, понять его, требуется много времени, чуткости, психологической тонкости. Чтобы развивать эти качества в себе и учиться понимать других, надо сначала научиться понимать себя.

Самопрезентация

Задача учеников – составить самопрезентацию. Каждый получает лист бумаги с заготовкой – модель путеводителя по своей жизни. За 5–7 минут школьникам нужно закончить предложения в путеводителе. Упражнение может выполняться под спокойную музыку.

Заготовка самопрезентации:

1. Мое имя…

2. Дома меня зовут…

3. Друзья меня зовут…

4. Мой возраст…

5. Моя учеба в школе…

6. Мои любимые уроки…

7. Мои увлечения…

8. Мои друзья…

9. Мои достоинства…

10. Мои недостатки…

11. Родители ценят меня за…

12. Друзья ценят меня за…

13. Мне хорошо, когда…

14. Мне плохо, когда…

15. В свободное время я…

16. Главное в моей жизни – это…

17. Иногда мне хочется…

Вопросы для обсуждения упражнения:

• Легко ли вам было выполнять задание? Что показалось особенно сложным? Почему?

• Чтение фрагментов самопрезентации вслух (по желанию).

Ожидаемые выводы: в каждом человеке намешано много всего: и хорошего, и не очень; важно уметь распознавать в себе эти качества, развивать лучшие из них; каждый человек уникален.

Примечание: учитель может собирать анкеты детей, чтобы в дальнейшем опираться на их данные в работе с классом, индивидуальной работе с детьми, работе с родителями.

Волшебный магазин

Упражнение продолжает работу с недостатками и достоинствами каждого, начатую в предыдущем упражнении.

Школьникам предлагается представить, что они пришли в магазин, в котором есть все человеческие свойства, способности, умения, черты характера. Их можно купить, а точнее – обменять на то, что покупателю, по его мнению, не нужно, что он считает для себя лишним, мешающим, вредным, от чего хотелось бы избавиться.

Ученики на двух разных листах бумаги пишут свои достоинства (на первом листе), которыми они могут поделиться с другими, и свои недостатки (на втором листе), от которых им хотелось бы избавиться. После того как это сделано, ребята вступают в активный процесс купли-продажи: рассказывают о своих плюсах и минусах, объясняют, почему они хотели бы избавиться от тех или иных черт, пытаются продать их и купить себе другие качества.

В ходе игры постепенно выясняется, что недостатки никто не хочет покупать.

Ученикам предлагается взять с собой листочки с достоинствами, своими и купленными, домой и всегда помнить о своих сильных сторонах, опираться на них и развивать вновь приобретенные качества.

Вопросы для обсуждения упражнения:

• Легко ли вам было продавать хорошие качества? Почему вы выбрали именно эти свои черты?

• Что же нам делать с нашими недостатками? (Для негативных качеств предлагается провести ритуал избавления от них: на листочках со списками негативных качеств дети рисуют свои недостатки, комкают их и выбрасывают из своей жизни в специальную мусорную корзину).

• Что вы почувствовали, избавившись от своих негативных качеств?

Ожидаемый вывод: любой человек способен меняться – избавляться от своих отрицательных качеств и приобретать новые – положительные.

TopList