Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №3/2010

Специальный выпуск

Анатомия любви

Нина Алексеева ,
МОУ Гимназия № 36, г. Иваново

Время желаний

Два классных часа на деликатную тему

Содержательные, полезные и откровенные беседы по проблеме полового воспитания – задача и для учителя, и для его учеников непростая. Как обратиться к этой теме в работе со школьниками разных возрастов и найти необходимый баланс между их “нам это не надо” и “мы и так все знаем” – в данном материале.

 

ЧТО ТАКОЕ СЕКСУАЛЬНОСТЬ?
(для 8-9-х классов)

Задачи:

• дать понятие о сексуальности как об одном из важнейших качеств человека;

• способствовать половому воспитанию учащихся;

• формировать нравственное отношение к проблемам пола и интимных отношений;

• воздействовать на ценностные ориентации подростков.

Серьезно и тактично

В начале классного часа педагог знакомит детей с правилами работы на классном часе (можно вывести эти правила совместно со школьниками).

Правила:

• использовать при обсуждении надлежащую научную и социально приемлемую терминологию;

• открыто задавать интересующие вас вопросы и не смеяться над вопросами, заданными другими людьми;

• не задавать личные вопросы, также не требуется рассказывать о своей личной жизни (это сугубо добровольная информация).

Учитель. Зрелость – это способность обсуждать самые деликатные темы серьезно и тактично. Помните об этом, пожалуйста, а также о тех правилах, которые мы определили как основополагающие для нашей беседы.

Введение в тему

Занятие начинается с вступительного слова учителя и свободной беседы с учениками по основным аспектам предложенной темы.

Вопросы для обсуждения:

• От чего зависит счастье человека в личной жизни?

• Нужно ли готовиться к любви, браку, сексу? В чем же состоит эта подготовка?

• Что такое сексуальность?

Выслушав ответы детей, учитель дает свои пояснения.

Учитель. Секс в переводе с латинского языка означает “пол”. Каждый из нас – сексуальное существо, принадлежащее к тому или иному полу, мужскому или женскому. Сексуальность – обобщенное выражение нашей мужественности или женственности. Связывать ее только с нашей физической сущностью ошибочно. Сексуальность пронизывает все шесть аспектов человеческой личности: интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, духовный, физический, социальный.

Ощущения и предпосылки

Далее учащиеся работают в группах. Им предлагается обсудить вопросы и разобрать с точки зрения ощущения собственной сексуальности проблемные ситуации.

Вопросы:

• Влияет ли сексуальность на наше поведение?

• Свободны ли мы в своих поступках в любой ситуации, с которой сталкивает нас жизнь?

Ситуации:

• спортсмен теряет в аварии руку;

• нас предал друг;

• нам изменил любимый человек.

Группы высказывают свои соображения, анализируют предложенные ситуации и предлагают способы их разрешения.

Индекс зрелости

Учитель. Сексуальность связана с некой природной данностью. Означает ли это, что всегда нужно потворствовать своим желаниям (ведь так природа распорядилась), или нужно учиться владеть собой? К чему может привести потворство своим желаниям?

Ребята высказывают свое мнение.

Учитель. Давно замечено, что полное подчинение своим желаниям приводит к эгоизму, инфантильности, продлению фазы незрелости. Умение же владеть собой позволяет человеку достичь настоящей любви. Таким образом, путь к зрелости лежит от детского эгоистичного желания получать к жизни ради других. Гармонично развивающийся человек к зрелости физической достигает определенного уровня и нравственной зрелости, о которой мы сейчас говорим. Давайте еще поработаем в группах. Попробуйте выделить и перечислить признаки зрелой и незрелой любви.

Ученики работают в группах, затем результаты их работы записываются на доску, подводятся итоги, обсуждается и выводится общий перечень признаков зрелой и незрелой любви.

Подведение итогов

На заключительном этапе занятия обсуждаются и обобщаются основные мысли, сформулированные в ходе классного часа.

• Сексуальность – неотъемлемая, важная часть самоощущения человека; она связана как с его физическим состоянием, так и с духовным, с умением не только брать, но и отдавать и нести ответственность за свои желания.

• Если любовь и сексуальность человека обращены только к телу, то это говорит о незрелости личности, эгоистичности. Если сексуальность обращена в том числе и к душе, то человек учится любить по-настоящему, бескорыстно. Но этому нужно учиться, и учиться, в первую очередь, в семье: через любовь к матери, к другим близким, через заботу о них.

• Физической зрелости человек достигает без усилий: организм сам развивается, формируется изначальная основа сексуальности, возникают сексуальные желания. Зрелость же интеллектуальная, эмоциональная, нравственная, духовная и социальная требуют большой работы над собой.

Учитель. Надеюсь, наша сегодняшняя беседа поможет вам разобраться в собственном отношении к себе и к другим людям и определить, какой любви вы хотели бы для себя.

РАННИЕ СЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
(для 10-11-х классов)

Всё приходит вовремя к тому, кто умеет ждать.
Монтень

Задачи:

• оценить позицию школьников по проблеме ранних сексуальных отношений;

• сформировать у старшеклассников убеждение в рискованности сексуальных отношений в раннем возрасте.

• выработать у учащихся навык противостояния манипулированию.

Введение в тему

Началом классного часа может послужить работа с правилами беседы на подобные темы (см. предыдущий материал) и разговора-дискуссии со старшеклассниками.

Учитель. Как вы относитесь к вступлению в сексуальные отношения в подростковом возрасте? Считаете ли вы это проблемой?

Школьники высказывают свое мнение.

Учитель. Как, по вашему мнению, относятся взрослые (учителя, родители) и государство к сексуальным отношениям несовершеннолетних? Почему?

Учащиеся отвечают на вопросы. Делается вывод о преимущественно отрицательном отношении взрослых к ранним сексуальным отношениям школьников. Совместно с учителем определяются основные причины такого отношения взрослых.

Учитель. Таким образом, можем ли мы сказать, что подобное поведение подростков является как минимум рискованным? В чем, получается, этот риск выражается?

Старшеклассники совместно с учителем выделяют основные аспекты риска ранних сексуальных отношений: физический (заболевания, передающиеся половым путем, беременность), психологический (психологическая травма, разочарование), социальный (мнение окружающих).

Учитель. Современные подростки в большинстве своем прекрасно осведомлены о риске ранних сексуальных связей, об отношении родителей к такому поведению, но всё же, по статистике, средний возраст начала половой жизни среди молодежи крупных городов – 14–17 лет. Что же делать, как снизить риск?

В ходе беседы учитель подводит учеников к следующей мысли: чтобы избежать риска или сделать его минимальным, необходимо серьезно и обдуманно относиться к своей жизни и своим отношениям. Можно также затронуть тему безопасности и защищенности сексуальных отношений.

Как сделать выбор

Учитель. Я предлагаю вам немножко побыть сочинителями и всем вместе придумать одну историю. Это будет история любви. Давайте выберем имена для героев. Пусть это будут имена, не встречающиеся в вашем классе.

На доске или экране написана история, которую школьники вместе с учителем дополняют, заполняя пропуски.

История:

Девушку звали …, а юношу … . Им было … лет. Они познакомились в (на) …, подружились, а потом начали встречаться.

Они были знакомы уже …, когда поняли, что достаточно хорошо знают друг друга, доверяют друг другу,… Юноша и девушка решили обсудить, могут ли они перейти к более близким, интимным отношениям...

Учитель. Наши герои перед выбором. От чего он будет зависеть? Как вы думаете, каковы же основные мотивы вступления несовершеннолетних в сексуальные отношения?

Ученики делятся на группы для обсуждения вопроса: юношам предлагается назвать основные мотивы, характерные для молодых людей, а девушки обсуждают ведущие мотивы у девочек-подростков. Результаты обсуждения записываются на доске.

Наиболее вероятные результаты:

Юноши:

• сексуальное влечение;

• интерес;

• самоутверждение.

Девушки:

• боязнь потерять парня;

• интерес;

• самоутверждение.

Далее ведется обсуждение полученных результатов, отмечаются различия ведущих мотивов у юношей и девушек.

Учитель. Всегда ли сексуальные связи подростков являются результатом обдуманных, взвешенных решений?

Участники делятся мыслями, отмечают, что часто это случается импульсивно и даже против желания и потребности, подросток становится жертвой манипуляции со стороны сверстников или взрослых, то есть подвергается давлению.

Учитель. В какой форме может быть оказано это давление?

Школьники составляют список возможных формы давления (угроза, шантаж, лесть, формирование чувства вины, спор на “слабо” и т.п.).

Как сказать “нет”

Учитель. Человек не должен поддаваться давлению, позволять собой манипулировать, вынуждать поступать вопреки своим интересам, рисковать своим здоровьем и будущим. Для этого нужно уметь сопротивляться давлению, уметь сказать “нет”. И этому порой надо учиться. Давайте попробуем разработать стратегии отказа в ситуации, когда вступление в интимные отношения не входит в ваши планы, а партнер настаивает.

Ученики работают в группах. Они обсуждают и формулируют способы отказа для юношей и девушек, учитывая при этом, что форма отказа не должна быть обидной, оскорблять другого человека, а отношения должны быть сохранены.

Наиболее вероятные формулировки:

Юноши:

• нет времени;

• болею;

• не умею;

• родители запрещают;

• родители дома;

• устал.

Девушки:

• критические дни;

• болею;

• боюсь;

• родители запрещают;

• не умею;

• боюсь беременности.

Учитель записывает на доске формулировки отказа. После того как все причины названы, они обсуждаются. Выясняется, что все отказы носят временный характер, не решают проблему сразу и наверняка. Учитель предлагает старшеклассникам грамотно сформулировать суть своего отказа в наиболее простой, понятной и убедительной форме и помогает им в этом.

Учитель. Например, ваш отказ может звучать так: “Я не готова (не готов) к таким отношениям”. Эта фраза не требует объяснений и доказательств. Причина не в партнере, не в каких-то обстоятельствах, а в вас самих. Это ваше состояние, вы имеете на него право и не должны ни перед кем оправдываться. Реакция партнера на ваш отказ покажет, как на самом деле к вам относятся, уважают ли ваше право быть самим собой, нуждаются в вашей любви или в сексе.

В ходе беседы и промежуточных итогов можно опираться на дополнительные проблемные вопросы.

Возможные вопросы:

• Как вы думаете, кому проще отказать: чужому или близкому человеку?

• Как вы думаете, кому легче отказаться от нежелательного секса: юноше или девушке? Почему?

Подведение итогов

Учитель. Почему эпиграфом к занятию я выбрала слова французского философа Монтеня: “Всё приходит вовремя к тому, кто умеет ждать”?

Школьники делятся своими мыслями.

Учитель. Как вы думаете, в чем отличие первого сексуального опыта от всех последующих интимных отношений?

Старшеклассники высказывают свое мнение.

Учитель. Действительно, он первый и единственный, он запоминается навсегда и во многом определяет последующие отношения. Каждый из вас имеет право на то, чтобы его первый сексуальный опыт был красивым, романтичным, нежным, неповторимым и безопасным (во всех смыслах этого слова). Желаю вам счастья!

Фото Д.Поляковой

TopList