Специальный выпуск
Любовь и жизнь
Нелли Барсегян ,
г. Москва
г. Москва
Доверенное лицо
Возрождение семьи
Задушевные разговоры учителя с учениками... Как много они могут изменить, какой глубокий след оставить, – особенно если у ребенка нет опоры в собственной семье.
Как-то у меня состоялся непривычный разговор со своими учениками.
Я к тому времени была уже немолода и, к сожалению, не очень мобильна. Параллельный класс чаще ходил в походы, совершал поездки, даже в театр они ходили чаще нас. Естественно, мои ребята это замечали и немного завидовали.
На очередном классном часе я сказала:
– Может быть, пришло нам время расстаться, пока мы еще не разлюбили друг друга? Будет у вас молодой, энергичный классный руководитель, больше будет походов, экскурсий и т.д.
Наступила тишина, ребята все будто стали особо внимательно всматриваться в меня. И вдруг одна девочка, Ксения К., встала и очень взволнованно сказала: “Нет, ни за что! Мы с Вами уже пять лет, и Вы нам нужны совсем не для походов. Мы найдем, с кем и куда пойти. Вы нам нужны для нашей жизни, Вы нам близкий, дорогой человек, Вы наше доверенное лицо!”
Эти слова я никогда не забуду: я – доверенное лицо. А в классе у 80% детей были неполные семьи, родители в разводе. Кто-то рос без отца с раннего возраста, от кого-то отец ушел совсем недавно, были и те, у кого один из родителей умер. Ситуации разнообразные и очень сложные. А детям надо жить и взрослеть.
Какой бы интересной и насыщенной ни была школьная жизнь, ребенок или подросток каждый день возвращается в семью. Ему очень трудно находиться рядом с неустроенными в личной жизни родителями, слышать порой нелицеприятные высказывания в адрес одного из родителей, видеть часто уставшую мать. Как принять, как понять всё это?! И хорошо, если есть такой человек – доверенное лицо, с которым можно поговорить наедине, внести ясность в свою еще не взрослую жизнь, в свое поведение, обрести уверенность, которой так не хватает именно сейчас, и выстраивать, несмотря ни на что, позитивные отношения в доме.
Однажды один ученик поделился со мной тем, что папа уже полгода к ним не приходит. Вот Мишка, младший брат, и скучает, ждет всё время. Мы позвонили отцу на работу, договорились о встрече, но на встречу пошел только старший сын Костя.
Через некоторое время Костя признался, что он с отцом “наладил контакт” и с мамой договорился, теперь папа стал часто приходить, иногда подолгу гуляет с Мишкой, водит его то в цирк, то в детский театр, и мама повеселела. Ну а мы с Костей долго-долго беседуем о семье, о родителях, о том, что хорошо, когда есть люди, связывающие близких даже в самых непростых ситуациях, – я их называю правофланговыми. “В вашей семье, – говорю я, – ты, Костя, и есть правофланговый. Оставайся им всегда!”
Cемья не должна распадаться, даже если родители в разводе. Классный руководитель может вносить свою посильную лепту в жизнь расставшихся, но навеки связанных детьми людей. И, конечно, надо обязательно работать с родителями, говорить с ними наедине. Они в этом тоже нуждаются и, если доверяют учителю, охотно идут на контакт. Вместе легче реально оценить обстановку, выбрать линию поведения, снять негативные эмоции.
Сейчас, в век технического прогресса, многие учителя легко отслеживают успеваемость своих учеников и через Интернет держат родителей в курсе. Безусловно, это очень важно. Но ни один компьютер не заменит живого общения и не подскажет матери или отцу какие-то самые важные вещи, которые могут ускользнуть от родителей, но не ускользнут от внимательного учителя.
Я в школе организовывала встречи с родителями и называла их “Чай вдвоем”. Беседы продумывала заранее, иногда вопросы ставила очень остро и нелицеприятно, но именно потому, что родителям надо что-то делать, что-то менять и в первую очередь – в себе. И очень важно сохранять в семьях то, что еще можно сохранить.
Часто мы говорили и о том, что семья – это не только мы и наши дети, это и наши бабушки с дедушками, наши тети, дяди, вся родня, которую надо знать, по возможности общаться, заботиться друг о друге, поздравлять. Необходимо учить этому своих детей, чтобы они не выросли Иванами, не помнящими родства. Роднее становятся и наши верные друзья.
Помню, мы беседовали с мамой одной моей ученицы. До этого Катя много раз рассказывала, что мама всё свободное время проводит со своим новым мужем и маленьким Сашей, а на нее, как выразилась Катя, “им наплевать”.
– Ну, это не так, – попыталась переубедить я Катю. – Просто маленький ребенок, конечно, доставляет много хлопот. Мама, наверное, и ночами не спит. В общем, много о чем мы тогда говорили и спорили.
Но когда пришла мама Кати (а девочка, между прочим, осталась с маленьким Сашей), разговор зашел о том, что Кате 14 лет и она тоже нуждается в ласке, во внимании, в задушевных разговорах, что сейчас именно тот момент, когда они могут стать задушевными подругами на всю жизнь. И не надо ей запрещать видеться с родным отцом и его семьей, да и дома необходимо доверять ей больше, чаще говорить, какая она красивая, как вы ее любите и как на нее надеетесь.
И еще. У одного моего ученика родители тоже разведены, папа давно живет в Америке. Арсений очень хотел что-нибудь узнать о нем. Мы его нашли, дозвонились, написали ему письмо, и Арсений получил ответ. Сколько было радости! Как будет дальше, не знаю, но пока отец и сын переписываются и звонят друг другу.
Хватит, на мой взгляд, разбрасывать камни. Пришло время их собирать, без этого не выжить! И, словно бусинки, нанизывать семейные камушки на неразрывную ниточку – камушек к камушку. Пройдет время, оглянемся и увидим, как сверкает ниточка, и начнем понимать, что камушки те – драгоценные!
Фото Д.Поляковой