Разное
От редакции
Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Классное руководство»
главный редактор газеты «Классное руководство»
Чужое мнение
Каждый раз в преддверии праздников 23 Февраля и 8 Марта я чувствую себя немного растерянной. Вопрос не только в том, что дарить и как принимать подарки, – проблема глубже, серьезнее, весомее. Трудно, почти невозможно понять, почему профессиональный и политический праздники стали гендерными и отмечаются по половому признаку.
Как известно, большинство женщин-учителей имеют военные билеты. Например, в пединституте, в котором училась я, была военная кафедра, но… только для девушек. Юноши, которых на курсе было целых пять человек, военным делом никогда не занимались; ни один из них после учебы в армию не пошел. Почему же женщины, почти все являющиеся военнообязанными, в День защитника Отечества чествуют в этот день мужчин, никогда не служивших в армии и не собирающихся это делать? С каким праздником поздравляют девочки мальчиков, которые мечтают не попасть в армию?
Проходит всего пара недель, и ситуация повторяется. Подарки несут женщинам и девочкам. “Поздравляем с 8 Марта! Счастья, любви, здоровья!” – эти слова звучат повсюду, в них давно никто не вкладывает никакого особого смысла. О том, как возник именно этот праздник, почти все забыли или не хотят вспоминать. Так уж повелось со времен Советского Союза: люди привыкли к Женскому дню, традицию соблюдают.
Я не против традиций. Я против их преувеличения, чествования людей по половому признаку.
Но… Все свои “за” и “против” я оставляю при себе, когда ко мне приходят ученики с поздравлениями. Потому что от моей реакции на их слова и подарки зависит, полюбят ли они поздравлять, научатся ли с благодарностью принимать добрые слова в праздничные дни. Только из-за этого я много раз организовывала вместе со своими ученицами сюрпризы и подарки мальчикам: “Им будет очень приятно! Только никому до праздника не рассказывайте, а то никакого сюрприза не получится”, – а вместе с мальчишками готовила поздравления девочкам и мамам: “Ах, как им будет приятно!”.
К сожалению, бывают гораздо более серьезные проблемы выбора между своим мнением и требованиями обстоятельств, чем отношение к праздникам. Одна из таких проблем совсем недавно встала перед многими педагогами. По телевидению начался показ многосерийного сериала “Школа”, который вызвал массу разногласий. Большинство учителей уверены: в этом сериале школьная действительность намеренно искажена в черном зеркале ненависти и непонимания. Некоторые даже предлагают запретить показ сериала, дабы не разлагать подрастающее поколение, – на эту тему в январе вышла серия передач, где взрослые люди обсуждали художественную ценность сериала (если таковая существует).
Результат не заставил себя ждать: на следующий день после выхода программы Интернет был заполнен перепиской о сериале. К дискуссии подключились люди, до этого и не собиравшиеся его смотреть, причем большинство из них – сегодняшние школьники. Дети как-то стихийно разделились на две группы. Одни посмотрели совсем немного, им стало неинтересно, и они не хотят ни смотреть дальше, ни обсуждать увиденное. Другие становятся если не фанатами, то постоянными зрителями сериала и имеют явное желание говорить об увиденном.
Что же делать классному руководителю, к которому пришли его ученики и хотят говорить о фильме, вызывающем у взрослого человека лишь гиперотрицательные эмоции (не хочется их перечислять, да и, наверное, это не так важно)?
Первая реакция – высказать свое мнение об увиденном, расставив, так сказать, все точки над “и”. Но к чему это приведет? Дети, которые по той или иной причине смотрят сериал, больше не подойдут со своими вопросами, сомнениями по поводу увиденного к этому педагогу. Потому что его реакция однозначно показала: нечего обсуждать, всё и так ясно, а все, кто думает по-другому, – просто ничего не понимают ни в жизни, ни в школе, ни в искусстве.
Если же учитель, напротив, поддерживает разговор, предъявляет свое мнение как одно из множества возможных, пытается понять мнение ребят, уважительно к нему отнестись, ситуация будет развиваться совсем по-иному. Вполне возможно, что в этом фильме кто-то из ребят увидит свои страхи и обсуждение позволит их проговорить, не ссылаясь на “Петю из нашего класса” или “Таню из нашего подъезда”, разговаривая лишь о героях сериала.
Ведь у детей свой мир, таинственный и сложный, и, если нам показывают дорогу в него (пусть не самую приятную для строгого взгляда педагога), мы не должны отказываться по ней идти. Чужое мнение не всегда приемлемо, но оно всегда заслуживает уважения.